Новости факультета
Выбор факультета
28 декабря 2020

«Я – учитель по природе своей»

Одним из последних занятий на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» в уходящем году стала лекция основателя и генерального директора баскетбольного клуба «Стремление», выпускника бизнес-школы Александра Хахилева. Сразу после ее окончания он дал интервью сайту RMA. Предлагаем его вашему вниманию.


Александр Хахилев. Фото: RMA


Без малого три года назад я взял у тебя первое большое интервью. Мы тогда говорили о том, как ты приехал в Москву, как пришел учиться в RMA, как разрабатывал концепцию «Стремления», философию своей школы... Сегодня к этому мы возвращаться уже не станем, просто расскажи вкратце, что произошло с момента того нашего разговора. Я так понимаю, «Стремление» с тех пор довольно серьезно выросло...

Да, мы действительно росли: вплоть до марта этого года, то есть до пандемии. На момент, когда она началась, у нас занималось больше полутора тысяч человек, и детей, и взрослых.

У нас в штате было 50 сотрудников. В Москве – 55 площадок, 76 команд разных возрастов, которые играли друг с другом в созданной нами лиге, у нас накопился богатый опыт проведения баскетбольных лагерей, куда мы продали в общей сложности больше 500 путевок...

Но, конечно, коронавирус нам эти показатели подпортил – на время первой волны пришлось уйти в онлайн, и до сих пор еще мы прежний уровень полностью не восстановили – кое кто из тех, кто у нас занимался, сейчас предпочитают не приходить в залы, не отпускают на тренировки своих детей именно из-за опасений подцепить заразу.

Так что потери есть. Но, с другой стороны, есть и успехи. Мы в развитии не останавливаемся, больше того, выходим на новые рынки. Сейчас помимо Москвы «Стремление» присутствует в Санкт-Петербурге и Прокопьевске, моем родном городе.

В разработке – Тамбов: там через комитет муниципального имущества нами уже практически заключены договоры аренды залов, в январе-феврале, думаю, запустимся. Плюс Сочи. Там у нас есть контакты с заместителем мэра, и вот туда я прямо очень хочу зайти.

Перспективы – самые заманчивые: в городе сейчас баскетбол вообще никем и никак не представлен, при том, что здесь фактически круглый год можно тренироваться и играть не только в помещениях, но и на открытом воздухе.


Вы по-прежнему базируетесь в основном в школьных залах?

Нет, вот это как раз одна из главных перемен, которая с нами произошла по сравнению с периодом трехлетней давности.

От сотрудничества со школами мы отказались, теперь работаем исключительно с арендными площадками.

Хотя этот переход был историей очень непростой, и не все мои коллеги верили, что для нас она закончится благополучно, но в итоге все получилось, и сейчас я, как бизнесмен, чувствую себя гораздо уверенней, чем прежде.


Почему?

Потому, что со школами нельзя выстроить надежных, взаимовыгодных бизнес-отношений.

На них я повлиять никак не мог, они хотели – сотрудничали с нами, хотели – могли в любой момент перестать, и мы поделать с этим ничего не могли.

А здесь – я владею ситуацией, я могу влиять на процесс.


Еще одна перемена, происшедшая в твоей жизни – ты теперь спикер RMA. Когда тебя попросили почитать лекции в бизнес-школе, ты как к этому отнесся? Удивился, обрадовался?

Я это предложение воспринял просто прекрасно, с большой радостью. Хотя, помню, перед первым занятием волновался страшно, меня аж трясло.

Потому что одно дело – общаться со своими сотрудниками, с тренерами, которых ты прекрасно знаешь, от которых понимаешь, чего требовать, чего ждать, и совсем другое – со студентами, которых ты первый раз в жизни видишь, которых тебе предстоит к себе расположить, заинтересовать, вдохновить...


Прямо вот обязательно – вдохновить?

А как же?! Любым делом нужно заниматься с вдохновением. И учебой, и преподаванием, и любым другим. Иначе толку не будет.

Я думаю, я, мой пример людям может это ощущение дать – ощущение вдохновения, какой-то окрыленности своей идеей, своим проектом. 

Помню, когда я сам был студентом, когда уже задумывался о собственной баскетбольной школе, но еще не знал толком, как ее создать, как ее выстроить, меня лекции Ларина, лекции Былинкина именно что вдохновляли.

Эти люди мне действительно очень помогли, без них, возможно, «Стремления» не случилось бы, и встреча с ними – это то, за что я RMA действительно очень благодарен.


Вот о чем еще хочу спросить: мы сейчас с тобой сидим, разговариваем, на часах – полодиннадцатого, домой тебе ехать неблизко, завтра на работу вставать – рано, и так, как я понимаю, каждый день, двадцать четыре на семь... Скажи, тебе это зачем надо? Я не про «Стремление», конечно, спрашиваю, а про преподавание в RMA.

Ох... Ну, во-первых, мне это просто нравится. Я по природе своей – учитель, я десять лет учителем физкультуры в школе проработал, и мне эта работа очень по душе была, я ей, в отличие от многих коллег, был серьезно увлечен и серьезно в нее погружен. 

Потом... Ну, как... Меня попросили почитать в бизнес-школе, которая мне очень многое дала, в которой мне сама атмосфера импонирует, куда мне даже просто приходить радостно, где ко мне относятся исключительно уважительно...

Ну как же я откажу?! Да это даже долг мой – занятие здесь провести.

Ну, и наконец, это просто приятно: вот я пришел, вижу свое имя, логотип «Стремления» на экране перед аудиторией... И чувство такое, что да, наверное, все-таки чего-то я в этой жизни добился, что-то полезное мне сделать удалось... Это – признание, как ни крути.

А что касается того, что на часах полодиннадцатого, то какая разница-то, полодинннадцатого или полдвенадцатого, если мне то, чем я занимаюсь, в кайф?

Надо будет для дела, я в час ночи спать лягу, а в три – встану. И ничего, и никакой усталости.


Как преподаватель ты какой – строгий, требовательный?

Я прежде всего – преподаватель-практик. На занятиях делюсь только собственным опытом. Рассказываю о том, что сам придумал и сделал, и что у меня работает. Или – не работает.

О том, что кто-то другой сделал, о том, что теоретически можно было бы сделать, о том, сработало бы это или, может быть, нет – вот об этом обо всем я на своих занятиях не рассказываю никогда.


Как бывший студент RMA видишь, чем те, кто сейчас учится, отличаются от вас?

Думаю, нынешние студенты более подготовленные, они лучше понимают, зачем они пришли в RMA, чего от учебы здесь ждут, что будут делать после нее. У многих уже сейчас есть собственные проекты.

Я сужу даже по сегодняшнему занятию, оно закончилось, и с вопросами, вполне конкретными и профессиональными, ко мне подошли сразу несколько человек – у одного своя волейбольная школа, у другого – футбольная, девушка обратилась с другого факультета – у нее свой проект, к спорту отношения не имеющий, но все же...

У нас, насколько я помню, такого не было. У нас большинство ребят вроде и задумывались о работе в спорте, но конкретно свои перспективы, свой будущий функционал представляли весьма приблизительно.


Традиционный вопрос от наших абитуриентов: возможен ли вариант, при котором спикер RMA, то есть в данном случае – ты, предложит работу студенту, ярко проявившему себя во время занятий?

Думаю, вряд ли. Просто проявить себя на лекции – быть активным, задавать какие-то умные, нетривиальные вопросы, этого, с моей точки зрения, маловато.

Я считаю, человек должен сам проявлять инициативу – он должен, условно говоря, прийти ко мне, и предложить свои услуги, причем не просто предложить, а свое предложение подробно обосновать. И, кстати говоря, таких случаев в моей практике было несколько.

На данный момент никто из выпускников RMA в «Стремлении» не работает, но в истории компании такие люди были – Виктор Объедков вел наши соцсети, Илья Беликов занимался поиском баскетбольных залов, Нэлли Савельева – в течение некоторого времени была моим заместителем. Все они, безусловно, внесли свой вклад в развитие клуба.


Дай совет нынешним студентам: что может увеличить их шансы на построение реальной карьеры в спорте?

Не думаю, что скажу что-то новое. Да я уже, в общем, и сказал. Надо ставить перед собой реальные цели и задачи, и если уж что-то делаешь, то понимать, зачем ты это делаешь.

Скажем, если вы учитесь играть на скрипке, вы же должны понимать – делаете вы это для того, чтобы потом вечерами музицировать для собственного удовольствия дома, или рассчитываете получить работу в профессиональном оркестре? В спортивном менеджменте – то же самое.

А вообще, трудится надо – много, долго упорно. Увы, многие этого делать либо не хотят, либо к этому в принципе неспособны.

У многих в голове почему-то сложилась такая картина жизни, что да, можно один раз напрячься, проявить себя, получить, благодаря этому единичному напрягу, какую-то неплохую должность, и дальше уже ничего не делать.

А ни фига – напрягаться надо постоянно, только тогда можно добиться реального успеха.


Фото: RMA


На этой оптимистической ноте переходим к поздравлениям и пожеланиям. Повод есть – бизнес -школе в этом году 20 лет, факультету «Менеджмент в игровых видах спорта» – 15.


Ну, что сказать... Ваше дело должно продолжаться, оно должно жить и развиваться.

Потому, что состояние дел в нашем спорте, на какой вид ни глянь, оно по большей части такое, что только руками развести остается – это я выражаюсь очень деликатно.

Есть, конечно, какие-то успехи, какие-то и положительные моменты и примеры, но все это так не системно, так фрагментарно, я бы даже сказал – местечково...

Так что желаю вам как можно большего количества абитуриентов, и не просто абитуриентов, а людей целеустремленных, современно мыслящих, готовых прийти в спорт и посвятить себя работе по кардинальному улучшению положения в индустрии.

В том, что вы сможете их к этой работе наилучшим образом подготовить, я не сомневаюсь, и сам буду рад в этом всеми силами содействовать.

Удачи вам в ближайшие 20 лет!

Беседовал Петр БРАНТОВ

Все новости >