Истории успеха

Выбор факультета
22 ноября 2017
Андрей Крупорушников, генеральный директор агентства A&A Sports

Андрей Крупорушников, генеральный директор агентства A&A Sports

«Я могу сказать, что я очень высоко оцениваю RMA. Этот проект — пионер на рынке российского образования в сфере спортивного менеджмента, он очень хорошо был продуман и осуществлен изначально, и, насколько я могу судить, с тех пор в качестве только прибавлял. Вам иногда пытаются подражать, копировать, но, на мой взгляд, те копии спортивной программы RMA, которые мы сейчас видим, совершенно очевидно уступают оригиналу».

Факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» Андрей Крупорушников закончил четыре года назад. За это время он успел пройти путь от сотрудника любительского футбольного клуба из подмосковной Коломны до учредителя и генерального директора агентства A&A Sports, плотно сотрудничающего с глобальной империей Red Bull и развивающего собственные спортивные проекты. Поскольку среди своих выпускников бизнес-школа особенно выделяет именно тех, кто проявляет частную инициативу и берется за претворение в жизнь оригинальных концепций, решение взять у Андрея интервью для сайта RMA напрашивалось само собой.





Андрей, первый вопрос у нас традиционный: с чего начался ваш путь в спортивную индустрию?


Началось все, как и у многих, с детства. Я родился в спортивной семье, мой отец мастер спорта, победитель международных соревнований в составе сборной Вооруженных сил в двух видах спорта. Кроме того, он прилично играл в футбол и хоккей, был капитаном команды — призера «Золотой шайбы». Поэтому спортом я интересовался, был к нему близок с самого начала своей жизни, какое-то время мечтал стать профессиональным футболистом, правда, довольно быстро понял, что данных у меня для этого нет.

Тем не менее, в футбол я играл много, и за футболом следил с большим интересом — помню, какое ошеломляющее впечатление на меня произвел великий финал Лиги Чемпионов 99-го года между «Баварией» и «Манчестер Юнайтед», когда англичане перевернули проигранный уже казалось бы матч, решили все в свою пользу в последние минуты не основного даже, а компенсированного времени!



Думаю, это была главная игра моего, да и не только моего детства, я точно знаю, что многие люди нашего поколения всерьез подсели на футбол именно после того финала. У нас в военном городке, во дворе, примерно в это время организовалась футбольная команда, называлась — «Искра». Там все было очень серьезно — мы сами оборудовали поле, сами на футболки нашивали номера, писали фамилии игроков, сами к каждому матчу делали программки.





В общем, это был настоящий футбольный бум! Сейчас такого уже, наверное, нигде не встретишь, и мне нынешних детей даже немного жаль… Им, наверное, таких чувств уже не пережить, какие я переживал, когда мне родители купили первые бутсы, когда у меня появился первый настоящий футбольный мяч. Помню, я после каждой игры их тщательно мыл, протирал, а потом с этими бутсами и этим мячом спал чуть не в обнимку…


Тем не менее, полученное вами первое образование и работа, которой вы сразу после окончания учебы стали заниматься, со спортом никак не были связаны…

Да, я закончил московский строительный университет, после этого работал в нефтегазовой сфере, в компании «Стройтрансгаз». И как-то довольно быстро понял — это не мое. Возникло настроение сменить род деятельности — прямо очень настойчивое желание было, хотелось это сделать побыстрее, во что бы то ни стало. Я тогда думал уже о том, что хорошо бы мне работать в спортивной отрасли, но никакой конкретики еще не было. Вообще, если откровенно говорить, все сложилось случайно: мне мама помогла. Она у меня школьный учитель, и вот она была на какой-то образовательной выставке, и принесла оттуда буклет RMA. Мне возможность поступить в вашу школу сразу показалась очень заманчивой, так что в итоге я так и сделал.


А дальше что было, после учебы? Сразу основали собственное агентство, или до того были еще другие какие-то проекты?

Нет, А&А Sports далеко не сразу появилось, до этого еще довольно далеко было. Закончил я учится в 2013 году, а агентство собственное основал двумя годами позже, в 2015-м. Что касается других проектов, то еще во время учебы я пытался трудоустроиться в разные места, было у меня такое стремление — все те знания, которые я на занятиях получал, сразу же, не откладывая в долгий ящик, постараться применить на практике. Одним из таких мест был ПФК ЦСКА.

На работу туда я в результате не попал, но моя попытка с ним посотрудничать по факту оказалась совсем не бесполезной. Дело в том, что там я познакомился с Сергеем Павловичем Якунчиковым. Это такая личность, можно даже сказать, что легендарная. Он в ЦСКА работает начальником команды и является очень большим энтузиастом футбола, он им прямо горит, реально многое делает для его популяризации. Вот, например, в тот момент он как раз был занят созданием в Коломне клуба «Старс» …


Почему в Коломне?

Потому, что он сам родом оттуда. Как и я. Так что в этом смысле все очень удачно сложилось. Сергей Павлович предложил мне в этом проекте, в его продвижении поучаствовать. Помню, я ему написал подробный, на 10 страницах маркетинговый план — постарался в него вложить все свои знания, все соображения на эту тему, которые у меня к тому времени уже накопились, все что я почерпнул из лекций Демьяна Сидоренко, Кирилла Ларина, Алексея Киричека. Сергей Павлович эту мою работу посмотрел, она ему приглянулась…

В общем, так я оказался в «Старс»: мы тогда играли в первенстве Московской области, показывали на этом уровне очень неплохие результаты, были в своем районе достаточно хорошо известны — главным образом потому, что ЦСКА нам оказывал существенную поддержку: на презентацию клуба Акинфеев приезжал, братья Березуцкие.





Что касается меня, то я там официально значился менеджером по маркетингу, хотя на деле приходилось заниматься и другими вещами: например, поиском спонсоров, инвесторов, переговорами с администрацией города. Это очень хороший был опыт, полезный. Я потом на этом материале и диплом в RMA защитил, назывался он «Применение инструментов формирования бренда спортивного клуба для ФК «Старс». И, кстати, можно еще сказать о том, что один параллельный проект, которым я занимался в то время, в рамках сотрудничества с футбольным клубом, потом как бы по наследству перешел под крыло агентства, которое я решил создать, когда почувствовал, что моих знаний, навыков, опыта, связей, наконец, уже достаточно для того, чтобы попробовать сделать что-то свое, совсем самостоятельное.


Что это за проект?

Чемпионат России по футбольному фристайлу. Он является официальным отбором к чемпионату мира, который ежегодно проводится под эгидой Red Bull (Red Bull Street Style). Сейчас права на него в России переданы нашему агентству, а впервые я соприкоснулся с этим турниром пять лет назад, когда он имел непосредственное отношение к «Старс», он тогда даже так и назывался — «Старс открытый чемпионат…».

Ну и понятно, что ЦСКА, тот же Сергей Павлович Якунчиков его поддерживали, неслучайно соревнования 2012 года проходили в ЛФК на Ленинградском проспекте. Их организацией мы занимались вместе с Игорем Олейником, это известный фристайлер, чемпион России и очень популярный футбольный видеоблогер. Собственно, именно он провел первый такой турнир еще в 2009 году, и мы с ним и по сей день самым плотным образом сотрудничаем.


 


Если вспоминать историю этого партнерства хронологически, то осенью того же 2012 года мы нашли для чемпионата нового генерального спонсора — коломенский ТРЦ «Рио», крупнейший в городе, и на довольно длительный период времени переехали на его площадку. Потом были другие спонсоры и партнеры — Snickers, Casio Exilim, Umbro, Joma, Gola, и другие города. … В этом году, например, отбор мы проводили в Казани, в рамках активации авиагонки Red Bull Air Race, а финальные соревнования — в Москве, в Лужниках.




Российский футбольный фристайл, что это вообще такое? Каково его место в мировой табели о рангах?

Российский футбольный фристайл — это достоточно серьезное комьюнити. Открытый чемпионат — суперпредставительное соревнование, претенденты на поездку на мировое первенство собираются со всей страны — от Владивостока до Москвы. И спортсмены наши очень сильны: я думаю, Россия в этом виде совершенно точно входит в мировой топ, наряду с Бразилией, Японией, Польшей, Францией, Великобританией… У нас много достижений на самом высоком уровне: например, Анатолий Янчев в прошлом году в Лондоне стал третьим на чемпионате мира.

И можно еще вот что отметить: этот вид в России растет, развивается. К нему есть большой интерес, особенно у молодежи, в соцсетях. Уже появились профессионалы, которые футбольным фристайлом, выступлениями на различных шоу зарабатывают на жизнь, открыто достаточно большое количество специализированных школ — например, iFreestyle того же Игоря Олейника.




Соответственно, есть и коммерческие перспективы, появляются возможности привлечения новых партнеров, спонсоров. В общем, будущее фристайла, на мой взгляд, внушает оптимизм.


Давайте поговорим о других ваших проектах. Если я спрошу, какой из них самый любимый, что скажете?

Самый-самый — Neymar Jr’s Five, тут я даже долго думать не буду. Это крупнейший в мире любительский футбольный турнир для игроков в возрасте от 16 до 25 лет. Это авторский проект Неймара, а российский отбор, как и в случае с чемпионатом по фристайлу, проводим мы. Географический охват турнира очень большой — 54 страны, только у нас в этом году в 9 городах участвовало около 400 команд. С апреля по июнь идут отборочные матчи, а в июне, в Бразилии, в Прая-Гранжи, на родине Неймара — финал. Мне там довелось побывать — впечатления незабываемые.






Что, настолько высокий уровень игры?

Нет, не в этом дело. Дело в атмосфере, дело в том, что там, в Прая-Гранжи, ты понимаешь, как много футбол может значить для людей, насколько они могут восхищаться, я бы даже сказал — обожествлять его звезд. Я в данном случае говорю, конечно, именно о Неймаре, который является лицом данного проекта. И справедливости ради надо сказать, что восторженное отношение к нему на родине связано не только с тем, как он умеет играть в футбол, но еще и с тем, как много он делает для своих земляков помимо собственно футбола.

Там, в Прая-Гранжи, на его деньги открыт так называемый Instituto Neymar — это, собственно, огромная общеобразовательная школа, где совершенно бесплатно учатся 2 тысячи детей, в том числе дети из окрестных фавел, которых там великое множество. Это не футбольный проект, хотя поле футбольное при этой школе тоже есть, но главное там не спорт, а именно общее образование, дающее детям возможность найти себя в жизни, возможность выбраться из той весьма неблагополучной социальной среды, где многие из них оказались просто по факту своего рождения.

И еще я хочу сказать вот о чем: там, на этом турнире, команда -победительница получает право сыграть с командой самого Неймара. В этом году помимо него в ней из всем известных звезд были Джибриль Сиссе и Жезус, который сейчас проводит супер-сезон в «Сити». Так вот, это надо было видеть, как они играли, как выкладывались, как, не побоюсь этого слова — рубились. Можете себе представить — Неймар, мегазвезда, игрок, находящийся на гигантском контракте, который, казалось бы, должен себя беречь я не знаю как — и вот он на полном серьезе, с полной отдачей бьется против любителей, не боясь получить травму, не боясь ради того, чтобы все было по настоящему, реально рисковать. Это, конечно, вызывает уважение.




Также как и то, как он на этом турнире работал с прессой — я это тоже видел своими глазами: там собралось журналистов, наверное, человек двести, не меньше, и он поговорил едва ли не с каждым, и каждому улыбнулся — я не знаю, сколько на это времени ушло, потому что нам уже уезжать надо было, мы уже были в автобусе, а они все говорили, и говорили. Но зато уж и медиа-выхлоп был колоссальный: на следующий день Неймар, Neymar Jr’s Five были везде — во всех газетах, на всех телеканалах, в радиоэфире, на всех профильных сайтах… В общем, это был безумный ажиотаж, у нас мне сложно представить себе что-то хоть отдаленно к такому уровню ажиотажа приближающееся… А, подводя итог теме Неймара, могу сказать: он — высочайшего уровня профессионал, во всем, во всех проявлениях, и каждый доллар, который он получает, он получает абсолютно заслуженно.


Да, действительно, мы очень много внимания уделили этой теме. Теперь — об остальных ваших проектах: перечислите основные, и о каждом — хотя бы пару слов…

Хорошо. Итак, из проектов, которые связаны с Red Bull, у нас есть еще два: первый — это «Red Bull Шлем и Краги», очень крупный любительский хоккейный турнир, он проводится на открытых площадках, причем проводится не по правилам классического хоккея — команды играют без вратарей, четыре на четыре, а функции ворот выполняют автомобильные покрышки — в общем, это очень демократичная разновидность игры, не требующая дорогостоящего инвентаря, снаряжения, и так далее.





Это востребованный, популярный формат — в последнем турнире у нас играли команды из 8 городов, в обшей сложности более 3 тысяч хоккеистов -любителей в возрасте от 16 лет. В 2018 году турнир пройдет уже в 12 городах и мы рассчитываем на 4,5 тысячи участников.




Потом — мы уже два года делаем smm и контент для такого знакового глобального мероприятия, как благотворительный забег Wings For Life, все взносы от которого в полном объеме поступают в фонд, ставящий своей задачей финансирование исследований и клинических испытаний, направленных на поиск средств лечения травм и повреждений спинного мозга. В мире этот забег ежегодно проходит примерно в тридцати городах, у нас в прошлом году он состоялся, что для меня особенно важно, в моем родном городе, Коломне.




Из других проектов могу выделить наше партнерство с Всероссийской федерацией легкой атлетики — с ними мы хорошо отработали на турнире «Русская Зима», в основном занимались интерактивом для зрителей — контентом, выводимым на led-панели, навигацией по арене, и так далее. Там, мы, кстати, сотрудничали еще с одним выпускником RMA, Владимиром Пигуновым, который является ведущим специалистом Дирекции спортивных и зрелищных мероприятий Москомспорта.

Значимым было и наше взаимодействие с Федерацией по подготовке документации, необходимой для возвращения ВФЛА в члены IAAF: именно наше агентство готовило презентацию программы действий российской стороны для комиссии IAAF в Лондоне.

Наконец, в прошлом году началось наше сотрудничество с футбольными «Крыльями Советов» из Самары. Для них мы проводили оценку спонсорского инвентаря, и, к слову сказать, на определенном этапе привлекли их к истории с Wings For Life. Мы договорились с «Крыльями», и футболисты на один матч прошлого чемпионата вышли с логотипом забега Wings for Life World Run на груди игровых футболок. Это, между прочим, была та самая игра, в которой они разгромили будущего чемпиона, «Спартак» — 4:0. К сожалению, сейчас клуб не играет в РФПЛ, но наше партнерство продолжается.





Сколько человек работают у вас в агентстве?


Считая меня, девять.


Не очень понятно, как такими силами вы справляетесь с ивентами, которые одновременно могут проходить в самых разных местах…

Ничего страшного… Во — первых, девять, это количество штатных сотрудников — от проекта к проекту, в зависимости от масштабов задач, мы можем привлекать к работе временный персонал — это общая практика. А кроме того, наш уже накопившийся опыт позволяет нам довольно эффективно делегировать некоторые функции партнерам на местах.


Напоследок несколько слов об RMA. Что дало вам обучение на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта», насколько полученные знания пригодились в реальной работе?

Я могу сказать, что я очень высоко оцениваю RMA. Этот проект — пионер на рынке российского образования в сфере спортивного менеджмента, он очень хорошо был продуман и осуществлен изначально, и, насколько я могу судить, с тех пор в качестве только прибавлял. Вам иногда пытаются подражать, копировать, но, на мой взгляд, те копии спортивной программы RMA, которые мы сейчас видим, совершенно очевидно уступают оригиналу.

Я уже, в общем, рассказал о том, что для меня бизнес-школа значила на этапе обучения, и могу добавить, что на данный момент я с ней связи не теряю и она, помимо всего прочего, для нашего агентства является своеобразным hr- ресурсом. У нас на данный момент два выпускника RMA работают в штате компании, а кроме того мы ваших студентов постоянно привлекаем к различным проектам в качестве практикантов и стажеров. Для нас это очень ценный ресурс. Очень качественный и надежный.

Беседовал Петр БРАНТОВ