Истории успеха

Выбор факультета
14 декабря 2017
Николай Белоусов, основатель Madrobots, Zavta, «Прозапас»

Николай Белоусов, основатель Madrobots, Zavta, «Прозапас»

«Я тогда работал в Panasonic и решил пойти учиться, чтобы лучше разбираться в диджитал и развивать карьеру в этом направлении. Я выбрал RMA потому, что альтернативных вариантов с таким же серьезным подходом к обучению не было. У меня тогда не было конкретной задачи, поэтому не могу сказать, что обучение кардинально изменило мою жизнь, но я смог погрузиться в индустрию, разобраться в рынке и познакомиться с интересными людьми. У нас преподавали классные специалисты, пообщаться с которыми просто так, случайно, не получится».

Выпускник факультета «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса» Николай Белоусов 8 лет занимался интернет-маркетингом в компании Panasonic. С ноября 2013 года работает над проектом madrobots.ru — интернет-магазином гаджетов с Kickstarter и Indiegogo. Также Николай с партнерами запустил производство аксессуаров Zavtra, надувных диванов «Биван», онлайн-дискаунтер «Прозапас». Предлагаем вашему вниманию подборку материалов о запуске Madrobots и других проектов, ошибках предпринимателей и борьбе с прокрастинацией.


С чего все начиналось

«Я работал в российском офисе Panasonic. И мне, в общем-то, это нравилось. Во всяком случае, я так думал. Я всегда любил электронику, и мне было приятно осознавать себя частью большой компании, производящей классную технику. Пусть даже я не разрабатывал железо, а занимался его интернет-продвижением. Правда, даже делая иногда что-то крутое, мне постоянно приходилось тратить время на какую-то ерунду. Я участвовал в формальных совещаниях, готовил бессмысленные отчеты и посещал какие-то мероприятия, напоминающие съезды КПСС.

Более того, зачастую мне приходилось исполнять распоряжения, которые, на мой взгляд, были в корне неверными и не стоили ни единой минуты времени, потраченных на них. Я убеждал себя, что всегда есть какая-то рутина, а мир не бывает идеальным — надо просто научиться со всем этим справляться. А на деле только глубже вяз в трясине прокрастинации.

В какой-то момент дошло до того, что главным событием моей жизни стал отпуск. Сначала я долго к нему готовился, продумывая в деталях свое идеальное путешествие. А потом разбирал фотографии и вспоминал лучшие моменты — пока не переключался на подготовку новой поездки.

Так бы, наверное, я и продолжал мучиться, если бы однажды не натолкнулся в сети на Withings body scale — весы, которые сами отправляют статистику в интернет, используя wi-fi соединение.

Так началось мое знакомство с миром „интернет вещей“».

 — «Как я купил wi-fi весы, уволился с работы и начал жить» (Habrahabr, февраль 2014 года).


Как появился Madrobots

«Впервые попав в 2011 году на „Кикстартер“, я был окрылен идеей краудфандинга. Работая в Panasonic, я не понаслышке знал, как мало транснациональные корпорации предпринимают усилий, чтобы сделать что-то действительное инновационное. А тут я увидел, что благодаря краундфандингу любой талантливый технарь мог вдохновить своей идеей бэкеров, собрать денег, основать компанию и дать миру что-то по-настоящему новое.

Я начал вкладывать деньги в перспективные проекты. Просиживал на „Кикстартере“ часами. Искал классные инновации. Обсуждал разные безумные идеи. Тратил деньги и ждал посылок, словно ребенок — новогодних подарков. Из всего этого безумства и родился интернет-магазин MadRobots. Возможность дать денег авторам уникального устройства, которое я вскоре смогу продавать в России через свой магазин, казалась мне вдохновляющей»

 — «Пора взрослеть: как я разочаровался в краудфандинге» (Habrahabr, август 2014).

«Как-то за обедом я рассказал своему коллеге об идее продавать в России необычные гаджеты, производимые за рубежом, и он тоже очень этим заинтересовался. Так у меня появился партнёр, но ясности не прибавилось: ничего подобного в то время у нас в стране не было. Мы собирались реализовывать исключительно гаджеты с Kickstarter, поэтому для начала составили список интересных нам проектов и занялись разработкой сайта.

Первое время я занимался сайтом параллельно с основной работой в силу того, что было непонятно, сможет ли эта затея приносить стабильный доход. Как только я понял, что сможет, сразу же ушёл из Panasonic. После того как я вплотную занялся работой над сайтом, продажи увеличились в несколько раз, с тех пор по всем показателям у нас весьма неплохая динамика.

По сути, мы инвестируем в концепцию, в проект товара, который ещё не выпустили, и никогда нет гарантий, что он будет изготовлен в установленный срок и да вообще появится.

Одним Kickstarter сыт не будешь, и мы расширяем ассортимент, находя уже готовые продукты из сферы интернет-вещей. Напрямую контактируем с компаниями, выпускающими интересные нам гаджеты».

 — «Как менеджер стал продавать необычные гаджеты» (The Village, ноябрь 2014). 


Об интернете вещей

«Интернет вещей не просто связывает миллиарды устройств в одну сеть, как когда-то интернет объединил все компьютеры. Реальная инновация и потенциал интернета вещей в том, чтобы трансформировать бизнес-модели; позволять компаниям продавать продукты по-новому, принося дополнительную пользу как компании, так и клиенту.

Интернет вещей — это не очередное модное слово. Не дань моде, не прихоть и не пузырь. Это фундаментальное переосмысление того, как компании по всему миру делают бизнес. Главное — запастись терпением, и мы увидим воочию все эти изменения.

 — «Интернет вещей — это не очередное модное слово, не прихоть и не пузырь» (vc. ru, ноябрь 2014).


Об ошибках

«Ждать, пока все заказанные нами с Kickstarter устройства выпустят и доставят, пришлось целый год. Этого мы сразу не учли, но, чтобы не терять даром времени, решили через сайт продавать iPhone 5. В январе 2013 года закупили партию (несколько сотен штук) и здорово на этом прогорели. Они никому уже не были нужны, пик активных покупок прошёл, кроме того, продажей iPhone занимались ещё сотни интернет-магазинов. Всё, что нам оставалось, — продавать iPhone в кредит и распихивать их по небольшим магазинам. На продажу этой партии у нас ушло почти полгода, и потери составили около 500 тысяч рублей. Больше iPhone мы никогда не торговали и сфокусировались только на направлении интернет-вещей»

 — «Как менеджер стал продавать необычные гаджеты» (The Village, ноябрь 2014).

«Зря я открыл точку самовывоза на Горбушке. Она окупала себя, но мы потратили на неё полтора миллиона рублей, которые могли бы пустить на укрепление своей основной бизнес-модели.

Весь наш оборотный капитал тогда насчитывал около десяти миллионов. „Дружище, ты потратил шестую часть своих денег на ерунду, да это надо быть полным кретином, чтобы так сделать“, — сказал бы я сегодняшний самому себе тогдашнему. Проблема в том, что „я тогдашний“ не очень понимал, в чём наша основная бизнес-модель. Стартуя на предпринимательском адреналине, я наметил пять направлений развития Madrobots на поле интернета вещей, в диапазоне от интернет-магазина до разработки собственных гаджетов.

Пять разных по сути бизнесов — это уже непозволительно много, особенно для стартапа с ограниченными ресурсами. Но смех в том, что мы не могли остановиться и на этих пяти векторах».

 — «Все предприниматели проходят одни и те же стадии принятия неизбежного» (vc. ru, август 2015).

«Мы решили сделать ещё одну точку продаж, но в более оживлённом и проходном месте. В августе мы открыли торговый островок в „Меге“.

Но и тут наши ожидания не оправдались. Оборот за первый месяц был даже меньше, чем на „Горбушке“, мы не учли, что „Мега“ — это магазин выходного дня. Точка безубыточности здесь — оборот в 600 тысяч рублей месяц, и не ясно, сможем мы выйти на неё или нет. Розница высасывает деньги, но не приносит их обратно. Количество усилий, необходимых, чтобы наладить работу магазина, несопоставимо с тем, насколько легко организовать процесс продаж через интернет. Аренда, персонал, брендирование точки продаж, обеспечение постоянного подвоза товаров, установка необходимого оборудования — на открытие одного островка нам потребовалось около 1 миллиона рублей. В рознице мы сильно разочарованы. Но, так или иначе, история нашей компании — это путь наступания на грабли, каждый раз мы выносим для себя новые уроки на будущее»

 — «Как менеджер стал продавать необычные гаджеты» (The Village, ноябрь 2014).




Победить прокрастинацию



Бренд аксессуаров Zavtra

«В 2012 году основатель интернет-магазина Madrobots Николай Белоусов открыл для себя краудфандинговую платформу Kickstarter. Бизнесмен с азартом принялся поддерживать различные хай-тек-проекты. В процессе он заметил, что зарубежные стартаперы постоянно открывают сборы средств на производство старых, скучных кошельков.

Заинтригованный происходящим, Белоусов собрал собственную статистику. Выяснилось, что с 2011 по 2015 год на Kickstarter незаметно выросла целая индустрия современного бумажника. Самые успешные представители — компактные, тонкие и оснащены блокировкой RFID-сигналов, предохраняющей карточки от злоумышленников.

Осенью 2014 года основатель Madrobots решил, что настала пора действовать и создавать собственный кошелёк, соответствующий духу времени. В качестве партнёров он привлёк Илью Петрова и Михаила Гейшерика. Разработка прототипов заняла целый год. После длительной подготовки партнёры остановились на двух идеях: компактном кошельке и кошельке-накладке для смартфона.

Ориентиром послужила продукция зарубежных Hardgraft и Bellroy. Первые прототипы сделали на фабрике в Китае, но из-за рухнувшего курса рубля пришлось обратиться к импортозамещению. К счастью, в Подмосковье нашлись подходящие мастерские, способные осилить производство таких аксессуаров.

Было решено запустить проект на российской краудфандинговой платформе Boomstarter. Сначала он получил название WRBL (от wearable — „носимый гаджет“), но затем название изменили на оптимистичное и понятное Zavtra.

1 октября 2015 года, спустя всего 10 часов после запуска кампании, 127 спонсоров вложили требуемые 100 тысяч рублей. За пять дней цифра сборов удвоилась, а за месяц выросла в пять раз. Оказывается, минималистичные аксессуары были нужны россиянам, несмотря на все доводы против».

 — Zavtra наступило сегодня: как Kickstarter породил отечественный бренд (Лайфхакер, апрель 2017)


«Биван»

«В 2010 году голландские разработчики из компании Fatboy придумали воздухоудерживающий мешок из ткани, похожей на парашютную, который можно надуть без насоса. Изобретение назвали Lamzac. По функционалу он может заменить надувной матрас, плед и складной стул, а надуть его можно за несколько секунд. В развернутом виде надувной мешок выдерживает до 200 кг, а в собранном весит 1,5 кг. Стоимость изобретения в рознице на официальном сайте Fatboy $79.

В феврале 2016 года Николай Белоусов выложил на личной странице видео с Lamzac. Оно собрало 600 тыс. просмотров, 1,5 тыс. человек написали в комментариях, что хотят купить такое же. Белоусов решил, что аналог в России точно будет пользоваться спросом. Сначала он общался с китайскими поставщиками, которые оптом предлагали аналоги Lamzac по $19 за штуку. Но контролировать качество этой продукции было сложно, и предприниматель решил искать разработчика в России.

Снова помог Facebook. Подписчики дали ссылку на проект омского разработчика Евгения Нестеркина. Он уверяет, что с нуля придумал свой Lamzac, назвав его „Аэробатоном“. После месяца переговоров Белоусов и Нестеркин договорились о сотрудничестве. Изобретатель становился главным инженером проекта и получал 25% от чистой прибыли с продаж надувных диванов.

Надувной диван Белоусов назвал „биваном“ и в апреле 2016 года запустил краудфандинговую кампанию на российской площадке Boomstarter. За сутки проект собрал 860 тыс. руб., а за всю кампанию 3,89 млн руб. от 998 спонсоров — это рекордная сумма для Boomstarter. Краудфандинг принес 1544 предзаказа, средний уровень взноса спонсоров был 2,5 тыс. руб.».

 — «Сплошное надувательство: как „биван“ сделали модным товаром» (РБК, август 2016)




«Прозапас»

В 2017 году Николай Белоусов, основатель и бывший главным редактор vc. ru Андрей Загоруйко и создатель сервиса по вызову автомобилей FixTaxi Андрей Азаров запустили интернет-магазин продуктов и товаров повседневного спроса «Прозапас».




Основная идея «Прозапас» — оптовая торговля товарами повседневного спроса со значительной скидкой. Товары в среднем на 30% дешевле, чем в других онлайн-магазинах. Николай Белоусов объясняет это ограниченным числом товарных позиций и мониторингом акционных предложений у поставщиков. Компания сосредоточена на товарах длительного хранения, таких как бакалея, бытовая химия, косметика, кондитерские изделия и детские товары: «Опираясь на опыт управления интернет-магазином Madrobots, мы автоматизировали часть процессов — закупок и обработки заказов.

Это позволило запланировать операционные расходы „Прозапас“ на уровне 15% оборота. К концу года доведём этот показатель до 12,6%.

Низкие операционные расходы позволят работать с более низкой наценкой, чем у лидеров рынка. На основе открытых источников информации нам известно о том, что доля операционных расходов в структуре выручки онлайн-гипермаркетов доставки еды составляет около 30%».

 — «Андрей Загоруйко, Николай Белоусов и Андрей Азаров запустили интернет-магазин продуктов и товаров повседневного спроса „Прозапас“» (vc. ru, апрель 2017 года)