Истории успеха
Выбор факультета
06
декабря
2019
Анна Шебалкина, руководитель отдела по организации мероприятий ООО «Стадион Спартак»
«Об эффективности RMA и качестве предлагаемой бизнес-школой учебной программы, как мне кажется, можно судить по количеству выпускников бизнес-школы, реально работающих в индустрии спорта. Только в моей группе „С-38“ таких — сразу несколько человек. Думаю, наша общая с этими ребятами история может служить достаточно ярким примером того, как учеба в бизнес-школе, естественно, подогреваемая большой мечтой и помноженная на большой труд, помогает достичь желанной цели».
В интервью сайту RMA выпускницa факультета «Менеджмент в игровых видах спорта», руководитель отдела по организации мероприятий ООО «Стадион Спартак» Анна Шебалкина рассказывает о своем пути в профессию, учебе в бизнес-школе, свадьбах, концертах и fan entertainment’e на «Открытие Арене», а также сравнивает российскую культуру боления с немецкой и североамериканской.
Анна, давайте начнем наш разговор не со «Спартака», где вы работаете последние пять лет, а с того, что было до того. Где вы родились, где выросли, где учились?
До того были детство и юность в Калининграде, там я закончила лицей номер 49, одну из самых престижных общеобразовательных школ в нашем регионе, в которой учились, в частности, такие известные сейчас актрисы, как сестры Арнтгольц.
Потом мне на родине стало тесно и поступать в институт я поехала в Москву — выбирала между МГУ и Университетом дружбы народов и оказалась в итоге в РУДН, там получила образование по специальностям «Маркетинг» и «Международное право».
В 2011 году, сразу после окончания вуза, пошла работать в МВД — там была юрисконсультом, занималась, в частности, экспертизой государственных контрактов, кое-какие судебные дела вела, а спустя два года, это был уже 2013-й, довольно резко поменяла сферу деятельности и оказалась в шоу-бизнесе, в агентстве In-Voice.
Там организовывала концерты и шоу в самых разных форматах и жанрах, в том числе — гастрольные туры по России, Европе и странам СНГ. Артисты у нас были в диапазоне от Игоря Маменко до Хора Турецкого и Gregorian.
В 2014 году работала на Олимпиаде в Сочи, в общем, в той же сфере — организация концертной программы для болельщиков и гостей Игр. Вот так примерно, если вкратце, выглядела моя профессиональная карьера до «Спартака»...
А в «Спартаке» как оказались? Работа в футбольном клубе — не самый очевидный выбор для девушки. Или вы футболом и раньше интересовались?
Оказалась очень просто. По окончании работы на Олимпиаде искала новое место. Узнала о вакансии ивент-менеджера в «Спартаке», прошла четыре собеседования, была принята. Начинала менеджером по организации и проведению мероприятий.
По прошествии полутора лет, отучившись в RMA и, благодаря этому прилично повысив свой профессиональный уровень, возглавила заново организованный в клубе отдел, руководителем которого сейчас и являюсь.
Что касается того, интересуюсь ли я футболом, то да, конечно, интересуюсь, с самого детства. Правда, болельщицей «Спартака» я тогда не была, но на «Балтику» калининградскую ходила постоянно. С отцом, он был известный в нашем городе журналист.
Какие задачи перед вами стояли тогда, в 2014-м?
Ну, вы же помните, что такое для «Спартака» был 2014 год. Это был год открытия собственного стадиона, первого в истории клуба.
И, соответственно, это было время, когда перед «Спартаком» открывались абсолютно новые возможности получения дохода от эксплуатации арены, в том числе за счет сдачи ее площадей в аренду под мероприятия, скажем так, нефутбольного характера — концерты, фестивали, конференции, выставки, и так далее.
Вот всем этим мне и предстояло заняться. Ну а самое первое мероприятие, в организации и проведении которого я после прихода в «Спартак» приняла самое непосредственное участие, это, собственно, и была церемония открытия новой арены, которая состоялась в конце августа 2014 года.
Работа с режиссером шоу, техническим персоналом, менеджментом «Би-2» и группы «Кипелов», которые у нас на открытии отыграли полноценный концерт, со специалистами, занимавшимися запуском праздничного фейерверка.
За подготовку всего этого отвечала большая команда, в том числе и я, и справится с этими задачами мне, безусловно, помог предыдущий опыт работы в шоу-бизнесе.
Насколько я понимаю, он и сейчас вам продолжает помогать: сколько концертов на «Открытие-Арене» прошло с момента запуска стадиона?
Восемь. Это — считая не только выступления отдельных групп и исполнителей, но и прошедшие у нас крупные музыкальные фестивали: их пока было три — два Park Live, где хедлайнерами выступили в первом случае Muse, а во втором — Red Hot Chili Peppers и Лана дель Рей, и один «Максидром» — там во главе лайнапа были Rammstein.
Плюс два концерта «Ленинграда», концерт Depeche Mode, прошлогоднее выступление Guns’n’Roses в рамках мирового тура «Not In This Lifetime». И последний на данный момент концерт — относительно недавнее шоу Эда Ширана — он у нас сыграл в июне этого года.
Кроме того, как я уже говорила, мы сдаем помещения стадиона и окружающее его пространство в аренду под проведение всевозможных выставок, конференций, ярмарок, перформансов, мастер-классов, корпоративных праздников, даже тест-драйвов. Такого рода мероприятий на арене проходит до 150 в год.
В последнее время очень большой популярностью пользуется такое наше предложение как «Свадьба на стадионе». В мае текущего года эта программа стартовала, и сразу вокруг нее возник ажиотаж — в первый же день работы арены в качестве своего рода филиала Тушинского ЗАГСа, здесь состоялись сразу 24 церемонии бракосочетания, а всего с тех пор их прошло уже более 200.
Плюс мы запустили еще такую опцию как «Предложение руки и сердца на стадионе». Тут возможны варианты: например, по желанию заказчика, соответствующее изображение, сопровождаемое словами «Выходи за меня», может быть выведено на медиа-фасад арены в день матча, минут за 40 до его начала или даже вскоре после стартового свистка.
В дни, когда матчей нет, можно такое предложение совместить с индивидуальной экскурсией по стадиону, можно продолжить ее фуршетом на кромке поля или романтическим свиданием в ложе, и так далее...
И сколько это стоит?
На самом деле не так много, как может показаться. Для события, которое должно остаться в памяти на всю жизнь, это недорого.
Давайте теперь поговорим о fan entertainment’e на матчах «Спартака». Что этот сегмент вашей деятельности собой представляет?
Я думаю, наглядней будет, если я об этом расскажу на примере конкретного матча — домашней игры «Спартака» с «Рубином», которая состоялась не так давно.
Она начиналась в 16:30, но прилегающая к стадиону территория была открыта для входа болельщиков с 14:30, и те два часа, что оставались до стартового свистка, у входов на все четыре трибуны продолжались всевозможные развлекательные мероприятия — футбольный квест с гарантированными призами, турниры по текболу и панне, соревнования по дартсу от букмекерской компании Winline, одного из спонсоров «Спартака».
В ресторане Platinum мы провели автограф- и фото- сессию с нашим капитаном Георгием Джикия, а на трибуне В с болельщиками встречался вице-капитан Роман Зобнин — оба они игру с «Рубином» пропускали, один из-за дисквалификации, другой — из-за травмы.
А кроме того, было еще выступление диджея, были специально оборудованные зоны для игры в FIFA20 и надувной футбол, были проведенный в детском городке на трибуне C мастер-класс по изготовлению фетровых игрушек и фотовыставка, организованная «Чемпионатом».
Скажите, насколько fan entertainment востребован вашими болельщиками? Способствует ли он увеличению посещаемости матчей «Спартака»? Есть такая статистика?
Вы знаете, он достаточно востребован. Хотя, конечно, смотря с чем сравнивать... Если с Северной Америкой, то там fan entertainment — совершенно обязательная часть любого спортивного матча, без нее этот матч и представить-то себе невозможно. Это — традиция, это важное звено в цепочке ДНК американского спорта.
А вот, скажем, в Германии ситуация прямо противоположная, я бы позицию немцев в вопросах fan entertainment’a назвала абсолютно антиамериканской. В том смысле, что там если где-то какие-то нефутбольные мероприятия для болельщиков в дни матчей и проводятся, то все это выглядит гораздо менее разнообразно и гораздо более аскетично, чем в Америке.
Вообще, в Германии не принято приходить на стадион сильно заранее: там в дни матчей болельщики, как правило, собираются в барах вокруг арены, где и проводят время до игры.
И кроме того, местная культура боления подразумевает, что на футболе должен быть собственно футбол, должно быть пиво, должны быть бретцели и сосиски, а больше на футболе ничего и не нужно, все остальное — лишнее.
Что касается того, насколько наличие или отсутствие fan entertainment’a и его качество влияют на посещаемость... Знаете, у нас в России, и к «Спартаку» это относится, возможно, как ни к одному другому клубу, посещаемость определяется прежде всего спортивным результатом.
Это наша специфика, и этим мы отличаемся и от Америки, и от Европы. Там у них много команд, которые десятилетиями ничего не выигрывают, которые никаких высоких задач перед собой вообще не ставят, и тем не менее, стадионы на домашних играх у них битком забиты.
У нас же все не так: у нас нет игры, нет результата — нет и посещаемости, и никакой даже самый гениальный fan entertainment эту ситуацию в корне переломить не в состоянии.
Ваши впечатления о Канаде и Германии явно базируются на участии в двух прошедших в этих странах стажировках, организованных RMA. Скажите, что-то удалось вам там увидеть такого, что потом в адаптированном виде вы использовали в «Спартаке»?
В Канаде да, удалось... Там у них, например, есть такая фишка, как именные кресла на аренах. Мы решили этот опыт перенять, и теперь если болельщик «Спартака» выкупает абонемент в течение пяти лет подряд, то его место на постоянной основе маркируется специальной табличкой.
Это такое свидетельство уважения, благодарности со стороны клуба, и человеку, который такую табличку получает, конечно, этот знак внимания очень приятен и лестен...
Вообще, в Северной Америке мы увидели и услышали много для себя интересного. Другое дело, что не все из того, что мы хотели бы здесь воспроизвести, мы воспроизвести в состоянии по причинам даже чисто техническим.
Например, там и в НХЛ, и в НБА очень распространен мэппинг, очень популярны шикарные, невероятно красочные лазерные шоу — они и перед матчами проводятся, и в перерывах.
Мы бы, конечно, очень хотели нечто подобное осуществить у себя на «Открытие-Арене», но, увы, пока у нас элементарно нет необходимого светового оборудования. С другой стороны, на футбольных стадионах оно вообще мало где есть.
Напоследок — вопрос об RMA: как вы пришли в бизнес-школу, и как оцениваете результаты учебы здесь?
В том, что я здесь оказалась, на самом деле, очень большая заслуга Насти Чернышовой, которая в свое время в «Спартаке» возглавляла СRM-отдел. В 2014 году она отправилась учиться в RMA — исключительно по собственному почину, и ей это настолько понравилось, что она убедила руководство клуба в том, что предлагаемый бизнес-школой курс стоит того, чтобы его прошло как можно большее количество менеджеров «Спартака».
В итоге осенью 2015 года у нас случилось нечто вроде целевого набора — одновременно со мной на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» училось еще трое сотрудников клуба, и могу сказать, что наши ожидания оправдались целиком и полностью.
Великолепно подобранный состав спикеров, тщательная, доскональная проработка ключевых тем, возможность задать любой вопрос и получить на него четкий, вразумительный ответ компетентого специалиста-практика, исключительно творческая, свободная, доброжелательная атмосфера на занятиях, все это оставило у меня самые приятные воспоминания.
Вообще, об эффективности RMA и качестве предлагаемой бизнес-школой учебной программы, как мне кажется, можно судить по количеству выпускников бизнес-школы, реально работающих в индустрии спорта. Только в моей группе «С-38» таких — сразу несколько человек.
Помимо себя и Кирилла Корсуна, который сейчас является заместителем коммерческого директора «Спартака», и Иры Разинькиной, тоже работающей в нашем клубе, я могу вспомнить Юнеса Бракени — он во время Чемпионата мира был менеджером по проведению соревнований на стадионе «Нижний Новгород», и Витю Гайдая, нынешнего директора московской Академии «Барселоны». Ильнар Жамалетдинов сейчас работает в Adidas Group, Денис Чебатюк — в Puma Russia, и это список можно продолжить.
Думаю, наша общая с этими ребятами история может служить достаточно ярким примером того, как учеба в бизнес-школе, естественно, подогреваемая большой мечтой и помноженная на большой труд, помогает достичь желанной цели.
Анна, давайте начнем наш разговор не со «Спартака», где вы работаете последние пять лет, а с того, что было до того. Где вы родились, где выросли, где учились?
До того были детство и юность в Калининграде, там я закончила лицей номер 49, одну из самых престижных общеобразовательных школ в нашем регионе, в которой учились, в частности, такие известные сейчас актрисы, как сестры Арнтгольц.
Потом мне на родине стало тесно и поступать в институт я поехала в Москву — выбирала между МГУ и Университетом дружбы народов и оказалась в итоге в РУДН, там получила образование по специальностям «Маркетинг» и «Международное право».
В 2011 году, сразу после окончания вуза, пошла работать в МВД — там была юрисконсультом, занималась, в частности, экспертизой государственных контрактов, кое-какие судебные дела вела, а спустя два года, это был уже 2013-й, довольно резко поменяла сферу деятельности и оказалась в шоу-бизнесе, в агентстве In-Voice.
Там организовывала концерты и шоу в самых разных форматах и жанрах, в том числе — гастрольные туры по России, Европе и странам СНГ. Артисты у нас были в диапазоне от Игоря Маменко до Хора Турецкого и Gregorian.
В 2014 году работала на Олимпиаде в Сочи, в общем, в той же сфере — организация концертной программы для болельщиков и гостей Игр. Вот так примерно, если вкратце, выглядела моя профессиональная карьера до «Спартака»...
А в «Спартаке» как оказались? Работа в футбольном клубе — не самый очевидный выбор для девушки. Или вы футболом и раньше интересовались?
Оказалась очень просто. По окончании работы на Олимпиаде искала новое место. Узнала о вакансии ивент-менеджера в «Спартаке», прошла четыре собеседования, была принята. Начинала менеджером по организации и проведению мероприятий.
По прошествии полутора лет, отучившись в RMA и, благодаря этому прилично повысив свой профессиональный уровень, возглавила заново организованный в клубе отдел, руководителем которого сейчас и являюсь.
Что касается того, интересуюсь ли я футболом, то да, конечно, интересуюсь, с самого детства. Правда, болельщицей «Спартака» я тогда не была, но на «Балтику» калининградскую ходила постоянно. С отцом, он был известный в нашем городе журналист.
Какие задачи перед вами стояли тогда, в 2014-м?
Ну, вы же помните, что такое для «Спартака» был 2014 год. Это был год открытия собственного стадиона, первого в истории клуба.
И, соответственно, это было время, когда перед «Спартаком» открывались абсолютно новые возможности получения дохода от эксплуатации арены, в том числе за счет сдачи ее площадей в аренду под мероприятия, скажем так, нефутбольного характера — концерты, фестивали, конференции, выставки, и так далее.
Вот всем этим мне и предстояло заняться. Ну а самое первое мероприятие, в организации и проведении которого я после прихода в «Спартак» приняла самое непосредственное участие, это, собственно, и была церемония открытия новой арены, которая состоялась в конце августа 2014 года.
Работа с режиссером шоу, техническим персоналом, менеджментом «Би-2» и группы «Кипелов», которые у нас на открытии отыграли полноценный концерт, со специалистами, занимавшимися запуском праздничного фейерверка.
За подготовку всего этого отвечала большая команда, в том числе и я, и справится с этими задачами мне, безусловно, помог предыдущий опыт работы в шоу-бизнесе.
Насколько я понимаю, он и сейчас вам продолжает помогать: сколько концертов на «Открытие-Арене» прошло с момента запуска стадиона?
Восемь. Это — считая не только выступления отдельных групп и исполнителей, но и прошедшие у нас крупные музыкальные фестивали: их пока было три — два Park Live, где хедлайнерами выступили в первом случае Muse, а во втором — Red Hot Chili Peppers и Лана дель Рей, и один «Максидром» — там во главе лайнапа были Rammstein.
Плюс два концерта «Ленинграда», концерт Depeche Mode, прошлогоднее выступление Guns’n’Roses в рамках мирового тура «Not In This Lifetime». И последний на данный момент концерт — относительно недавнее шоу Эда Ширана — он у нас сыграл в июне этого года.
Кроме того, как я уже говорила, мы сдаем помещения стадиона и окружающее его пространство в аренду под проведение всевозможных выставок, конференций, ярмарок, перформансов, мастер-классов, корпоративных праздников, даже тест-драйвов. Такого рода мероприятий на арене проходит до 150 в год.
В последнее время очень большой популярностью пользуется такое наше предложение как «Свадьба на стадионе». В мае текущего года эта программа стартовала, и сразу вокруг нее возник ажиотаж — в первый же день работы арены в качестве своего рода филиала Тушинского ЗАГСа, здесь состоялись сразу 24 церемонии бракосочетания, а всего с тех пор их прошло уже более 200.
Плюс мы запустили еще такую опцию как «Предложение руки и сердца на стадионе». Тут возможны варианты: например, по желанию заказчика, соответствующее изображение, сопровождаемое словами «Выходи за меня», может быть выведено на медиа-фасад арены в день матча, минут за 40 до его начала или даже вскоре после стартового свистка.
В дни, когда матчей нет, можно такое предложение совместить с индивидуальной экскурсией по стадиону, можно продолжить ее фуршетом на кромке поля или романтическим свиданием в ложе, и так далее...
И сколько это стоит?
На самом деле не так много, как может показаться. Для события, которое должно остаться в памяти на всю жизнь, это недорого.
Давайте теперь поговорим о fan entertainment’e на матчах «Спартака». Что этот сегмент вашей деятельности собой представляет?
Я думаю, наглядней будет, если я об этом расскажу на примере конкретного матча — домашней игры «Спартака» с «Рубином», которая состоялась не так давно.
Она начиналась в 16:30, но прилегающая к стадиону территория была открыта для входа болельщиков с 14:30, и те два часа, что оставались до стартового свистка, у входов на все четыре трибуны продолжались всевозможные развлекательные мероприятия — футбольный квест с гарантированными призами, турниры по текболу и панне, соревнования по дартсу от букмекерской компании Winline, одного из спонсоров «Спартака».
В ресторане Platinum мы провели автограф- и фото- сессию с нашим капитаном Георгием Джикия, а на трибуне В с болельщиками встречался вице-капитан Роман Зобнин — оба они игру с «Рубином» пропускали, один из-за дисквалификации, другой — из-за травмы.
А кроме того, было еще выступление диджея, были специально оборудованные зоны для игры в FIFA20 и надувной футбол, были проведенный в детском городке на трибуне C мастер-класс по изготовлению фетровых игрушек и фотовыставка, организованная «Чемпионатом».
Скажите, насколько fan entertainment востребован вашими болельщиками? Способствует ли он увеличению посещаемости матчей «Спартака»? Есть такая статистика?
Вы знаете, он достаточно востребован. Хотя, конечно, смотря с чем сравнивать... Если с Северной Америкой, то там fan entertainment — совершенно обязательная часть любого спортивного матча, без нее этот матч и представить-то себе невозможно. Это — традиция, это важное звено в цепочке ДНК американского спорта.
А вот, скажем, в Германии ситуация прямо противоположная, я бы позицию немцев в вопросах fan entertainment’a назвала абсолютно антиамериканской. В том смысле, что там если где-то какие-то нефутбольные мероприятия для болельщиков в дни матчей и проводятся, то все это выглядит гораздо менее разнообразно и гораздо более аскетично, чем в Америке.
Вообще, в Германии не принято приходить на стадион сильно заранее: там в дни матчей болельщики, как правило, собираются в барах вокруг арены, где и проводят время до игры.
И кроме того, местная культура боления подразумевает, что на футболе должен быть собственно футбол, должно быть пиво, должны быть бретцели и сосиски, а больше на футболе ничего и не нужно, все остальное — лишнее.
Декабрь 2018 года. Стажировка в Германии. Анна Шебалкина на стадионе леверкузенского "Байера"
Что касается того, насколько наличие или отсутствие fan entertainment’a и его качество влияют на посещаемость... Знаете, у нас в России, и к «Спартаку» это относится, возможно, как ни к одному другому клубу, посещаемость определяется прежде всего спортивным результатом.
Это наша специфика, и этим мы отличаемся и от Америки, и от Европы. Там у них много команд, которые десятилетиями ничего не выигрывают, которые никаких высоких задач перед собой вообще не ставят, и тем не менее, стадионы на домашних играх у них битком забиты.
У нас же все не так: у нас нет игры, нет результата — нет и посещаемости, и никакой даже самый гениальный fan entertainment эту ситуацию в корне переломить не в состоянии.
Ваши впечатления о Канаде и Германии явно базируются на участии в двух прошедших в этих странах стажировках, организованных RMA. Скажите, что-то удалось вам там увидеть такого, что потом в адаптированном виде вы использовали в «Спартаке»?
В Канаде да, удалось... Там у них, например, есть такая фишка, как именные кресла на аренах. Мы решили этот опыт перенять, и теперь если болельщик «Спартака» выкупает абонемент в течение пяти лет подряд, то его место на постоянной основе маркируется специальной табличкой.
Это такое свидетельство уважения, благодарности со стороны клуба, и человеку, который такую табличку получает, конечно, этот знак внимания очень приятен и лестен...
Вообще, в Северной Америке мы увидели и услышали много для себя интересного. Другое дело, что не все из того, что мы хотели бы здесь воспроизвести, мы воспроизвести в состоянии по причинам даже чисто техническим.
Например, там и в НХЛ, и в НБА очень распространен мэппинг, очень популярны шикарные, невероятно красочные лазерные шоу — они и перед матчами проводятся, и в перерывах.
Мы бы, конечно, очень хотели нечто подобное осуществить у себя на «Открытие-Арене», но, увы, пока у нас элементарно нет необходимого светового оборудования. С другой стороны, на футбольных стадионах оно вообще мало где есть.
Напоследок — вопрос об RMA: как вы пришли в бизнес-школу, и как оцениваете результаты учебы здесь?
В том, что я здесь оказалась, на самом деле, очень большая заслуга Насти Чернышовой, которая в свое время в «Спартаке» возглавляла СRM-отдел. В 2014 году она отправилась учиться в RMA — исключительно по собственному почину, и ей это настолько понравилось, что она убедила руководство клуба в том, что предлагаемый бизнес-школой курс стоит того, чтобы его прошло как можно большее количество менеджеров «Спартака».
В итоге осенью 2015 года у нас случилось нечто вроде целевого набора — одновременно со мной на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» училось еще трое сотрудников клуба, и могу сказать, что наши ожидания оправдались целиком и полностью.
Великолепно подобранный состав спикеров, тщательная, доскональная проработка ключевых тем, возможность задать любой вопрос и получить на него четкий, вразумительный ответ компетентого специалиста-практика, исключительно творческая, свободная, доброжелательная атмосфера на занятиях, все это оставило у меня самые приятные воспоминания.
Вообще, об эффективности RMA и качестве предлагаемой бизнес-школой учебной программы, как мне кажется, можно судить по количеству выпускников бизнес-школы, реально работающих в индустрии спорта. Только в моей группе «С-38» таких — сразу несколько человек.
Помимо себя и Кирилла Корсуна, который сейчас является заместителем коммерческого директора «Спартака», и Иры Разинькиной, тоже работающей в нашем клубе, я могу вспомнить Юнеса Бракени — он во время Чемпионата мира был менеджером по проведению соревнований на стадионе «Нижний Новгород», и Витю Гайдая, нынешнего директора московской Академии «Барселоны». Ильнар Жамалетдинов сейчас работает в Adidas Group, Денис Чебатюк — в Puma Russia, и это список можно продолжить.
Думаю, наша общая с этими ребятами история может служить достаточно ярким примером того, как учеба в бизнес-школе, естественно, подогреваемая большой мечтой и помноженная на большой труд, помогает достичь желанной цели.