Новости факультета
Выбор факультета
24 ноября 2010

Гнездо пушкаря

«Эмирейтс» построили за большие деньги. И — исключительно ради больших денег. Уже после переезда с «Хайбери» Арсен Венгер не раз высказывался в том духе, что когда бы не новый стадион, «Арсенал» был бы обречен на медленную смерть в виду невозможности финансово соответствовать главным своим конкурентам, и в первую очередь «Манчестер Юнайтед», чей «Олд Траффорд» после очередной реконструкции по вместимости превосходил 38-тысячный «Хайбери» больше, чем вдвое. Арсен, разумеется, оказался прав. С появлением «Эмирейтс» денег у «Арсенала» здорово прибавилось. Не стало другого — больших побед.



Ну, а с другой стороны, что еще было делать? Одна только зарплата игроков «Арсенала» за последние десять лет выросла больше, чем втрое. Было 30 миллионов на всех, стало — 100. Абрамович «Арсенал» не купил, даже и не пытался. Значит, что нужно предпринять, чтобы компенсировать возросшие расходы? Значит, нужно строить новый, большой стадион. Потому, что на старом, славном, легендарном, но маленьком, все желающие просто не помещались. А с тех, кто не поместился, денег за вход не возьмешь.



Вот, кстати, что думали по этому поводу Джон и Мэтт Симмонсы, авторы книги «Побеждать вместе: история бренда футбольного клуба «Арсенал»:

«Несколько лет полных аншлагов на „Хайбери“ недвусмысленно свидетельствовали о неудовлетворенном спросе на билеты... Первоначальные и неофициальные оценки будущих доходов указывают на то, что новый стадион значительно изменит облик „Арсенала“ по многим параметрам... Как бы то ни было, нет сомнений, что выручка от матчей на новой арене серьезно увеличит оборот...

... Выручка в дни игр предполагает пять основных финансовых потоков. Около 7 тысяч мест „клубного яруса“, который активно рекламируется обладателям сезонных абонементов как способ не только заплатить больше, но и получить удобные места с хорошим обзором, обещают годовой доход примерно в 18 миллионов фунтов...

Второй поток — это 150 лож стоимостью от 65 000 до 150 000 каждая. Предполагаемый доход от этих лож составит примерно 14 миллионов фунтов...



Упомянутые две категории — это лишь 10 тысяч мест и 32 миллиона фунтов годового дохода. И, если учесть, что годовой доход от продаж билетов на „Хайбери“ составлял 33 миллиона, получается, что деньги от продажи остальных 50 тысяч „обычных“ билетов на стадион в Эшбертон Гроув будут уже дополнительным доходом. А ведь есть еще совершенно особенные „алмазные“ места. Их обладатели будут платить по 12.5 тысяч фунтов за посещение одного матча в невероятно роскошных условиях, имея возможность следить за подъемами и спадами фондового рынка в перерывах между таймами...Таким образом, всего продажа билетов должна приносить 81миллион фунтов в год...

... Чем больше людей приходят на стадион, тем больше возможностей продать им дополнительные товары и услуги. Цифра в 10 миллионов фунтов от продажи программок и продуктов питания не выглядит завышенной. Таким образом, даже с учетом погашения инвестиций в строительство (процентные платежи составляют примерно 18 миллионов фунтов в год) общее повышение прибыльности должно быть весьма ощутимым».

Вы, конечно, обратили внимание: свою книгу Джон и Мэтт писали в то время, когда «Эмирейтс» еще только строился, так что все приведенные в ней цифры были не более, чем предположениями, хотя, конечно, и основанными на расчетах. Замечательно, однако, другое: то, что все эти предположения со временем сбылись с невероятной точностью. Согласно прошлогоднему отчету, любезно предоставленному нам финансовым директором «Арсенала» Хенриком Алмстадтом, в 2009-10 годах каждая домашняя игра приносила клубу 3 миллиона фунтов. В годовом исчислении этот показатель достиг 94 миллионов, каковые и составили 42 процента доходной части бюджета.

Впрочем, новая арена помогла увеличить заработки не только от продажи билетов. Она здорово поспособствовала заключению совершенно выдающихся спонсорских контрактов. Вот не приходили же «Эмирейтс Эйрлайнс» на «Хайбери». А на новый стадион — пришли. Уже знакомые нам Джон и Мэтт в связи с этим писали:

«Самая значительная сделка со спонсорами связана с названием стадиона в Эшбертон Гроув. Большинство болельщиков «Арсенала» предпочли бы имя, «не запятнанное» духом коммерциализации. Если бы среди них был объявлен конкурс на лучшее название для нового стадиона, то в нем с большим отрывом лидировали бы варианты «Нью- Хайбери» или «Стадион Арсена Венгера». Но для людей, занимающихся бизнесом и владеющих дорогостоящей собственностью (как физической, так и интеллектуальной), очевидно, что деньги, вырученные за продажу прав на название стадиона, могут быть использованы для того, чего болельщики хотят больше всего — для будущих побед на футбольном поле... И когда дело было сделано, почти все отнеслись к этому благожелательно. Хотя, конечно, осталось изрядное количество недовольных и даже озлобленных, которые утверждали, что им будет не хватать прежнего «Арсенала».

... Очевидно, в «Эмирейтс» смогли воспринять некие почти неуловимые ценности, ассоциируемые с брендом «Арсенал». К тому же люди склонны верить в неизведанное, а при сотрудничестве с Emirates у клуба появлялась возможность испытать что-то выходящее за рамки доморощенного спонсорства. К примеру, когда авиакомпания BMI была объявлена «официальной авиакомпанией „Арсенала“, обслуживающей все его матчи в европейских кубках, мотивировка этого сотрудничества выглядела типичным образчиком бескрылой брендовской фени: „Чувство истории, мощь и высокие достижения связывают два наших бренда нерасторжимыми узами, и результатом такого сотрудничества может быть только одно: полный успех“.

Спонсорство „Эмирейтс“ находилось совсем на другом уровне. Оно гарантировало 90 миллионов фунтов (100 миллионов в нынешних ценах) за 15-летние права на использование названия стадиона и за 8 — летние права на использование футболок. При этом дополнительной, если не самой главной, привлекательной стороной договора для членов правления „Арсенала“ являлось то, что он предусматривал значительную предоплату и спонсорские деньги начали поступать практически сразу, когда расходы на строительство нового стадиона были особенно велики».

Впрочем, пора бы уже отвлечься, не все же о деньгах говорить. Давайте, что ли, посмотрим, как устроен «Эмирейтс» изнутри. Я сейчас воспроизведу тут куски своей двухлетней давности заметки. Она как раз про это. Называется — «Арсенальное темное». Почему? Почитаете — поймете. Итак:



«Арсен Венгер, как известно, некоторое время жил и работал в Стране восходящего солнца. Именно там он приобщился к фэн-шую, восточной традиции организации жизненных пространств. Своих симпатий к ней главный тренер «Арсенала» не скрывает и поныне. Больше того, он этой традицией руководствуется...



... «Эмирейтс» — удивительный стадион. Стадион — мечта. Стадион — эталон. На футбол сюда ходят даже слепые: администрация арены рассаживает незрячих болельщиков в специальном секторе и раздает им наушники, в которые транслируется репортаж специально нанятого радиокомментатора. Сопровождающие незрячих болельщиков специальные собаки-поводыри пользуются на «Эмирейтс» не меньшими удобствами: этот стадион — единственный в мире, где специальная собака-поводырь может справить свою собачью нужду в специальном собачьем туалете.

Впрочем, будучи раем земным для болельщиков и собак, «Эмирейтс», как это ни странно, вовсе не является таковым для футболистов. Вернее, является, но не для всех. Немалая заслуга в этом принадлежит мсье Венгеру. И, разумеется, фэн-шую.

Вряд ли где еще во всем мире вы обнаружите стадион, где хозяйская раздевалка оборудована по эскизам главного тренера. На первый, неподготовленный взгляд ничего особенного в ней нет. Но это — исключительно на первый. Начать с того, что она, раздевалка «Арсенала», по форме напоминает овал или, если угодно, подкову. Впрочем, ничего общего с лошадиным аксессуаром, по общеевропейскому признанию способном приносить удачу, здесь нет. Зато есть — с милым сердцу мсье Венгера фэн-шуем, который учит человечество тому, что именно овал способен настроить всякого заключившего себя в его магические рамки на позитивный и созидательный лад. Тут, конечно, сам собой должен возникнуть вопрос о том, что в таком случае служит альтернативой овалу? Отвечу и на него: это — квадрат, страшная, разрушительная для человеческой психики форма, порабощающая волю и губительно сказывающаяся на способности организма хоть сколько-нибудь эффективно сопротивляться жизненным неурядицам.



Теперь — самое главное. Предвижу, что, прочтя эти правдивые строки, кое-кто из прежде боготворивших мсье Венгера в ужасе отшатнется от него как от человека, вероломно поправшего священные принципы fair play, но молчать — не в моих правилах. Итак, знайте: гостевая раздевалка на «Эмирейтс», спроектированная также при непосредственном участии хозяйского рулевого, имеет форму самого что ни на есть зловещего квадрата. Особо подчеркну следующее обстоятельство: в футбольном клубе «Арсенал» подобное коварство по отношению к гостям не то что не скрывается, напротив: оно всячески выпячивается и преподносится как одно из неоспоримых доказательств тренерского гения хитроумного Арсена. Самый обычный экскурсовод, гоняющий по закоулкам грандиозной арены обычную туристическую группу, повествуя о сверхъестественных свойствах азиатской геометрии, лукаво похохатывает: мол, как мы их!

Между тем, гостей на «Эмирейтс» и без всякого фэн-шуя держат в черном теле. Вот взять, скажем, такую простую и незамысловатую деталь интерьера, как стол. Обыкновенный деревянный стол, стоящий посреди раздевалки. У хозяев он невысокий, где-то по пояс. У гостей — чуть не по грудь. Спрашивается, для чего так? Ответ, готовый у того же экскурсовода, опять-таки обескураживает бесхитростным нежеланием утаивать собственные не самые благородные намерения: для того, чтобы сидящие в раздевалке друг напротив друга гости друг друга толком не видели и не могли нормально общаться.

Мелочь, а неприятно...



Или мягкие кожаные подушки, подкладываемые на деревянные лавки для нормализации кровообращения в натруженных ногах. У хозяев, понятное дело, с такими подушками проблем не возникает. У гостей — тоже, поскольку подушек на «Эмирейтс» для них не припасено. Хотите — везите свои, нет — вам же хуже. То же и с подогревом полов на скамейках запасных, которые на арене «Арсенала» являются частью одной из трибун.



Хозяева в своих владениях что осенью, что зимой могут хоть босиком сидеть, но на гостей теплота и радушие в его электрическом эквиваленте не распространяются.



Повторюсь: так дела обстояли пару лет назад. И ошибается тот, кто думает, что за это время хозяева поменяли свои представления о целях спортивной борьбы и средствах ее ведения. Отнюдь. Так что к написанному тогда нынче я могу добавить очень немногое. Ну, например, такие вот факты, в свое время упущенные из виду, и делающие и без того неприглядную картину совсем уж возмутительной.

Оказывается, пол в хозяйской раздевалке покрыт специальным антискейтинговым составом, ступая на который после душа, местные звезды абсолютно гарантируют себя от случайных падений и никому не нужных травм. А гостям — шиш. У хозяев имеется бассейн с теплой водой. А гостям — шиш. У хозяев — шесть физиотерапевтических кушеток. А гостям -... Нет, вру: парочку они им все — таки оставили...

Признаться, в очередной раз уверившись в хозяйском бесстыдстве, я затаил недоброе. И через пару дней, когда «Арсенал» неожиданно оказался бит дома «Ньюкаслом», стадион покидал не без некоторого даже злорадства. Что, помогли вам ваши черные квадраты, ваши холодные, скользкие полы? Да и вообще, что вы тут, на этом своем «Эмирейтс», выиграли?! Со всеми своими спонсорами, на виду у «алмазных» болельщиков?!



А ведь и правда — ничего. С тех пор, как в шестом году съехали с «Хайбери» — как отрезало. Последнее чемпионство — четвертый год. Последний Кубок — пятый. И, вы знаете, это, похоже, их самих уже настораживает. С самого начала, с самого первого дня, пытались они вдохнуть в новый стадион дух старого. Сохранили исторические названия всех трибун. Благоговея и трепеща, заложили в основание строящейся арены капсулу со списком всех когда-либо игравших за «Арсенал», всех его тренировавших, с гетрами Анри, бутсами Виейра и футболкой Йена Райта.



Обмотали «Эмирейтс» гигантским баннером, на котором стоят, обнявшись, все великие клуба сего — Боб Уилсон, Деннис Бергкамп, Чарли Джордж, Эдди Хэпгуд...



Расставили по округе мемориальные скамейки в память о рекордсменах по количеству сыгранных матчей. Наконец, водрузили на фасад знаменитые часы со старого стадиона.





Но дух все не вселяется.

«Хайбери» не вернуть.

И стрелки на старом циферблате отмеряют уже совсем другое, новое время.

Петр БРАНТОВ

P.S. To be continued...

Все новости >