Истории успеха
Анастасия Омельченко, арт-директор Omelchenko Gallery
«В RMA я получила знания, которых не хватало, сформировалось понимание российской
Вы учились в МГАХИ им.
Вообще, искусство — это моя главная страсть, моя жизнь. Хотя в семье никто с этим не связан.
Я училась в школе № 1188 с углубленным изучением изобразительного искусства и, когда пришло время выбирать, где получать высшее образование, между МГХПА им.
В школе или институте было
Было, но крайне мало. По программе российского академического образования в 20 веке не было искусства кроме советской живописи. Я занималась самообразованием и ходила на лекции в «Гараж», в Музей современного искусства и внимательно следила за происходящим на
Вы сейчас пишете картины?
К сожалению, в данный момент времени очень не хватает. У меня есть мастерская, но большую часть своей энергии я посвящаю галерее. Постараюсь в этом году изменить ситуацию и уделять больше внимания своему творчеству.
Почему между работой художника и галериста вы выбрали второе?
Мы с семьей решили открыть галерею, и я взяла на себя роль ее руководителя. Начинали мы всего с одним сотрудником, поэтому первые полгода я почти все делала сама. Времени на творчество было очень мало. Сейчас процесс
Почему решили запускать Omelchenko Gallery?
Мы хотели сделать хорошую, современную площадку, которая будет делать акцент на творчестве интересных, молодых художников, потому, что в Москве таких пространств почти не было.
Выставка «Нефть» Юлии Малининой
Расскажите, о процессе создания галереи: почему выбрали именно это пространство, кто занимался архитектурой, с какими сложностями столкнулись?
Мы выбрали площадку в историческом и культурном центре города, в легендарном районе Старого Арбата. Здесь царит
Идеальный дизайн галереи складывался постепенно: я ходила по галереям, музеям, общалась с профессионалами, вовлеченными в индустрию людьми — все это меня очень вдохновило. В результате мы разделили пространство на выставочные залы, зону для хранения и мастерскую. Долго думали над освещением, так как это один из самых главных аспектов в дизайне галереи. Остановились на двух варианта света: потолочном и точечном, их можно варьировать в зависимости от экспозиции.
Вы
Все делала сама. Например, цвет пола выбирала на протяжении трех месяцев: ездила на завод в Химки, брала выкрасы, примеряла, думала. Так как я сама художник, то понимаю, как может повлиять цвет пола и стен на восприятие произведения искусства. Поэтому и стены решили делать чисто белыми, хотя сейчас это уже не самый очевидный вариант для выставочного пространства. А пол решили сделать деревянным, глубокого серого оттенка — так, на мой взгляд, более уютно.
Откуда вы брали знания по обустройству галерейного пространства?
Как уже говорила, я собирала информацию из разных источников, смотрела много выставочных пространств, и, конечно, много читала.
Сколько сотрудников в галерее и что это за должности?
У нас есть три универсальных сотрудника — я и еще две девушки, есть технический директор, который отвечает за свет, технику, монтаж. Вместе мы готовим выставки, пишем
И конечно, есть мои родители, без которых этого всего просто не было бы — они помогают мне финансово и морально, и принимают активное участие в жизни галереи.
Александр и Галина Омельченко
Расскажите о ваших художниках.
Есть художники, с которыми мы работаем на постоянной основе: Юлия Малинина, Виталий Копачев, Алена Федоткина и другие. А есть художники, с которыми мы делаем отдельные совместные проекты, например Андрей Гросицкий, Наталья Толстая, Кирилл Кипятков.
Как вы находите новых художников?
Так как я сама из художественной среды, с поиском художников проблем нет. Скорее есть большое количество художников, с которыми мне интересно и хотелось бы поработать — со временем будем реализовывать.
Какое направление искусства вам больше нравится? Что вы хотите выставлять в галерее?
Мне близко актуальное, отвечающее времени искусство. Также мне не безразличны проекты, имеющие социальную направленность. Я бы хотела показывать больше видео и инсталляций. Было классно реализовать выставку студентов Института проблем современного искусства, представить социально значимую выставку Полины Синяткиной «Вдохнуть и не дышать», посвященную борьбе с туберкулезом… Хочется дальше работать в этом направлении.
На какое время вперед вы планируете выставки?
Как раз вчера мы обсуждали выставочный план на текущий год.
В феврале у нас будет очень классный проект Алены Федоткиной, посвященный
Сколько времени занимает подготовка к выставке?
Идея выставки может прийти задолго до ее реализации, изначально нужно познакомиться с художником и понимать, что именно вы хотите вместе создать. Например, к выставке в рамках биеннале, Юлия Малинина начала писать картины за год.
Иногда проект «рождается» за два месяца, но оперативно нужно многое продумать и решить: продумать концепцию, отобрать работы, написать тексты, провести
Также мы проводим экскурсии, образовательные лекции и
Лекция Кирилла Алексеева
Мероприятия в рамках образовательной программы платные?
Лекции в галерее платные, но мы на них не зарабатываем, потому что мы платим лектору, устраиваем фуршеты. Мы проводим лекции, чтобы наши посетители развивались и росли вместе с нами. Образовательная функция — важная составляющая каждой уважающей себя галереи, которая стремится развивать своего зрителя.
Сколько стоит лекция?
От 1000 до 2500 рублей за лекцию, зависит от программы. К примеру, мы недавно делали вечер «Два Прокофьева», в который входили экскурсия по выставке нонконформиста Олега Прокофьева, концерт музыки Сергея Прокофьева в исполнении потрясающего пианиста Дмитрия Шишкина, фуршет — получился душевный рождественский вечер.
Вечер «Два Прокофьева»
Вы печатаете каталоги?
Изначально мы печатали каталоги ко всем выставкам, сейчас делаем выборочно — к примеру, к последней выставке Юлии Малининой мы напечатали календарь на 2018 год.
Какая посещаемость галереи?
На открытия приходит около двухсот человек. И это хорошая цифра для небольшой галереи. Мы находимся вне
Ежедневно, приходит человек
Полина Синяткина на своей выставке «Вдохнуть и не дышать»
Какой уровень цен на работы?
Цены варьируются: от 200 евро и выше. Зависит от художника, техники, материала. В целом, мы уверены, что каждый посетитель сможет найти для себя произведение, которое не только найдет отклик в его душе — но и которую сможет себе позволить.
Галерея окупаема?
Честно скажу, я на галерее не зарабатываю. Это как наркотик: ты начал делать и все. Но к окупаемости стремиться нужно.
Как вы привлекаете новых коллекционеров?
Многое построено на личных контактах; также важный вклад — развитие своей аудитории, ее вкуса и насмотренности. Много факторов влияет на то, приобретет ли человек произведение искусства или нет. Дело в том, что в нашей стране нет культуры покупки произведений искусства. Зачастую, просто не хватает знаний: люди не понимают, чем крут Малевич, или не знают, кто такой Марсель Дюшан. Это должно идти из детства: да, многие были в Третьяковке, но пытались ли тогда детей заинтересовать искусством? Нет, это было просто для галочки. Да и
Сейчас ситуация меняется к лучшему, люди стали больше путешествовать, больше смотреть на то, как бывают оформлены квартиры, кафе. Растет интерес к дизайну интерьера — а какой хороший интерьер без искусства? На «Винзаводе» недавно проходил
К сожалению, у всех разное понятие искусства, которое должно висеть на стенах…
Да, часто можно увидеть аляповатые картины маслом в богатой раме или роскошные панно из янтаря. У нас многие любят, чтобы выглядело дорого. Но сейчас понятие «дорого» поменялось — ценность небольшой графики молодого художника выше, чем картины на набережной у ЦДХ.
Все зависит от образования и окружающей действительности. Нужно, чтобы людей окружал хороший дизайн. Парк Горького, Третьяковка на Крымском валу — хорошие примеры, они изменились, стали красивыми, начали привлекать людей.
Почему решили участвовать в Cosmoscow?
Где еще в России можно посмотреть все новое и интересное, сравнить, познакомиться с новой аудиторией, другими галеристами? Это значимое событие, и если есть возможность участвовать, то не стоит ее упускать. Это повышает узнаваемость, добавляет галерее статуса.
Сразу скажу, участвовать могут не все, и если галерея прошла на Cosmoscow — это определенный уровень качества.
А вы планируете участвовать в других международных ярмарках?
Я, конечно, этого бы очень хотела, мы к этому стремимся. Подготовка к зарубежной ярмарке — серьезный и сложный процесс: нужно понимать, какой у страны вкус, что будет интересно конкретному зрителю — это нужно изучать. Обязательно нужно продумать логистику, транспортировку, страховку, и многие прочие расходы.
Вы регулярно проводите мероприятия с фондом «Дети Марии», расскажите про него подробнее.
Раньше моя помощь людям ограничивалась пожертвованиями, но в прошлом году я познакомилась с потрясающей семьей Марии Елисеевой и ее фондом «Дети Марии».
Мария организовала художественные студии, в которых с
Каждый год студия организовывает благотворительный бал. К этому балу выбирают самые яркие произведения воспитанников студии. Мы, со своей стороны, договариваемся с современными художниками, которые предоставляют свои работы, организуем выставку в нашем пространстве, проводим «тихий» аукцион. Все вырученные деньги идут в фонд.
Два года подряд во время этой благотворительной выставки к нам приезжают клоуны с Патчем Адамсом в главной роли, про него даже есть голливудский фильм с Джимом Керри. А потом эти клоуны идут развлекать детей в больницах, и я тоже ходила в этом году. Мне так нравится. Это те дни, которых я очень жду. Столько любви и смеха вокруг.
Анастасия с Патчем Адамсом
Если бы прямо сейчас вы могли сделать одну вещь: сделать галерею больше или перенести ее в другое место или пригласить суперпопулярного художника — что бы вы сделали?
Знаете, иногда мне очень хочется переехать на «Винзавод». Там даже хотели сдавать помещение студии Айдан Салаховой, в котором я была заинтересована, но там сделали «Открытые мастерские» — классно получилось, кстати. Больше мест в Москве, куда я хотела бы переехать, нет. Площадь галереи меня устраивает…
Я думаю, если бы у меня была одна возможность, то я бы делала больше экспериментальных проектов, без оглядки на финансовые, политические и прочие аспекты.
Расскажите про RMA: зачем вы пошли учиться и почему выбрали нас?
Я смотрела на программу «
В RMA я получила знания, которых не хватало, сформировалось понимание российской
Что радует, многие выпускники идут работать дальше в сферу искусства — в Центр искусств «Москва», в Мультимедиа
Выпускной группы «
Запомнились
Я фанатка Ольги Ващилиной, она меня безумно вдохновила, ее лекции и опыт были
Важно, что куратор факультета Николай Палажченко давал нам много практических знаний и заданий, учил делать исследования и искать ответы на вопросы, ответов на которые нет. Благодаря этому учишься принимать решения, даже когда задача сложна и не до конца однозначна.
Занятие Ольги Ващилиной на ярмарке Cosmoscow, 2016 год
Последний вопрос: какими качествами нужно обладать
Здесь все просто — слово