Истории успеха

Выбор факультета
08 октября 2020
Дмитрий Теренков, правляющий партнер футбольного агентства Football&Partners

Дмитрий Теренков, правляющий партнер футбольного агентства Football&Partners

«Моя первая реальная работа в спорте являлась логическим продолжением обучения в RMA. Я поучаствовал в одной из организованных бизнес-школой стажировок, и в результате получил предложение поработать в штате агентства спортивного маркетинга».

Мы поговорили с выпускником RMA, с течением времени ставшим преподавателем бизнес-школы. Это специалист в области стратегического управления и футбольного скаутинга Дмитрий Теренков, в 2007 году окончивший факультет «Менеджмент в игровых видах спорта».



Фото: RMA



Дмитрий, расскажите, пожалуйста, как и почему вы пришли в RMA?

Я пришёл учиться в 2006 году по рекомендации моих друзей-футбольных болельщиков.

Именно они первыми рассказали мне о том, что наконец-то появилась такая возможность — получить образование в сфере спортивного менеджмента.

На тот момент у нас в стране это было, скажем так, не распространено.


А чем вы занимались до поступления в бизнес-школу?

В течение пяти лет до поступления в бизнес-школу я работал в рекламных агентствах полного цикла и за это время сделал довольно неплохую карьеру — от раздачи листовок простым промоутером до руководства проектами любого уровня сложности.

Но потом в один момент почувствовал, что в этой сфере для меня всё меньше нового, что интерес именно к этой работе угасает, что пора что-то менять...


А почему именно спортивный менеджмент?

Все просто: я с детства увлекался спортом, футболом, хоккеем, настольным теннисом. Играл с друзьями во дворе и, конечно, как и многие дети мечтал стать профессионалом.

В итоге — не срослось, так и остался «воскресным футболистом», как говорят в Англии. До сих пор играю по выходным с друзьями и коллегами.


Отсутствие опыта профессиональной карьеры в футболе в вашей нынешней деятельности — не минус?

Конечно, человеку, который занимается футбольным скаутингом — в идеале нужен опыт профессиональных выступлений. Он здорово помогает сократить дистанцию до достижения хороших результатов. У меня такого опыта не было, зато я очень хотел учиться.

Потребовалось несколько лет, что выйти на тот уровень погруженности в футбол, понимания игры, который у меня есть сейчас.

Я этого достиг через регулярное общение с бывшими и действующими игроками, с тренерами, с топ-менеджерами, со скаутами, с футбольными аналитиками, и до сих пор продолжаю открывать для себя массу нового практически каждый день.

Вообще, это очень важно — не стесняться учиться у людей, которые знают больше тебя и имеют отличный от твоего опыт.

То есть, я хочу сказать, что такой путь в нашу профессию тоже возможен, просто нужно сразу для себя понимать, что он — не короткий и не быстрый.


Понятно. Но вернемся еще чуть назад. Ваша первая реальная работа в спорте являлась логическим продолжением обучения в RMA...

На сто процентов так. Я поучаствовал в одной из организованных бизнес-школой стажировок, и в результате получил предложение поработать в штате агентства спортивного маркетинга. Здесь мне, конечно, помог мой бэкграунд — опыт прошлой работы в рекламной сфере.


А дальше?

А дальше все уже плавно перетекало из одного в другое. Некоторое время после ухода из маркетингового агентства я занимался собственными проектами в сфере спортивного маркетинга и консалтинга.

Вместе с другим выпускником RMA даже разрабатывали прототипы инновационных спортивных тренажеров.

Далее перешел на должность исполнительного директора Российского студенческого спортивного союза (РССС), работал под руководством нынешнего министра спорта РФ Олега Васильевича Матыцина.

При переходе на эту работу серьезно потерял в зарплате, но понимал ради чего — получил без всякого преувеличения бесценный опыт, который очень серьезно помог мне расширить профессиональный кругозор.

Я участвовал в подготовке поправок в Федеральный закон о спорте, в подготовке материалов для заседаний Госсовета по развитию физической культуры и спорта при Президенте РФ, в работе Олимпийского комитета, в организации Универсиад, российских и международных студенческих соревнований, в открытии спортивных объектов. Было много разнообразных командировок в российские регионы, в другие страны.

В итоге, благодаря всему этому у меня выработался собственный всесторонний взгляд на наш спорт, на его проблемы, на его потенциал и возможности развития — как с позиций представителя коммерческих структур, так и госслужащего.

После была проектная работа для одного из крупнейших консалтинговых холдингов мира PricewaterhouseCoopers. Как привлечённый эксперт я участвовал в оценке бренда футбольного клуба «Спартак» (Москва), по заказу корпорации РусГидро разрабатывал стратегию развития для владикавказской «Алании».

Далее меня пригласили в Оргкомитет Объединенного чемпионата России и Украины, и здесь я отвечал за разработку глобальной стратегии развития новой лиги.

За время работы в этой структуре удалось детально изучить мировой футбол, проанализировать сильные стороны ведущих стран Европы, что-то взять для своей дальнейшей работы. В Оргкомитете собрали действительно талантливый и сильный коллектив, который реально горел желанием изменить российский футбол к лучшему.

В конце 2015 года, когда проект новой лиги по всем известным причинам был закрыт, мы с бывшими коллегами по Оргкомитету создали агентство Football & Partners, которое до конца 2019 года занималось стратегическим управлением, футбольным скаутингом, спортивным маркетингом, управленческим консалтингом, агентской работой с 15-16 летними футболистами и членами их семей.

Эту работу я продолжаю и сейчас, но уже самостоятельно. Наши пути с коллегами разошлись, мы все развиваем собственные проекты.


Кто сейчас является вашими клиентами?

Футбольные клубы, академии, частные школы, коммерческие компании из числа тех, кто хочет эффективно взаимодействовать со сферой спорта. Кроме того, я работаю с профессиональными футболистами, тренерами и их семьями, выступая в роли управляющего делами.

Я помогаю сориентироваться в огромном потоке информации и найти нужные решения. Для семей и игроков, фактически, выступаю в роли генерального подрядчика, если упрощённо говорить.

Когда приходит время нанимать пиарщика, личного тренера, проектного менеджера или агента для перехода в другой клуб мы вместе обсуждаем кандидатуры, все плюсы и минусы такого сотрудничества.

Точно также формируется работа с журналистами и медиа-персонами, с кем-то можно вести дела, а с некоторыми — лучше не связываться. Сами игроки и их семьи зачастую этого оценить не в состоянии, поэтому обращаются за советами ко мне.

С точки зрения скаутинга у меня наработаны хорошие деловые контакты со многими футбольными странами Европы, Латинской Америки и Африки.

Мы регулярно обмениваемся информацией, советами, а с некоторыми иностранными партнерами за годы знакомства уже дружим семьями. Часто бывает, что помогаем друг другу на безвозмездной основе, сегодня помог ты, завтра — тебе.

Кроме того, такое общение всегда имеет шансы на то, чтобы со временем из него выросли реальные коммерческие проекты. Знание большого числа футбольных рынков — это реальное конкурентное преимущество.


Соответственно, ваша практика и лежит в основе материала, который вы даете студентам RMA?

Абсолютно точно. В основе всегда либо конкретные, уже отработанные примеры, либо некие обобщения, основанные опять-таки на реальном опыте.

Какими профессиональными качествами должен обладать скаут? Какие ошибки чаще всего совершают неопытные скауты, и как их можно избежать?

Как определить текущий уровень игрока и его потенциал? Нужно ли смотреть нарезки игроков? Как просматривать игроков, чтобы всё увидеть и ничего не упустить? Как выстраивать отношения с родителями молодых футболистов?

Как ограждать юные таланты от пагубных пристрастий, от знакомств с такими же юными, но уже далеко не бескорыстными охотницами за перспективными парнями?

Обо всем этом я подробно рассказываю во время своих занятий. И не просто рассказываю...

Знаете, с самой первой лекции я стремился к интерактиву, к постоянной обратной связи с аудиторией. Формат, когда лектор что-то бубнит по бумажке, а студенты потихоньку засыпают — это категорически не мой вариант.

Поэтому у нас идёт постоянный диалог, дискуссия, обсуждение, даже порой возникают серьёзные споры со студентами. Вот такой формат занятий мне нравится, я верю, что ребятам он принесет ощутимую пользу.

Ни одна из моих лекций ни разу не заканчивалась вовремя, всегда — множество вопросов и идей. Думаю, это и есть ответ на вопрос, по душе ли такой подход студентам.


Вообще, какова ваша мотивация для занятий именно преподаванием?

Мне это изначально было интересно и как только я такое предложение получил, особо не задумывался — соглашаться или нет. Конечно, соглашаться.

В чём моя мотивация? Мне нравится делиться профессиональным опытом. Если я могу предостеречь будущих коллег от хождения по тем километрам граблей, по которым мы уже ходили, я это сделаю.

Если у меня есть возможность компетентно представить им реальное положение дел в индустрии, где они собираются работать, и без рекламного лоска рассказать обо всем хорошем и всем плохом, что их ждет на этом пути — обязательно нужно рассказать и помочь.

Розовые очки и единороги, возможно, прекрасно смотрятся в музыкальных клипах, но не в реальной жизни.

Наконец, еще одно: я уже говорил, что мне важна обратная связь и не только в рамках лекций. Поэтому я регулярно отвечаю на все письма и запросы студентов, которые мне приходят.

За годы преподавательской деятельности у меня сформировался список ребят, которые своим отношением к делу, своими вопросами, своими мыслями и идеями произвели на меня впечатление.

На них я смотрю уже с точки зрения того, где, когда и на каком проекте мы могли бы поработать вместе. Кроме того, я всегда могу порекомендовать талантливых студентов своим коллегам из других видов спорта или в связанные со спортом компании.


Ваш совет: как превратить мечты о карьере спортивного менеджера в реальность?

Первое: если вы уже студент RMA, старайтесь максимально использовать потенциал бизнес-школы. Стремитесь не просто посещать занятия, но и принимать участие как можно в большем количестве организуемых здесь стажировок.

В мое время их было намного меньше, чем сейчас, и тем не менее, повторюсь, именно благодаря одной из таких стажировок, я получил свою первую работу в сфере спорта.

Сейчас эти возможности гораздо шире, так что не упускайте свой шанс ими воспользоваться: пробивайтесь в индустрию, проявляйте себя, заявляйте о себе!

Второй момент: учитесь терпеть и ждать. Приготовьтесь к тому, что при переходе на работу в сферу спорта все на новом месте придется доказывать заново. Велика вероятность, что ваши доходы по сравнению с прежними на первых порах, скорее всего, упадут, причем серьезно.

Ну что ж, зато у вас появится опыт, а опыт со временем, поверьте мне, свое возьмет, и обернется в том числе и возможностью приличного заработка.

Наконец, третье. Держитесь друг друга. Совместные проекты выпускников бизнес-школы, когда одни бывшие студенты сотрудничают с другими, не редкость.

Как правило, из этого получаются очень интересные истории. Причём я знаю примеры, когда совместные проекты выходили за рамки спорта и показывали серьёзные результаты в других сферах.


И последнее: бизнес-школе в этом году исполняется 20 лет, факультету «Менеджмент в игровых видах спорта» — пятнадцать. В таких случаях полагается что-то юбиляру пожелать...

Я желаю нашей бизнес-школе долгих лет жизни и процветания. Полных аудиторий. Бурного развития.

Интересных профессиональных дискуссий.

Новых квалифицированных преподавателей, талантливых и целеустремленных абитуриентов, успешных выпускников.

От чистого сердца!