Истории успеха

Выбор факультета
27 января 2020
Александр Карлявин, менеджер специальных проектов в Мультимедиа Арт Музее, арт-консультант

Александр Карлявин, менеджер специальных проектов в Мультимедиа Арт Музее, арт-консультант

«Я получил в RMA ту информацию, которую потом пришлось бы долго искать и платить за нужные сведения много денег. Вообще, сюда стоит идти тем, кто хочет реально развиваться и получать практические навыки для работы в этой сфере. Плюс здесь я познакомился с классными людьми, с которыми мы до сих пор общаемся, как по рабочим вопросам, так и просто по-дружески. В RMA можно получить все, главное понимать, что тебе нужно».

Путь в арт-индустрии Александр Карлявин начал не так давно: в 2018 году он принял решение уходить из нефтегазовой отрасли и начал учиться на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Сегодня Александр — менеджер специальных проектов в Мультимедиа Арт Музее, консультант в сфере искусства, а также планирует запускать новые проекты в сфере искусства. Мы поговорили об осознанной смене профессии, обучении, стажировках и коллекционировании современного искусства.


Почему ты решил заниматься искусством профессионально, а не оставаться просто зрителем?

Искусство всегда было в сфере моих интересов. Красивые картинки из художественных альбомов, которые я рассматривал у дедушки с бабушкой, меня манили. Когда повзрослел и начал работать, образы из детства не отпускали: свободное время, которого было не так уж много, я посвящал искусству.

Вообще, я заканчивал финансовый менеджмент, занимался оценкой инвестиционных проектов в нефтегазовой и энергетических сферах. В какой-то момент осознал, что не хочу посвящать этому жизнь. Так начались поиски нового направления. Я провел детальный разбор самого себя, проанализировал свои интересы, пытаясь связать их со знаниями и прошлым опытом. По итогу я пришел к направлению арт-менеджмента. К моменту ухода с работы я сформировал финансовую подушку безопасности и мог посвятить время учебе и погружению в новое направление.

Приятно слышать про такой сознательный подход к смене карьеры. Что ты ожидал получить от обучения на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»?

Мне нужен был ввод в тему и знакомство с профессиональным сообществом. Я получил здесь ту информацию, которую потом пришлось бы долго искать и платить за нужные сведения много денег. Здесь есть важная оговорка: я шел с конкретным запросом и понимал, что просто так на меня ничего не свалится. Нужно работать головой, готовиться к лекциям, задавать правильные вопросы, знакомиться с людьми.

Как считаешь, кому стоит идти учиться в RMA?

Сюда стоит идти тем, кто хочет реально развиваться и получать практические навыки для работы в этой сфере. В RMA можно получить все, главное понимать, что тебе нужно. Это и неформальная тусовка и практика для работы. 

Я здесь познакомился с классными людьми, с которыми мы до сих пор общаемся, как по рабочим вопросам, так и просто по-дружески.



Группа «А-13» во время выездного занятия в «Царицыно»


Ты защищал диплом на тему «Создание онлайн-курса современного искусства». Почему выбрал такую тему?

Потому что образование в основном должно быть представлено в онлайн. Физическая привязка к месту — это абсолютно бесполезная трата денег и времени.

Но ты же сам девять месяцев ездил на занятия в учебный центр RMA?

С точки зрения профессионального образования все немного сложнее, потому что здесь важную роль играет погружение в сферу и формирование комьюнити. Поэтому здесь может быть комбинированный вариант: какие-то лекции проходят онлайн, а практические занятия, встречи с галеристами и посещение музеев — офлайн.

А проект, по которому я писал диплом, задуман как досуговый. Так что я не понимаю, зачем куда-то ехать по пробкам, если лекцию о современном искусстве можно с комфортом послушать дома вместо сериала.



Защита дипломных проектов группы «А-13»


Что с этим проектом сейчас?

Практически одновременно с выпуском из RMA я пришел в Мультимедиа Арт Музей, и до сих пор был сосредоточен на работе. Так что работу над проектом пока заморозил, в этом году думаю его немного трансформировать и запускать.

Удачи тебе с проектом! Расскажи теперь, как ты начал работать в музее.

Благодаря RMA я прошел полугодовую стажировку на Cosmoscow, где был помощником менеджера и занимался сопровождением галерей. Эта стажировка меня по-настоящему увлекла и дала начальный опыт в индустрии. Во многом благодаря этому я начал работать в отделе фандрайзинга Мультимедиа Арт Музея под руководством Екатерины Финогеновой (заместитель директора по коммуникациям и развитию в MAMM, преподаватель RMA).


Екатерина Финогенова (справа) проводит лекцию для студентов RMA в MAMM 


А можно получить работу в арт-индустрии без релевантного опыта?

Можно. В галереях, вообще, в основном ищут универсальных бойцов с навыками менеджера по продажам. Нужно быть коммуникабельным, знать иностранные языки, уметь работать с документами. Главная преграда в поиске работы в арт-сфере — уровень финансового вознаграждения. Если вы соображаете и вас устраивает зарплата, то оказаться внутри вполне реально.

Чем ты занимаешься в музее?

Организацией специальных мероприятий и работой с партнерами. По сути это довольно бюрократическая работа: обсудить условия, заключить договоры, проконтролировать работу разных служб музея и подрядчиков, сделать отчеты для партнеров, проанализировать посещаемость выставок и мероприятий.



На открытии выставки Франсиско Инфанте


Я же правильно понимаю, что вся эта работа связана с привлечением дополнительных средств на существование музея? Расскажи подробнее, как это происходит?

Да, это фандрайзинг и есть. В RMA лекцию на эту тему читает Екатерина Финогенова, и я вряд ли смогу рассказать лучше, чем она.

Могу сказать, что это направление подходит тем, кто в принципе гибкий и понимает, когда стоит промолчать, а когда, наоборот, проявить себя. Есть небольшой секрет работы с партнерами — всегда давайте больше того, о чем вы договаривались. Если у вас в договоре прописано, что вы должны предоставить отчет из десяти фотографий, отправьте все двадцать. Если не скатываться к какому-то сопоставлению с пунктами договора, то все будут счастливы.

Спасибо за совет, довольно универсальный, кстати. А что нужно, чтобы концерт или другое мероприятие в музее прошло хорошо?

Правильная информационная поддержка. Важно начинать промоушен заранее, чтобы успеть получить все изображения, написать пресс-релизы, все согласовать, отправить по СМИ, поставить на сайте. Мы, конечно, популярный музей, и к нам зрители охотно ходят, но про пиар нельзя забывать никогда. Даже когда кажется, что мероприятие само по себе крутое и соберет людей без особого продвижения.

Как тебе в целом работа в музее?

По сути бизнес-процессы везде одинаковые — что в музее, что в нефтегазовой компании. Отличия в людях и подходах: в арте больше значения придается личным качествам и многое строится на связях. В этой сфере я увидел другое отношение к работе и более здоровую эмоциональную среду, в которой мы можем делать прекрасные проекты и не хотеть убить друг друга.

В MAMM мне интересно и комфортно работать. Могу сказать, что у меня гибкий график, и это здорово, хоть иногда и приходится работать ночью или ранним утром. Работа в творческой индустрии с 10.00 до 18.00 кажется мне абсурдной.

Насколько я знаю, работа в музее — не единственная твоя занятость. Расскажешь о других?

Работая в арт-сфере, вы в принципе не можете сидеть на одном месте. Точнее, так скажу: если у вас есть спонсор или нет амбиций, можно работать только в музее и наслаждаться искусством. Если нет — придется искать дополнительные источники дохода. Так что да, я стараюсь заниматься разными историями, в том числе работаю с коллекционерами.

Как ты начал этим заниматься?

Из прошлой жизни остались контакты людей, у которых закрыты базовые потребности и иногда просыпается тяга к искусству. В какой-то момент начали обращаться ко мне за консультацией, так как знали, что я в теме.

Есть пошаговая инструкция «Как стать арт-дилером»?

Конечно, нет. В этой деятельности самое главное — выйти на определенных людей и найти к ним подход. Все индивидуально. Если есть прямые контакты — класс. Если нет, включайте голову: вспомните теорию шести рукопожатий, изучайте основных коллекционеров, посещайте международные ярмарки и наблюдайте, что там происходит.

Вот вам инструкция — смотрите, анализируйте, знакомьтесь, пробуйте. Сегодня вы делаете свою небольшую продажу и получаете свои комиссионные в размере ста долларов, завтра это может быть уже тысяча. Все постепенно нарабатывается. Арт-сфера сама по себе достаточно сложная, и нужно сильно постараться, чтобы начать здесь зарабатывать. Я знаю мало людей, на которых успех свалился просто так.

Какими качествами должен обладать консультант в сфере искусства?

Это работа для экстравертов или для интровертов, которые умеют включаться, когда нужно. Нужно быть открытым, быть всегда готовым к общению, уметь находить общий язык с совершенно разными людьми. Заработать репутацию сложно, потерять ее можно в один момент. Помните всегда о последнем. 

Какие мероприятия сам посещаешь?

Открытия выставок в музеях и галереях, вечер вернисажей на «Винзаводе». Сложно назвать что-то конкретное, потому что я стараюсь держать руку на пульсе, но не всегда хватает времени даже на какие-то знаковые проекты.

Слежу за международными событиями, но на них, конечно, сложнее вырваться. Например, два года подряд пропускал Art Basel по независящим от меня причинам.

Ты же ездил в поездки, организованные факультетом «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»?

Да, и поездка с факультетом на Рижскую биеннале современного искусства была просто отличной. Мы многое увидели, пообщались с организаторами и галеристами. Это было экспресс-погружение в устройство международной биеннале.




Уже после защиты диплома, я ездил с RMA на Уральскую индустриальную биеннале. И эта поездка тоже оставила приятные воспоминания, хоть группа мне и показалась слишком большой.

Скоро будет стажировка на ArcoMadrid, пока не знаю самостоятельно поеду или с факультетом.

А в чем разница между самостоятельной поездкой и организованной группой?

Стажировки в RMA дают возможность пообщаться с организаторами и узнать, как это все работает, задать необходимые вопросы. Если ты приедешь один и тебя никто не знает, вряд ли с тобой заговорят о финансовых аспектах и сложностях. Плюс во время поездки постоянно происходит живой обмен мнениями, в результате которого ты, возможно, задумаешься о чем-то новом.

В общем, как и с обучением, все зависит от целей, которые ты себе ставишь. Если хочешь просто походить по выставкам и потусить, то насыщенная программа будет только напрягать. В таком случае стоит ехать одному или с друзьями. 



Студенты и выпускники RMA во время поездки на Уральскую индустриальную биеннале

И напоследок: что думаешь о российском современном искусстве?

Проблемы есть, и они известны. Нужно поддерживать молодых российских художников, покупая их работы. Тогда у них будет возможность развиваться, а не выживать. Сейчас на рынок приходит много талантливых ребят, которые хотят и могут работать в этой сфере. Как всегда — нужно время и труд.

А с точки зрения инвестиций?

Я к этому отношусь как к фондовому рынку. И, как и в фондовом рынке, в искусстве нужно разбираться, чтобы пытаться на нем заработать.

Поэтому покупать надо всегда для себя, чтобы черпать силы из искусства. В конце концов, нет ничего зазорного купить картину, потому что она хорошо смотрится в интерьере. Я сам себе не отказываю в удовольствии покупать работы, которые классно смотрятся дома, а не потому что возлагаю на них высокие инвестиционные ожидания.

Спасибо за интервью!