Истории успеха

Выбор факультета
11 июля 2017
Дмитрий Логинов, директор агентства «Четвертый Рим»

Дмитрий Логинов, директор агентства «Четвертый Рим»

«Могу сказать, что полезными были практически все занятия: не было „воды“ и лишней теории, только знания, которые можно было сразу брать и применять на практике. Сейчас я с большой теплотой вспоминаю о времени, проведенном в RMA, о своих новых друзьях-одногруппниках и преподавателях. Со многими ребятами я и сейчас поддерживаю теплые дружеские отношения. Любой из нас с готовностью отзывается на просьбу о помощи, делится рекомендациями. С преподавателями мы тоже периодически пересекаемся в ленте фейсбука или на конференциях, и многие из них помнят своих подопечных и никогда не откажут в мудром совете».

В конце июня компания «Четвертый Рим», директором которой является выпускник факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Дмитрий Логинов, заняла первое место в ежегодном российском Рейтинге Рунета 2017 среди разработчиков интернет-магазинов в верхнем ценовом сегменте. Дмитрий рассказал нашему сайту, с чего все начиналось и что есть сейчас.




Агентство «Четвертый Рим» заняло первое место в ежегодном российском Рейтинге Рунета 2017. Объясни, что это значит и как повлияет на развитие компании?

Рейтинг Рунета — одна из самых известных рейтинговых площадок в отрасли, поэтому попадание в любой из ее рейтингов сразу дает ощутимое увеличение качественных обращений в студию. По объему лидов рейтинги уступают лишь только «ссылке в подвале» разработанных нами проектов. К тому же зачастую клиенты с рейтингов приходят более подготовленными к уровню и стоимости наших услуг. Именно поэтому с выходом на первое место в рейтинге «разработчиков интернет-магазинов», причем в верхнем ценовом сегменте, я надеюсь на существенное повышение спроса на наши услуги. Будем расти до «премиум-сегмента»!




Как была основана компания?

Компания образовалась в 2002 году на базе одной группы энтузиастов, которые решили разрабатывать модные тогда RPG, чтобы продаться потом 1С-Бука, активно скупавшей пачками игровые проекты. В компании были учредители, спонсировавшие это начинание без особого контроля, поэтому дело делалось медленно, разработка игры шла тяжело, и ребята решили запустить направление дизайна полиграфической продукции и разработки сайтов. Кстати, именно из игровой тематики и появилось название «Четвертый Рим».

Я пришел в компанию по приглашению друга в качестве дизайнера, так как имел к тому времени опыт работы в полиграфии и создал пару сайтов для знакомых. Очень быстро эти направления стали нашими основными, так как учредители перестали платить деньги и вышли. Веселые времена для разработчиков игры закончились, и вся команда разошлась кто куда. Остался только я и двое моих будущих партнеров, с которыми мы стали учредителями компании на равных правах. К тому времени у нас уже было ООО «Компания „Четвертый Рим“», мы вели несколько проектов по разработке сайтов, активно погружались в агентский бизнес по производству полиграфии и сувенирной продукции.

Полиграфией в нашем агентстве поначалу занимался только я. Я и был всем агентством: делал дизайн листовок и буклетов, делал цветоделение, ездил в Москву из Обнинска для вывода пленок под офсетную печать, передавал пленки в типографию, принимал готовый тираж, взваливал сумки с буклетами себе на плечи и вез продукцию на электричке или автобусе в Москву. Особенно мне «нравилось» ездить к нашим клиентам в промышленные районы, где не было метро, и приходилось по жаре и дождю тащить сумки с буклетами по полчаса от ближайшей остановки маршрутки. Отличная замена спорту, надо вам сказать.

По прошествии времени в компании осталось только два учредителя — я и Вера Борисова. Вера имела высшее образование по менеджменту и деловому администрированию, что очень хорошо дополнило мои технические навыки и опыт в дизайне и разработке сайтов. Полагаю, что это удачное соединение знаний и позволило нам не зачахнуть и начать строить компанию, фактически, с чистого листа.

На дизайн, верстку и разработку сайтов требовалось все больше времени, поэтому мы быстро перешли на работу с фрилансерами, чтобы посвятить свое время продажам и проектному менеджменту. В скором времени у нас стал появляться и собственный штат сотрудников: к нам пришел очень перспективный молодой дизайнер Дамир Салахов и толковый php-разработчик Виктор Большов. Вместе с Дамиром мы развили направление по разработке айдентики, и научились делать качественный дизайн, а с Витей разработали свою первую CMS для создания сайтов. Это было очень интересное и творческое время: интернет развивался вместе с нами, знания появлялись неожиданно и бессистемно, как грибы после дождя. Не было никаких курсов и вебинаров, не было умной ленты фейсбука с «мудрыми френдами», только-только на полках появлялись книжки, как правильно делать дизайн и работать с пользователем… Мы с радостью все впитывали, учились, отслеживали тенденции и работали, работали, работали. Работали за копейки, на портфолио. Доширак с сосисками — был наш бизнес-ланч, а иногда и бизнес-ужин

Я учился продавать все что можно: сайты, айдентику, сувенирку, рекламную полиграфию, световые вывески, наружку, флаги, интерьерное оформление, печать и верстку книг, нанесение на посуду, изготовление униформы… Почти сразу после появления Яндекс. Директа мы начали работать с контекстом и продвигать созданные нами сайты.

Нашим первым серьезным клиентом стало российское головное представительство производителя японских шин Bridgestone. Мы начали с того, что разработали логотип для их новой российской сети фирменных шинных центров Pole Position, и продолжили сотрудничество вплоть до 2014 года, проработав над проектами компании почти 10 лет, оформив около 100 шинных центров по всей России. Мы разработали гайдбук по оформлению помещений и POS для шинных центров, спроектировали и изготовили несчетное количество табличек, подвесок, панелей, ресепшн, вывесок и даже шинных стоек. Изготовленные нашим агентством флаги с рекламой новинок продукции Bridgestone гордо реяли по всей России. Это был колоссальный опыт для нас как в производстве рекламных материалов, так и в сотрудничестве с крупной международной корпорацией.

С 2013 года я являюсь единственным учредителем агентства.


Чем сейчас занимается агентство.

На сегодняшний день у нас собралась самая сильная команда за все время существования агентства: есть руководители направлений, арт-директор, проектные и аккаунт-менеджеры.

Компания состоит из двух тесно связанных друг с другом, но в то же время независимых подразделений — это интернет-агентство и digital-студия. Мы совсем отказались от разработки рекламной и сувенирной продукции и сфокусировались на комплексном продвижении и разработке интернет-проектов. Основная наша специализация — это ecommerce-проекты и корпоративные сайты для производств и промышленных организаций.


Как ищете новых клиентов?

Многие клиенты и наши друзья рекомендуют нас своим коллегам и знакомым. Ссылки в «подвале» разработанных нами проектов и рейтинги дают устойчивый поток обращений. С ростом структуры и услуг компании, мы начали заниматься собственным продвижением, рекламой и контент-маркетингом.


Сколько человек работает в штате «Четвертого Рима»? Что для тебя важно при найме новых сотрудников?

Сейчас работает 40 — 45 человек. Штат сотрудников распределен направлениям: интернет-реклама, разработка и поддержка сайтов, администрирование серверов и мониторинг 24/7, бэкофис.

При найме сотрудника мне в первую очередь важны его человеческие качества. Это должен быть открытый и честный человек, на понимание этого мне, как правило, достаточно 1 часа собеседования. Важно, чтобы специалист был увлечен своей работой, готов был самостоятельно развиваться. И он должен быть ответственным и неконфликтным. А остальное быстро подтягивается до нужного уровня.


Расскажи об основных пунктах при создании сайта? Чем сейчас сайты отличаются от тех, что вы делали в 2002 году?

Основные пункты все те же: проектирование, дизайн, верстка, разработка, интеграции, тестирование, наполнение, запуск на боевом сервере, и далее ежемесячное развитие, реклама и продвижение. Принципиально изменились все производственные процессы на каждом этапе, а сами сайты 2017 года — это сложные программные комплексы, для запуска которых требуются серьезные серверные мощности и специфические настройки серверного ПО. В 2002 году был «просто разработчик», web-мастер, который мог сделать все — и дизайн нарисовать и сверстать и закодить. Сейчас на каждом этапе работают специалисты, имеющие узкую специализацию, в рамках которой нужно обладать огромным количеством знаний. Именно поэтому на рынке кадровый голод, и хорошие специалисты расходятся как горячие пирожки, так как просто невозможно за 1–2 года взять и стать грамотным frontend-разработчиком, например.

В сети недавно нашел хорошую подробную памятку, что нужно знать верстальщику, чтобы считаться профессионалом — очень показательный список тем и умений.


А какие основные каналы продвижения сайта? И какие есть неочевидные варианты?

Список основных рекламных каналов, которые закрывают потребности 95% проектов, остается неизменным: SEO, Яндекс. Директ, Google Adwords, маркетплейсы, ремаркетинг, медийная реклама, тематические площадки, прайс-агрегаторы, email-маркетинг. Таргетированная реклама и SMM для многих участников рынка тоже уже является чем-то «всегда существовавшим». Разве что RTB можно выделить, как достаточно новое и активно развивающееся направление.

Как и в случае с веб-разработкой, существенно меняется не список рекламных каналов, а принципы работы с каналами — сейчас это уже гигантские рекламные системы, которые сами предоставляют богатый выбор рекламных возможностей и инструментов, для полного охвата которых требуются большие бюджеты и специалисты, обладающие различными узкими компетенциями в управлении этим инструментарием. Рекламных инструментов и возможностей в основных системах столько, что на специфические рекламные каналы у клиентов банально нет бюджета.

На текущий день эффект дает только системный комплексный подход к построению маркетинга в интернете и аналитика на всех этапах воронки продаж. «Волшебный источник» (как раньше — накупил ссылок и сайт попер в ТОПы) сейчас уже посоветовать сложно. Под каждую конкретную задачу выбирается свой набор инструментария и каналов.


Давай поговорим о других твоих проектах. Как появился сайт Informetr?

В 2006 году мы решили создать актуальный для нашего региона информационный проект о недвижимости. Мы сразу сделали ставку на полезный контент: писали тематические статьи, проводили исследования рынка и делились аналитикой, рассказывали о рекламных возможностях в интернете потенциальным клиентам. В то время многие риелторы с компьютером были «на вы», поэтому нам приходилось много и долго обучать наших клиентов пользованию электронной почтой, интернетом и нашим сайтом.

Это дало хорошие плоды: несмотря на серьезную конкуренцию со стороны федеральных сайтов, большинство риелторов, из тех, что еще работают на рынке, остались с нами до сих пор, а новые считают, что «если ты работаешь в Обнинске, то ты обязательно должен быть представлен на Информетре».

Проект так и остался региональным порталом, мы не стали выводить его на федеральный уровень — слишком высокая конкуренция, и требовались серьезные финансовые и временные инвестиции, которые все без остатка тратились на развитие интернет-агентства. Мы и сейчас сфокусированы на развитии своих основных направлений, связанных с интернет-маркетингом, и так как www.informetr.ru является старейшим обнинским и одним из самых крупных региональных ресурсов о недвижимости в калужском регионе, то мы бы 

с удовольствием продали его тем, кто готов развиваться в этой нише, чтобы проект мог расти в надежных заинтересованных руках.


А что за проект StarIndex?

Мне очень повезло с одногруппниками в RMA. В нашей группе собралось много светлых и образованных людей, продвинутых в интернет-маркетинге: владельцы интернет-магазинов и интернет-агентств, руководители интернет-направлений крупных компаний, фрилансеры, занимающиеся разработкой и рекламой сайтов… Одним из них был замечательный, творческий и отлично разбирающийся в фотографии и музыке Денис Есаков. Денис был вдохновлен идеей посчитать популярность музыкантов среди интернет-аудитории, и его диплом в RMA был посвящен именно этой теме.

Денис с товарищем-дизайнером создали первый прототип проекта, и обкатали на нем свою идею, которая крайне заинтересовала представителей шоу-бизнеса. Программа предлагала посчитать насколько музыкант популярен (сколько скачиваний, прослушиваний, упоминаний его песен), как его популярность изменяется относительно других музыкантов этого жанра за определенный период времени, на каких интернет-ресурсах музыкант набирает популярность с наибольшей скоростью и за счет каких треков и контента. Все эти сведения позволят принять решение: в какую «молодую звезду» инвестировать, где ее раскручивать и какую аудиторию приглашать на концерт. Все это выглядело очень актуальным, интересным и востребованным, поэтому когда Денис обратился ко мне с предложением стать технологическим партнером и силами моей студии разработать боевую версию системы анализа популярности артистов, я с удовольствием согласился.

Мы создали сложную сеть поисковых роботов, которые опрашивали внушительный список интернет-ресурсов и социальных сетей, собирали метрики, которые эти ресурсы предоставляют посредством API, а также всеми остальными возможными для парсинга способами.




На базе полученных данных мы разработали онлайн-систему, которая позволяла подписчикам следить за изменением популярности музыканта, строить графики для сравнения динамики сразу нескольких музыкальных групп, и самое важное — система умела строить рейтинг артистов по популярности в интернете. Это был космос!…


А что произошло дальше?

Реальность отличается от теории: фокус-группы говорят, что «это космос!» и что они будут покупать, но в итоге, на деле до покупки доходят считанные единицы. Всем были нужны данные из «ВКонтакте», а мы постоянно испытывали технические сложности с получением данных из этой социальной сети, переговоры велись, но они были слишком убийственно долгими для нашего проекта. Остальные ресурсы интересовали нашу аудиторию в меньшей степени, поэтому и деньги к нам поступали в очень небольшом объеме и только от самых заинтересованных в проекте подписчиков. Не выдержав финансовой нагрузки, которая только увеличивалась с ростом базы данных и человеко-часов, требующихся на поддержку работоспособности системы, в начале 2014 года мы вытащили жесткий диск со Стариндексом из сервера и положили его на полку.

Наиболее полно отражает возможности нашей системы один из отчетов, который мы опубликовали на основании собранных нами в 2012 году данных. Этот небольшой сайт и отчет — все, что осталось на сегодняшний день в открытом доступе.




Почему решил получать дополнительное образование, имея уже солидный опыт работы в индустрии?

По образованию я прикладной математик, и поэтому я всегда ощущал свои пробелы в некоторых базовых вещах: менеджмент проектов, мотивация сотрудников, финансовое планирование… Когда я понял, что мне уже не хватает собственного опыта для эффективного управления компанией, в 2011 году решил поступать на курс RMA «Менеджмент в сфере интернет-технологий». Понадобилось упорядочить все полученные за девять лет знания и опыт.


Почему выбрал именно нашу школу?

Тогда было не так много курсов, RMA был на слуху. К тому же, я знал несколько людей, закончивших этот курс, они отзывались очень положительно о полученных знаниях.


Какие плюсы и минусы нашел в обучении? Какие лекции запомнились?

В первые пару месяцев обучения я очень переживал из-за того, что информация, преподаваемая на курсах, была мне слишком понятна и известна. Мне было жаль тратить время — ведь мне приходилось ездить три раза в неделю к 18:00 из Обнинска в Москву в ущерб работе. Это 3 часа в один конец! Но через некоторое время я понял, что даже имеющиеся у меня знания чудесным образом упорядочиваются и выстраиваются в ясную и стройную систему, которой мне так недоставало, к тому же появились и совершенно новые для меня дисциплины. Меня очень вдохновили практические семинары от топ-менеджеров ведущих интернет-компаний, посещения офисов ОЗОН, Mail.ru, Яндекс, Usability Lab и других.

Могу сказать, что полезными были практически все занятия: не было «воды» и лишней теории — только знания, которые можно было сразу брать и применять на практике. Сейчас я с большой теплотой вспоминаю о времени, проведенном в RMA, о своих новых друзьях-одногруппниках и преподавателях.


Общаешься ли с одногруппники и преподавателями сейчас?

Мы очень сдружились с одногруппниками во время учебы: ездили друг к другу в гости, выезжали на пикник с ночевкой, несколько раз проводили встречи после завершения курса… даже называли себя «Семьей» в нашем уютном закрытом чатике в Фейсбук.

Со многими ребятами я и сейчас поддерживаю теплые дружеские отношения. Любой из нас с готовностью отзывается на просьбу о помощи, делится рекомендациями. С преподавателями мы тоже периодически пересекаемся в ленте фейсбука или на конференциях, и многие из них помнят своих подопечных и никогда не откажут в мудром совете.

Считаю, что RMA дал мне совершенно новый круг общения, которого мне очень не хватало ранее.


Какие советы дашь абитуриентам, поступающим на факультет «Менеджмент в сфере интернет-технологий»?

Вряд ли вы встретите где-либо еще такое количество близких вам по увлечению и роду занятий людей, готовых делиться с вами знаниями и опытом (причем я имею в виду не только преподавателей, но и студентов). Вам предстоит вместе провести много часов, дней и месяцев. Не упустите свой шанс: знакомьтесь, проявляйте активность, оказывайте поддержку, и это окупит в дальнейшем все ваши временные и финансовые затраты, а в качестве приятного бонуса вы можете получить пару десятков новых друзей и хороших знакомых. Только ради этого стоит пойти учиться, куда бы то ни было!