Новости факультета
Выбор факультета
13 декабря 2021

«Первые проекты в спорте мы с одногруппниками запустили, еще будучи слушателями RMA»

Предлагаем вашему вниманию интервью директора ХК «Спартак» (Москва) по развитию и экономике, выпускника и спикера факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Дмитрия Былинкина, человека, пришедшего в индустрию уже в зрелом возрасте, много чего в ней повидавшего и теперь делящегося с идущими следом не только секретами достигнутых успехов, но и опытом пережитых «трагических случаев».


Дмитрий Былинкин. Фото: RMA



Дмитрий, почти тринадцать лет прошло с тех пор, как вы окончили RMA, пять лет уже как вы – наш преподаватель. А можете вспомнить, когда вы впервые о Бизнес-школе узнали?

Я бы, с вашего позволения, слово преподаватель заменил на слово спикер.

Точно так же, как когда я в RMA учился, я себя ощущал не студентом, а правильнее сказать – слушателем…

Что касается того, когда я впервые о вас узнал… Сложно вспомнить – мне кажется, что следить за RMA я начал с самого момента ее появления. И довольно долго раздумывал – вот, здорово бы было сюда поступить.

Был период, когда я практически решился, и рассматривал возможность трижды в неделю летать на занятия в Москву в режиме вторник – четверг-суббота.

Но потом понял, что к уже имеющимся 130 часам налета в год по работе добавлять еще и это – перебор.

В общем, поступил только в 2008-м, когда закончил работу в одном из очень важных проектов.

Что за проект?

Я разным бизнесом в жизни успел позаниматься. Конкретно в то время работал в промышленности, участвовал в создании крана – снегоболотохода.

Эту машину на шасси «Урала» сконструировали на ЧМЗ, Челябинском Механическом заводе.

Абсолютно уникальный проект – изначально разрабатывался по заказу «Газпрома» для быстрой укладки труб и ликвидации возможных аварий на находящихся в непроходимых местах участках газопроводов.

Понятно. А почему при поступлении в RMA выбрали именно спортивный факультет?

Потому, что к спорту душа у меня с детства лежала. Родился я в Волгограде, там начал заниматься футболом – правда, самый высокий уровень, на котором довелось поиграть – первенство области…

Потом какое-то время детей тренировал, а году в 1993-м, что ли, не помню уже точно – разрабатывал коммерческую стратегию для Горюнова Владимира Дмитриевича, тогдашнего президента «Ротора».

В общем, выбор именно спортивного факультета, это было совсем не случайно.

Мне хотелось хобби свое превратить в профессию: это же настоящее счастье – заниматься тем, что тебе нравится, и еще и доход из этого извлекать.

Откуда такая уверенность в том, что доход извлечь получится?

А она у меня изначально присутствовала. Я знал, что опыт, который у меня на тот момент уже имелся – опыт в бизнесе, в финансах, в маркетинге, опыт руководства крупными и средними компаниями, в спорте тоже будет востребован, и это принесет результат.

Что дала вам учеба в RMA?

Она позволила упорядочить те знания и сведения о спорте, которые у меня уже имелись, дала возможность понять, прочувствовать некоторые важные нюансы, которые присущи именно спортивному бизнесу.

Особо я хочу сказать о зарубежных стажировках: две поездки, в которых я участвовал, в Англию и во Францию, оказались очень полезными с точки зрения знакомства с новейшими трендами в спортивном менеджменте, спортивном маркетинге.

И еще, если продолжать разговор о том, что дала мне учеба в RMA – она дала мне новые знакомства, новых друзей, новых партнеров, и, соответственно, новые проекты, мои первые проекты в области спорта.

Что это были за партнеры? И что за проекты?

Партнеры - мои одногруппники. Я учился в группе «С-13», тринадцать – вообще у меня любимое число, и мы с парнями практически сразу, едва познакомившись, организовали совместный проект.

Запустили агентство спортивного маркетинга Smart, довольно быстро определились с заказчиками, с партнерами…

Короче говоря, первые контракты у нас появились еще когда мы были слушателями RMA, и до определенного времени, все мои проекты в спорте это были именно проекты, осуществленные в рамках Smart…

Давайте вспомним самые яркие из них.

Самые яркие это, конечно, «Волга» (Нижний Новгород) и «Ростов».

С обоими футбольными клубами мы работали в рамках договоров на осуществление коммерческой деятельности, и в том, и в другом случае нам была предоставлена значительная свобода в реализации наших планов и идей.

Видимо, в том числе и поэтому, и там, и там, нам сопутствовал успех.

Критерии этого успеха?

В «Волге», например, нам удалось добиться очень неплохой средней посещаемости – 80-85 процентов в среднем на игре.

Подчеркиваю, в среднем. На топовых играх – со «Спартаком», ЦСКА, «Зенитом» - у нас всегда фиксировался солдаут.

 При том, что мы впервые в истории клуба ввели продажу билетов. Именно продажу, за деньги – до нашего прихода матчи «Волги» можно было посещать абсолютно бесплатно, и даже при этом никто на них особо не ходил.

А как так получилось? За бесплатно не ходили, а за деньги стали?

Так все дело в организации качественного сервиса, в уважении к болельщику. До нас никто акцента на этом не делал.

А мы, введя плату за билеты, в дни матчей организовали на стадионе и нормальный качественный кейтеринг, и интересную шоу-программу, и много чего еще.

И примерно то же самое можно сказать и о «Ростове», хотя это город исторически, конечно, куда более футбольный, чем Нижний и с болельщиками там работать гораздо легче…

До сих пор помню, какие мы там автопробеги устраивали перед каждым домашним матчем – стартовали от вокзала, и колесили по три-четыре часа по всему городу – машины с флагами, с атрибутикой, брендированные, пленкой в цвета клуба обтянутые – кто во что горазд! Драйв мощнейший!

Плюс, если говорить о чистой коммерции – мы в Ростове привлекли на стадион – на старый еще, на «Олимп», который теперь имени Виктора Понедельника – первого полноценного кейтерингового оператора. Так-то там народ в основном семечками обходился.

И спустя много лет именно этот, впервые привлеченный нами оператор обслуживал уже матчи Чемпионата мира на «Ростов Арене» - так что можно, наверное, говорить о том, что мы в местном футболе не просто поработали, но и оставили после себя кое-какое наследие.

Но вершина вашей карьеры – по крайней мере, на данный момент – это именно хоккейный «Спартак»?

Вершина карьеры… Звучит немного пафосно. Хотя, если смотреть с точки зрения бренда, его веса, значимости, истории – то да, конечно, «Спартак»…

Ваша нынешняя должность официально называется…

Директор по развитию и экономике. Фактически, это функционал коммерческого и финансового директоров.

Когда вас на эту должность пригласили, какие задачи перед вами были поставлены?

Скажем так: ни в коем случае не ударятся в критику, не искать какие-то недочеты, шероховатости в работе прежней команды.

Напротив, все то положительное, что было этой командой наработано, сохранить. И – преумножить. Найти, обозначить точки дальнейшего коммерческого роста.

Сколько вы уже в «Спартаке»?

Полгода. Этот период можно как-то оценить? Есть какие-то результаты, хотя бы промежуточные? Рано говорить о результатах и давать оценки. Все в процессе.

Прямо сейчас разрабатывается бизнес- стратегия на ближайшие три сезона – с 2022 по 2025 годы. Идет некая настройка, перестройка – под новые планы, новые цели, новых людей…

Дело в том, что в межсезонье у нас в значительной степени обновилась вся коммерческая служба.

Взять, например, билетный отдел: от нас в футбольный «Локомотив» перешел один выпускник RMA, который им раньше руководил, Антон Лаптев, на смену ему из футбольного «Спартака» вернулся другой – Олег Карпиленко.

И ему, в частности, предстоит заниматься новой для «Спартака» темой – реализацией коммерческих лож: на прежних аренах, до переезда в «Мегаспорт», у клуба такой возможности не было.

Параллельно необходимо решать неотложные текущие задачи: например, в межсезонье надо было привести в точное соответствие с регламентами КХЛ – и спортивным, и техническим – обе арены, которые мы сейчас используем для игр и тренировок первой и молодежной команд: это – в первую очередь – все тот же «Мегаспорт» и Малая арена «Лужников» - отстроить там зрительские сервисы, звук, свет, и так далее.

Новые партнеры, спонсоры. За то время, что вы в «Спартаке», удалось кого-то привлечь?

Назову пока двух. Первый – это крупный агрохолдинг «Ариант», компания с челябинскими корнями. Она в нашем виде спорта уже была представлена, сотрудничала с «Трактором».

Партнерство со «Спартаком» для них – это новая география, новый вызов.


Это абсолютно рыночная история, и сейчас можно сказать, что и они, и мы первыми итогами сотрудничества удовлетворены – у нас уже состоялись несколько активаций, и все они были хорошо представлены в медиа.

И второй относительно недавно привлеченный нами партнер – это Антон Пинский, знаменитый ресторатор, партнер Аркадия Новикова.


Изображение: ХК Спартак Москва



Мы договорились с ним о том, что его компания возьмет на себя кейтеринг «Спартака» - будет кормить и болельщиков на стадионе, и саму команду.

Давайте поговорим о вас, как о спикере RMA. Когда вам предложили им стать, вы как к этому отнеслись?

Там не так было. Не мне предложили, а я сам себя предложил, и довольно долго Кирилла Эдуардовича уговаривал дать мне проявить себя в этом качестве…


Фото: RMA



А зачем вам при вашей, как я понимаю, и без того высокой занятости, это было нужно?

Просто чувствую в себе такую потребность – делиться с молодежью опытом, тем, что знаю, что умею.

Рассказывать об удачных практических кейсах и о таких, которые мы сами называем «трагическими случаями» - об ошибках и провалах, короче говоря. Уверен, что тем, кто нашей профессии только учится, эта информация полезна.

Вот такая у меня мотивация, другой нет.

Первое свое занятие помните?

И первое помню, но еще лучше – второе. В первый раз я, естественно, волновался очень, но в итоге все прошло хорошо.

Помню, во второй части мы устроили небольшой интерактив: смоделировали организацию работы торговой точки с атрибутикой в день матча – разбирали, как правильно выкладывать мерч, и так далее.


Фото: RMA



А почему именно второе занятие вам так запомнилось?

Потому, что это оказался тот самый «трагический случай». Синдром второго полета, самоуверенность…

Помню, накануне я вернулся из командировки и к подготовке к той лекции отнесся, чего греха таить, с прохладцей – не просмотрел материалы, не освежил презентацию, думал, что как-то на харизме, на кураже, на вопросах-ответах прорвусь…

И в каком же я был шоке, когда увидел, что после большого перерыва на занятие ко мне вернулись один или два человека изо всей группы!

Остальные ушли – настолько, видимо, им стало скучно и неинтересно.

Урок для вас?

Не то слово… С тех пор я ничего подобного никогда себе не позволял.

Теперь железным правилом для меня является самая серьезная подготовка к каждому занятию.

Обновление, пересмотр, переоценка материала, добавление новых тезисов – всем этим я начинаю заниматься не позднее, чем за пару дней до очередного визита в Бизнес-школу.

Еще один принципиальный момент – занятия я провожу по субботам, по утрам.

Чтобы ни у меня, ни аудитории не было за плечами напряженного трудового дня, чтобы голова была ясная, эмоции – свежие, чтобы мы во время лекции могли поддерживать нормальный рабочий диалог.

Результатом такого диалога может стать предложение кому-то из студентов о работе в «Спартаке»?

И может, и становится. Последний такой пример – Ольга Холоимова. Сейчас она в «Спартаке» помощница спортивного директора, а заметил ее во время лекции в RMA Олег Карпиленко, которого я уже упоминал сегодня.

Заметил – и порекомендовал для работы в клубе.

А вообще тех, кто в свое время окончил Бизнес-школу, у нас на данный момент работает шесть человек.

Так что, думаю, на ваш вопрос я ответил.

Напоследок – несколько советов тем, кто учится в RMA сейчас. Что им нужно сделать для того, чтобы продолжением этой учебы стала реальная карьера спортивного менеджера?

Первое – нужно понимать, куда вы, придя в RMA, попали. И зачем. Если вами движет праздный интерес к процессам, происходящим, так сказать, в спортивном закулисье, значит, вы не менеджер, и вы им, скорее всего, никогда не станете.

 Вы – просто любопытный человек, болельщик, не более того. А RMA – это не фан-клуб, это место, где учатся именно бизнесу. Спортивному, футбольному, хоккейному, но – бизнесу.

Второе. Знаете, я не в курсе, кто это первый сказал, а я эту фразу слышал от Валерия Карпина: «Невозможно научить – можно научиться».

Это значит, что извлечь максимум из предлагаемых RMA возможностей можно только проявляя реальную заинтересованность, реальную активность на занятиях.

Интерактив – на этом, в общем, вся концепция Бизнес-школы и построена.

Еще один афоризм мне сейчас в голову пришел. Американцы говорят: «Нельзя получить ответ на вопрос, который ты не задал».

Да, RMA действительно дает отличную возможность погружения в специфику именно спортивного бизнеса, поскольку спикерами здесь являются исключительно практики – люди, ежедневно работающие в спортивных клубах, лигах, в других живых проектах, так или иначе связанных со спортом.

Но я хочу, чтобы слушатели понимали: глупо ждать, что вот – придет спикер, сам догадается, что именно вас больше всего интересует, какая конкретно информация вам необходима, сам во всех подробностях об этом расскажет, и все у всех после этого будет хорошо и замечательно.

Нет, это ваша задача, задача слушателя – влезть спикеру в мозг, все, что вам нужно из этого мозга выудить и разложить в своем – по полочкам.

Только так вы действительно получите то, что нужно не кому-то, а именно вам, только так сложите свою картину мира, приобретете свой собственный взгляд на вещи.

Поэтому, кстати, говоря, любое свое занятие в Бизнес-школе, я начинаю с того, что прошу ребят сформулировать свои запросы, свои ожидания от нашей встречи.

Конечно, общая тема той или иной лекции всегда формулируется четко – «Match Day» или «Корпоративное управление в спорте», но как мы эти темы будем раскрывать, на каких примерах, о чем будем говорить подробнее, во всех деталях, а чего коснемся вскользь, это мы всегда обсуждаем во вводной части, и, в зависимости от результатов этого обсуждения, строим уже план остального занятия.

Беседовал Петр БРАНТОВ


Все новости >