Новости факультета
Выбор факультета
21 ноября 2022

«В спорте страна увидела возможность продвижения своего бренда». Зачем Катару чемпионат мира

2 декабря 2010 г. в Цюрихе Зепп Блаттер, который тогда возглавлял ФИФА, а позже стал фигурантом большого коррупционного скандала, сообщил миру две новости. Сначала он объявил, что чемпионат мира-2018 пройдет в России и «принесет много пользы этой части мира», а затем удивил решением исполкома ФИФА по турниру 2022 г. К четвертому туру голосования в гонке оставались два претендента — США и Катар, в итоге чемпионат отправился на Ближний Восток. Тогда это прозвучало ошеломляюще.

Спортивное событие, собирающее у телеэкранов почти половину человечества (хотя бы минуту турнира-2018 увидели по ТВ 3,6 млрд человек), получила крошечная страна — площадью в четыре раза меньше Московской области, где не было ни футбольной культуры, ни необходимой для турнира инфраструктуры. Зато летом, когда обычно проводится чемпионат мира, стоит жара за 40 градусов.

700-страничная заявка Катара обещала фантастические вещи — например, что сборные будут играть на стадионах, охлаждаемых технологией, которая на тот момент еще не была разработана. Презентация рисовала страну будущего — и ФИФА она понравилась.

И конечно, для глобальной организации было политически важно отправить флагманский турнир в новый богатый регион — на Ближний Восток, в мусульманское государство, пишут «Ведомости.Спорт».

«Арабский мир очень долго ждал чемпионата мира, теперь он у вас есть, — улыбнулся со сцены Блаттер. — Впервые я посетил Катар 15 лет назад, и там проживало 400 000 человек. Сейчас там 1,6 млн, инфраструктура совершенствуется невероятными темпами. Это страна неограниченных возможностей».

Катар задействовал множество инструментов — экономических и политических, чтобы получить чемпионат мира по футболу, и фактически сделал турнир частью стратегии развития государства.

В 2018 г. онлайн-ресурс Football Leaks опубликовал масштабное расследование, где утверждалось, что катарский эмир встречался с тогдашним президентом Франции Николя Саркози и просил помочь с победой заявки Катара. Тот обещал поддержку Мишеля Платини (на тот момент главы УЕФА) в обмен на покупку ПСЖ и запуск во Франции спортивного телеканала beIN Sports.

Версию Football Leaks в ноябре 2022 г. частично подтвердил и Блаттер. В интервью швейцарскому изданию Tages-Anzeiger он заявил, что изначально чиновники договорились о проведении ЧМ-2022 в США: «Это было бы жестом мира, если бы два давних политических противника (Россия и Америка) по очереди организовали турниры».

Но вмешательство президента Франции нарушило план: его просьбу Платини не мог проигнорировать.

Читать дальше…
Все новости >