Новости факультета
Выбор факультета
02 марта 2017

Лекция «Клубная система в футболе на примере Португалии. Бизнес-модель, не зависящая от турнирных показателей»

В четверг, 2 марта, в учебном центре RMA пройдет лекция, которую для студентов групп «С-39», «С-40» и «С-41» факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» прочитают президент и коммерческий директор футбольного клуба «Униан де Лейрия» (Португалия) Александр Толстиков и Андрей Симонов. Тема: «Клубная система в футболе на примере Португалии. Бизнес-модель, не зависящая от турнирных показателей». Начало в 19.00. Аудитория: Big One/Big Ten. При подготовке рекомендуем ознакомиться с материалом, написанным по итогам мастер-класса, который в октябре 2012 года провел для студентов бизнес-школы RMA директор ФК «Бенфика» (Лиссабон) по маркетингу и коммерции Мигел Бенту.




 

«Будь мы московским клубом, мы собирали бы полный стадион»


Сегодня вечером в «Лужниках» в матче групповой стадии Лиги Чемпионов «Спартак» примет «Бенфику». Накануне, в то время как команда гостей опробовала синтетический газон Большой спортивной арены, в одной из лож Олимпийского стадиона, прошла лекция директора лиссабонского клуба по коммерции и маркетингу Мигела Бенту для студентов факультетов «Менеджмент в игровых видах спорта» и «Менеджмент в спортивной индустрии» бизнес-школы RMA. Завершив официальную презентацию, он подробно ответил на возникшие у аудитории вопросы.

Сеньор Бенту, не секрет, что Португалия – одна из тех стран, что сильнее других страдает от кризиса. Как ситуация в экономике в целом сказывается на ситуации в португальском футболе?

Я вам должен сказать, что с точки зрения бизнеса в португальском футболе легко никогда работать не было. Главная наша проблема в том, что страна у нас небольшая, всего населения – 10 миллионов. Здесь в футболе никогда не крутилось таких денег, как, скажем, в странах большой футбольной пятерки. Аудитория болельщиков сравнительно с этими самыми странами невелика, рынок весьма узок, и из этого напрямую вытекает то, что интерес спонсоров и рекламодателей к португальскому чемпионату не так пристален, как, скажем, к тому же итальянскому, не говоря уже об английском. Ну и, конечно, кризис эту проблему только усугубил. Труднее стало привлекать болельщиков, труднее договариваться со спонсорами. Все считают деньги.

Может быть, тут не только в кризисе дело? Из всех спонсоров «Бенфики» только два – Adidas и Coca Cola – это крупные международные компании, а остальные – региональные и, следовательно, не такие богатые. Как вы считаете, этот факт и тот, что последние 50 лет «Бенфика» не добивалась крупных успехов именно на международной арене, связаны между собой?

Я думаю, такая связь действительно присутствует. Хотя нельзя сказать, что то, что Кубок Чемпионов мы в последний раз выигрывали в 1962 году, является каким-то уж совершенно непреодолимым барьером в деле сотрудничества с крупными корпорациями. В конце концов, не так давно нашими спонсорами являлись и Shell, и Vodafone. И сейчас мы ведем переговоры с некоторыми международными гигантами, пытаясь убедить их в том, что сотрудничество с нами может быть для них выгодно, может существенно расширить их перспективы на португальском рынке.

Какие аргументы в пользу этого приводите?

Ну, хотя бы тот аргумент, что «Бенфика» – это вообще самый известный в мире португальский бренд. Это не просто слова, это подтверждается данными исследований. 50 процентов всех футбольных болельщиков Португалии это болельщики именно «Бенфики». Официально, книгой Гинесса, засвидетельствовано, что по количеству членов клуба мы являемся мировыми рекордсменами: таких членов у нас на данный момент 226 тысяч, они помимо Португалии живут еще в 70 странах мира, и по этому показателю мы опережаем даже «Манчестер Юнайтед». У нас 200 фанклубов по всей стране и еще 40 – за ее пределами.

Впрочем, возвращаясь к теме связи между завоеванными трофеями и состоянием коммерческих дел клуба, я соглашусь, отрицать это бессмысленно: спортивные достижения способствуют успехам в бизнесе. Скажем, в сезоне 2009/10 годов, когда мы в последний раз взяли португальское чемпионство, мы были 10-м клубом Европы по посещаемости и 11-м по доходам. Мы тогда были вообще единственной по этим показателям командой в европейском Top-30, которая выступала не в чемпионатах первой пятерки.

Если говорить о доходах «Бенфики», каковы они, из чего складываются, какими цифрами выражаются?

Я могу вам привести данные прошлого сезона, когда клуб заработал 148 миллионов евро. Из них 34 миллиона мы выручили от продажи игроков. Остальное, если раскладывать по долям, то где-то 25 процентов принесла нам продажа телевизионных прав, 30-35 процентов – спонсорские соглашения и еще примерно процентов 40 – то, что называется доходами в match day: сюда я отношу реализацию сезонных абонементов, билетов на отдельные матчи, контракты на аренду коммерческих лож (sky boxes), выручку от продажи еды и напитков на стадионе, в значительной степени – мерчендайзинг. Хотя наш самый большой фирменный магазин, расположенный на стадионе, работает не только в день матча, он работает без выходных, по 13 часов в день, семь дней в неделю.

Мерчендайзингу мы вообще уделяем большое внимание: ассортимент клубного каталога составляет 1, 5 тысячи наименований товаров, как премиальных по качеству и, соответственно, по цене, так и рассчитанных на болельщиков финансово не слишком обеспеченных: мы исходим из того, что должны угодить всем, кто нам симпатизирует.

Читать дальше…

Читайте также:

«Нам вся команда обходится во столько же, во сколько «Динамо» один Вальбуэна» (отчет о мастер-классе, проведенном для студентов бизнес-школы RMA топ-менеджерами ФК «Эшторил» (Португалия), ноябрь 2014 года).
Все новости >