Истории успеха
Валерия Витвицкая, основатель агентства The Artivist
«RMA дает хорошую возможность познакомиться с участниками рынка и посмотреть, как всё это работает. Это было очень полезно. И я нахожу ещё более полезным, что выпускники, защитившие диплом, могут всегда посещать лекции с текущими группами. Когда я начинала учиться, я еще мало что понимала и много полезной информации просто не воспринимала. Сейчас я уже смотрю внимательнее, знаю, какие вопросы задавать, что можно предложить».
Выпускница факультета
Как вы начали работать с Краснодарским художественным музеем имени
Зная городской контекст Краснодара, мы подумали, что было классно сделать проект, связанный с музеем. А музей Коваленко — единственный художественный музей в городе.
Мы решили подать заявку в фонд Владимира Потанина, чтобы компенсировать затраты на разработку и внедрение проекта. Музей Коваленко оказался открыт для общения: когда мы пришли, нас ждал тёплый приём. Нам провели экскурсию по экспозиции, рассказали о музее, а потом пригласили директора по развитию, чтобы обсудить наше предложение. Когда мы поняли, что у музея тоже есть интерес, мы подали заявку на участие в конкурсе на грант. Мы прошли во второй тур, но, к сожалению, не выиграли.
Несмотря на то, что мы не получили материальной поддержки, мы решили довести проект по ребрендингу до конца и получить кейс в портфолио — он отлично иллюстрирует наши возможности и компетенции именно в сфере культуры.
Из чего состоит ребрендинг музея?
Сначала были исследования: маркетинговый анализ, стратегический анализ по направлениям деятельности. Мы проводили онлайн и офлайн опросы, брали интервью у существующих и потенциальных посетителей, общались с сотрудниками, организовывали воркшопы. В общем, изучали аудиторию как снаружи музея, так и внутри.
Когда сделали стратегический анализ, мы выявили слабые и сильные стороны, и те возможности, которые могут помочь музею измениться. По итогам была составлена пирамида бренда, в которую входит суть, личность бренда, миссия, атрибуты, функциональные и эмоциональные преимущества. Всю эту пирамиду мы воплотили в визуальную коммуникацию — фирменный стиль, то, что все видят. Ещё мы успели реализовать один из носителей фирменного стиля — сувенирную продукцию, которая сейчас в музее продаётся.
Были ли
Изначально было три разных варианта, из которых выбрали один, он и дорабатывался. По сложившейся традиции на логотипах музеев часто изображают очертания здания. Поэтому, когда мы предложили в качестве логотипа лаконичный рисованный шрифт, некоторые сотрудники хотели вернуть в него силуэт здания. У музея два корпуса, поэтому оставлять на логотипе только одно здание было неправильно. В общем, мы отстояли наш вариант и придумали фирменный паттерн из цифр 13 и 15, которыми обыграли два корпуса музея.
Изменения визуальной части — это только часть большой работы. Мы подготовили дорожную карту — документ, который описывает поэтапно, какие изменения должны произойти в музее. Весь путь мы разделили на три этапа. Первый этап — этап быстрых побед, куда входит реализация носителей фирменного стиля. Второй этап включает организационные изменения в структуре и в направлении деятельности. Закрепляющий третий этап заключается в достижении поставленных целей и закреплении результатов.
А если подробнее, какие изменения вы предложили музею?
Например, у музея есть два здания — в одном здании он экспонирует классическое искусство, а втором — 20 век, но о последнем знают далеко не все посетители. Мы продумали, как это исправить.
Также музей занимается
В дорожную карту также входила деятельность музея вне стен, это когда музей выходит в город, например, на площади и в парки. Для этого мы придумали «
На какое время рассчитана дорожная карта?
На 5 лет, но это при хороших условиях. Все зависит от наличия финансирования и желания сотрудников меняться самим и менять музей. Если музей активный и инициативный, то у него обязательно есть партнёры и спонсоры, которые могут поддержать ребрендинг.
Как сотрудники музея реагировали на ребрендинг?
На этапе исследований мы как раз изучали, чего они ждут от ребрендинга, что сами хотели бы изменить, а что — оставить. Потом мы проводили воркшопы с сотрудниками, например, создавали коллаж «Как бы выглядел музей Коваленко, если бы был человеком». Сначала было неприятие, люди до конца не понимали, зачем мы занимаемся этой ерундой, серьезные взрослые не хотели мастерить
Важно, чтобы все понимали, что образ музея мы взяли не из головы, что это плод совместной работы нас, сотрудников, посетителей, горожан. Конечно, были несогласные с результатом, но это нормально, так бывает всегда. Поэтому мы выпустили статью, где подробно аргументировали, почему сделан такой логотип и такой паттерн.
Какие можешь назвать примеры качественного музейного ребрендинга, как российского, так и иностранного?
Из последних зарубежных, который мне вспоминается, — Метрополитен музей. Они тоже изменили логотип — вместо длинного и неудобного The Metropolitan Museum of Art они сделали логотип The Met, в котором используют лигатуру, когда буквы сливаются одна в другую, — так они добились очень компактного решения, которое удобно использовать на любых носителях. Еще мне понравилось, как сделали Royal Academy of Arts (RA). Кстати, когда была в Лондоне, я общалась с агентством Jane Wentworth Associates, которое делало ребрендинг для RA, Victoria & Albert Museum и «Гаража». Было интересно обменяться опытом, во многом у нас сходятся мнения.
Из московских можно вспомнить отличный пример ребрендинга Института русского реалистического искусства. Я была в этом музее в прошлом году на занятии в RMA еще до ребрендинга, а недавно сходила на занятие с текущей группой и смогла оценить разницу. Там интересный новый фирменный стиль, символом которого стал фрагмент подрамника — клинья, которые используют для того, чтобы полотна не провисали. В музее провели перепланировку, обновили интерьер и навигацию, запустили сувенирный магазин и новое кафе.
Зачем вообще музеям нужно меняться, почему не оставить все как есть?
Люди меняются, поколения меняются, и то, что нравилось прошлому поколению, не понравится следующему. Если оставить все как есть, то новые люди в него приходить просто не будут. Чтобы выживать, музеям нужно меняться, особенно учитывая, что с каждым годом государственное финансирование культуры снижается.
А нет опасения, что привлекая молодую аудиторию, музей может оттолкнуть постоянных посетителей, которые ходят в этот музей десятилетиями?
Конечно, чтобы этого не произошло, нельзя в ребрендинге основываться на мнении только одной группы. Работая с музеем Коваленко, мы выделяли несколько целевых аудиторий. Первая — семьи с детьми и школьники; вторая — молодежь, искатели нового опыта; третья — художественная интеллигенция, профессиональное сообщество кураторов, художников; четвертая — ценители искусства, в нее как раз и входят люди, которые дышат искусством и ходят в музей как на праздник в течение всей жизни. Мы никого не вычеркивали и для каждой категории придумали специальные проекты и свои активности.
Сколько времени занимает разработка и внедрение нового бренда?
Разработка занимает
Расскажи про The Artivist, как появилось агентство, почему выбрали сферу культуры?
Всё началось с того, что я изучала инновационный менеджмент в Central Saint Martins, где в основном учатся дизайнеры одежды, и после окончания чаще всего идут работать в модные дома. Выпускниками нашего университета были Стелла Маккартни, Джон Гальяно, Александр Маккуин, то есть это такое очень креативное место. В Лондоне я много ходила в музеи, в галереи, и я видела, как круто всё это работает: людям нравится посещать музеи, им это не навязывают и группками не водят. Люди понимают ценность искусства и дизайна и в этом есть большая роль государства.
Культура развивает творческий потенциал, который в перспективе будет большим конкурентным преимуществом. Время идёт, и большинство рабочих мест замещается машинами, и этот процесс будет только увеличиваться из года в год. Поэтому от людей нужно то, чего не могут машины, — креативное мышление. А вдохновение можно черпать как раз из искусства. Когда я вернулась в Москву, подумала, что очень здорово было бы развивать музеи, как одну из частей экосистемы, которая принимает участие в развитие творческого потенциала. Собственно, поэтому мы и решили создать агентство, которое может музеям повернуться к людям.
Уточни, когда было основано агентство?
Официально по бумажкам это было 18 августа
Сколько человек работает в The Artivist сейчас?
В разные периоды у нас работает два или три человека. Это так называемые постоянные сотрудники. И есть много ребят, которые работают на аутсорсе: программисты, медиахудожники,
А какие ещё проекты вы реализовывали или планируете реализовывать?
Мы сейчас работаем над тем, чтобы найти другие музеи, с которыми было бы интересно работать. Также общаемся с несколькими галереями на тему общих проектов. Сейчас есть только устные договоренности. Еще планируем заниматься продюсированием художников, созданием личного бренда и организацией выставок.
Наша работа предполагает комплексный подход, мы не только разрабатываем план, но и реализуем проекты, организовываем мероприятия, занимаемся продвижением, пишем
А какие есть у вас конкуренты?
Прямых конкурентов нет, но есть конкуренты по продуктам. Есть компании, которые проводят исследования, пишут концепции, изготавливают сувенирную продукцию, придумывают навигацию, сайты, фирменные стили и так до бесконечности. Но агентств, которые предлагают комплексный подход, в России я не знаю. Скорее всего, это связано с тем, что рынок еще не сформирован. В перспективе, надеюсь, многие придут к такой системе, а у нас к тому моменту уже будет конкурентное преимущество — опыт.
Почему ты решила получать дополнительное образование и почему выбрала нашу школу?
Как я уже говорила, сферой культуры я заинтересовалась в Лондоне. Вернувшись в Москву, я поняла, что мне нужно
Выпускной группы «
Что можешь сказать о факультете, какие плюсы или минусы отметить?
RMA дает хорошую возможность познакомиться с участниками рынка и посмотреть, как всё это работает. Это было очень полезно. И я нахожу ещё более полезным, что выпускники, защитившие диплом, могут всегда посещать лекции с текущими группами. Понимаешь, когда я начинала учиться, я еще мало что понимала и поэтому много полезной информации просто не воспринимала. А сейчас я уже смотрю внимательнее, знаю, какие вопросы задавать, что можно предложить.
Круто, что можно со всеми познакомиться, пообщаться. Даже если в момент лекции у тебя нет вопроса, можно добавить спикера на Facebook, и, когда нужно, написать: «Я студент RMA, мы к вам приходили…». Это
Из минусов — никто не рассказывал про финансовую сторону, то есть были лекции по финансам, но не относящиеся к
Ты защищала диплом на тему «Ребрендинг музея им. Коваленко и дальнейшие меры по его развитию», насколько он пригодился в реальной жизни?
Пригодился, конечно. Нужно понимать, что написание и защита диплома шла параллельно с той работой, которую мы делали с музеем Коваленко. Диплом — это часть этой работы, которую мы делали с музеем. Потом я спрашивала преподавателей, как они оценивают нашу работу, их отзывы можно прочитать на нашем сайте.
Дарья ХАУСТОВА