Истории успеха
Выбор факультета
13
декабря
2021
Дмитрий Былинкин, директор по развитию и экономике ХК «Спартак» (Москва)
"RMA действительно дает отличную возможность погружения в специфику именно спортивного бизнеса, поскольку спикерами здесь являются исключительно практики — люди, ежедневно работающие в спортивных клубах, лигах, в других живых проектах, так или иначе связанных со спортом".
Предлагаем вашему вниманию интервью директора ХК «Спартак» (Москва) по развитию и экономике, выпускника и спикера факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Дмитрия Былинкина, человека, пришедшего в индустрию уже в зрелом возрасте, много чего в ней повидавшего и теперь делящегося с идущими следом не только секретами достигнутых успехов, но и опытом пережитых «трагических случаев».
Дмитрий, почти тринадцать лет прошло с тех пор, как вы окончили RMA, пять лет уже как вы — наш преподаватель. А можете вспомнить, когда вы впервые о Бизнес-школе узнали?
Я бы, с вашего позволения, слово преподаватель заменил на слово спикер.
Точно так же, как когда я в RMA учился, я себя ощущал не студентом, а правильнее сказать — слушателем...
Что касается того, когда я впервые о вас узнал... Сложно вспомнить — мне кажется, что следить за RMA я начал с самого момента ее появления. И довольно долго раздумывал — вот, здорово бы было сюда поступить.
Был период, когда я практически решился, и рассматривал возможность трижды в неделю летать на занятия в Москву в режиме вторник — четверг-суббота.
Но потом понял, что к уже имеющимся 130 часам налета в год по работе добавлять еще и это — перебор.
В общем, поступил только в 2008-м, когда закончил работу в одном из очень важных проектов.
Что за проект?
Я разным бизнесом в жизни успел позаниматься. Конкретно в то время работал в промышленности, участвовал в создании крана — снегоболотохода.
Эту машину на шасси «Урала» сконструировали на ЧМЗ, Челябинском Механическом заводе.
Абсолютно уникальный проект — изначально разрабатывался по заказу «Газпрома» для быстрой укладки труб и ликвидации возможных аварий на находящихся в непроходимых местах участках газопроводов.
Понятно. А почему при поступлении в RMA выбрали именно спортивный факультет?
Потому, что к спорту душа у меня с детства лежала. Родился я в Волгограде, там начал заниматься футболом — правда, самый высокий уровень, на котором довелось поиграть — первенство области...
Потом какое-то время детей тренировал, а году в 1993-м, что ли, не помню уже точно — разрабатывал коммерческую стратегию для Горюнова Владимира Дмитриевича, тогдашнего президента «Ротора».
В общем, выбор именно спортивного факультета, это было совсем не случайно.
Мне хотелось хобби свое превратить в профессию: это же настоящее счастье — заниматься тем, что тебе нравится, и еще и доход из этого извлекать.
Откуда такая уверенность в том, что доход извлечь получится?
А она у меня изначально присутствовала. Я знал, что опыт, который у меня на тот момент уже имелся — опыт в бизнесе, в финансах, в маркетинге, опыт руководства крупными и средними компаниями, в спорте тоже будет востребован, и это принесет результат.
Что дала вам учеба в RMA?
Она позволила упорядочить те знания и сведения о спорте, которые у меня уже имелись, дала возможность понять, прочувствовать некоторые важные нюансы, которые присущи именно спортивному бизнесу.
Особо я хочу сказать о зарубежных стажировках: две поездки, в которых я участвовал, в Англию и во Францию, оказались очень полезными с точки зрения знакомства с новейшими трендами в спортивном менеджменте, спортивном маркетинге.
И еще, если продолжать разговор о том, что дала мне учеба в RMA — она дала мне новые знакомства, новых друзей, новых партнеров, и, соответственно, новые проекты, мои первые проекты в области спорта.
Что это были за партнеры? И что за проекты?
Партнеры — мои одногруппники. Я учился в группе «С-13», тринадцать — вообще у меня любимое число, и мы с парнями практически сразу, едва познакомившись, организовали совместный проект.
Запустили агентство спортивного маркетинга Smart, довольно быстро определились с заказчиками, с партнерами...
Короче говоря, первые контракты у нас появились еще когда мы были слушателями RMA, и до определенного времени, все мои проекты в спорте это были именно проекты, осуществленные в рамках Smart...
Давайте вспомним самые яркие из них.
Самые яркие это, конечно, «Волга» (Нижний Новгород) и «Ростов».
С обоими футбольными клубами мы работали в рамках договоров на осуществление коммерческой деятельности, и в том, и в другом случае нам была предоставлена значительная свобода в реализации наших планов и идей.
Видимо, в том числе и поэтому, и там, и там, нам сопутствовал успех.
Критерии этого успеха?
В «Волге», например, нам удалось добиться очень неплохой средней посещаемости — 80-85 процентов в среднем на игре.
Подчеркиваю, в среднем. На топовых играх — со «Спартаком», ЦСКА, «Зенитом» — у нас всегда фиксировался солдаут.
При том, что мы впервые в истории клуба ввели продажу билетов. Именно продажу, за деньги — до нашего прихода матчи «Волги» можно было посещать абсолютно бесплатно, и даже при этом никто на них особо не ходил.
А как так получилось? За бесплатно не ходили, а за деньги стали?
Так все дело в организации качественного сервиса, в уважении к болельщику. До нас никто акцента на этом не делал.
А мы, введя плату за билеты, в дни матчей организовали на стадионе и нормальный качественный кейтеринг, и интересную шоу-программу, и много чего еще.
И примерно то же самое можно сказать и о «Ростове», хотя это город исторически, конечно, куда более футбольный, чем Нижний и с болельщиками там работать гораздо легче...
До сих пор помню, какие мы там автопробеги устраивали перед каждым домашним матчем — стартовали от вокзала, и колесили по три-четыре часа по всему городу — машины с флагами, с атрибутикой, брендированные, пленкой в цвета клуба обтянутые — кто во что горазд! Драйв мощнейший!
Плюс, если говорить о чистой коммерции — мы в Ростове привлекли на стадион — на старый еще, на «Олимп», который теперь имени Виктора Понедельника — первого полноценного кейтерингового оператора. Так-то там народ в основном семечками обходился.
И спустя много лет именно этот, впервые привлеченный нами оператор обслуживал уже матчи Чемпионата мира на «Ростов Арене» — так что можно, наверное, говорить о том, что мы в местном футболе не просто поработали, но и оставили после себя кое-какое наследие.
Но вершина вашей карьеры — по крайней мере, на данный момент — это именно хоккейный «Спартак»?
Вершина карьеры... Звучит немного пафосно. Хотя, если смотреть с точки зрения бренда, его веса, значимости, истории — то да, конечно, «Спартак»...
Ваша нынешняя должность официально называется...
Директор по развитию и экономике. Фактически, это функционал коммерческого и финансового директоров.
Когда вас на эту должность пригласили, какие задачи перед вами были поставлены?
Скажем так: ни в коем случае не ударятся в критику, не искать какие-то недочеты, шероховатости в работе прежней команды.
Напротив, все то положительное, что было этой командой наработано, сохранить. И — преумножить. Найти, обозначить точки дальнейшего коммерческого роста.
Сколько вы уже в «Спартаке»?
Полгода. Этот период можно как-то оценить? Есть какие-то результаты, хотя бы промежуточные? Рано говорить о результатах и давать оценки. Все в процессе.
Прямо сейчас разрабатывается бизнес- стратегия на ближайшие три сезона — с 2022 по 2025 годы. Идет некая настройка, перестройка — под новые планы, новые цели, новых людей...
Дело в том, что в межсезонье у нас в значительной степени обновилась вся коммерческая служба.
Взять, например, билетный отдел: от нас в футбольный «Локомотив» перешел один выпускник RMA, который им раньше руководил, Антон Лаптев, на смену ему из футбольного «Спартака» вернулся другой — Олег Карпиленко.
И ему, в частности, предстоит заниматься новой для «Спартака» темой — реализацией коммерческих лож: на прежних аренах, до переезда в «Мегаспорт», у клуба такой возможности не было.
Параллельно необходимо решать неотложные текущие задачи: например, в межсезонье надо было привести в точное соответствие с регламентами КХЛ — и спортивным, и техническим — обе арены, которые мы сейчас используем для игр и тренировок первой и молодежной команд: это — в первую очередь — все тот же «Мегаспорт» и Малая арена «Лужников» — отстроить там зрительские сервисы, звук, свет, и так далее.
Новые партнеры, спонсоры. За то время, что вы в «Спартаке», удалось кого-то привлечь?
Назову пока двух. Первый — это крупный агрохолдинг «Ариант», компания с челябинскими корнями. Она в нашем виде спорта уже была представлена, сотрудничала с «Трактором».
Партнерство со «Спартаком» для них — это новая география, новый вызов.
Это абсолютно рыночная история, и сейчас можно сказать, что и они, и мы первыми итогами сотрудничества удовлетворены — у нас уже состоялись несколько активаций, и все они были хорошо представлены в медиа.
И второй относительно недавно привлеченный нами партнер — это Антон Пинский, знаменитый ресторатор, партнер Аркадия Новикова.
Мы договорились с ним о том, что его компания возьмет на себя кейтеринг «Спартака» — будет кормить и болельщиков на стадионе, и саму команду.
Давайте поговорим о вас, как о спикере RMA. Когда вам предложили им стать, вы как к этому отнеслись?
Там не так было. Не мне предложили, а я сам себя предложил, и довольно долго Кирилла Эдуардовича уговаривал дать мне проявить себя в этом качестве...
А зачем вам при вашей, как я понимаю, и без того высокой занятости, это было нужно?
Просто чувствую в себе такую потребность — делиться с молодежью опытом, тем, что знаю, что умею.
Рассказывать об удачных практических кейсах и о таких, которые мы сами называем «трагическими случаями» — об ошибках и провалах, короче говоря. Уверен, что тем, кто нашей профессии только учится, эта информация полезна.
Вот такая у меня мотивация, другой нет.
Первое свое занятие помните?
И первое помню, но еще лучше — второе. В первый раз я, естественно, волновался очень, но в итоге все прошло хорошо.
Помню, во второй части мы устроили небольшой интерактив: смоделировали организацию работы торговой точки с атрибутикой в день матча — разбирали, как правильно выкладывать мерч, и так далее.
А почему именно второе занятие вам так запомнилось?
Потому, что это оказался тот самый «трагический случай». Синдром второго полета, самоуверенность...
Помню, накануне я вернулся из командировки и к подготовке к той лекции отнесся, чего греха таить, с прохладцей — не просмотрел материалы, не освежил презентацию, думал, что как-то на харизме, на кураже, на вопросах-ответах прорвусь...
И в каком же я был шоке, когда увидел, что после большого перерыва на занятие ко мне вернулись один или два человека изо всей группы!
Остальные ушли — настолько, видимо, им стало скучно и неинтересно.
Урок для вас?
Не то слово... С тех пор я ничего подобного никогда себе не позволял.
Теперь железным правилом для меня является самая серьезная подготовка к каждому занятию.
Обновление, пересмотр, переоценка материала, добавление новых тезисов — всем этим я начинаю заниматься не позднее, чем за пару дней до очередного визита в Бизнес-школу.
Еще один принципиальный момент — занятия я провожу по субботам, по утрам.
Чтобы ни у меня, ни аудитории не было за плечами напряженного трудового дня, чтобы голова была ясная, эмоции — свежие, чтобы мы во время лекции могли поддерживать нормальный рабочий диалог.
Результатом такого диалога может стать предложение кому-то из студентов о работе в «Спартаке»?
И может, и становится. Последний такой пример — Ольга Холоимова. Сейчас она в «Спартаке» помощница спортивного директора, а заметил ее во время лекции в RMA Олег Карпиленко, которого я уже упоминал сегодня.
Заметил — и порекомендовал для работы в клубе.
А вообще тех, кто в свое время окончил Бизнес-школу, у нас на данный момент работает шесть человек.
Так что, думаю, на ваш вопрос я ответил.
Напоследок — несколько советов тем, кто учится в RMA сейчас. Что им нужно сделать для того, чтобы продолжением этой учебы стала реальная карьера спортивного менеджера?
Первое — нужно понимать, куда вы, придя в RMA, попали. И зачем. Если вами движет праздный интерес к процессам, происходящим, так сказать, в спортивном закулисье, значит, вы не менеджер, и вы им, скорее всего, никогда не станете.
Вы — просто любопытный человек, болельщик, не более того. А RMA — это не фан-клуб, это место, где учатся именно бизнесу. Спортивному, футбольному, хоккейному, но — бизнесу.
Второе. Знаете, я не в курсе, кто это первый сказал, а я эту фразу слышал от Валерия Карпина: «Невозможно научить — можно научиться».
Это значит, что извлечь максимум из предлагаемых RMA возможностей можно только проявляя реальную заинтересованность, реальную активность на занятиях.
Интерактив — на этом, в общем, вся концепция Бизнес-школы и построена.
Еще один афоризм мне сейчас в голову пришел. Американцы говорят: «Нельзя получить ответ на вопрос, который ты не задал».
Да, RMA действительно дает отличную возможность погружения в специфику именно спортивного бизнеса, поскольку спикерами здесь являются исключительно практики — люди, ежедневно работающие в спортивных клубах, лигах, в других живых проектах, так или иначе связанных со спортом.
Но я хочу, чтобы слушатели понимали: глупо ждать, что вот — придет спикер, сам догадается, что именно вас больше всего интересует, какая конкретно информация вам необходима, сам во всех подробностях об этом расскажет, и все у всех после этого будет хорошо и замечательно.
Нет, это ваша задача, задача слушателя — влезть спикеру в мозг, все, что вам нужно из этого мозга выудить и разложить в своем — по полочкам.
Только так вы действительно получите то, что нужно не кому-то, а именно вам, только так сложите свою картину мира, приобретете свой собственный взгляд на вещи.
Поэтому, кстати, говоря, любое свое занятие в Бизнес-школе, я начинаю с того, что прошу ребят сформулировать свои запросы, свои ожидания от нашей встречи.
Конечно, общая тема той или иной лекции всегда формулируется четко — «Match Day» или «Корпоративное управление в спорте», но как мы эти темы будем раскрывать, на каких примерах, о чем будем говорить подробнее, во всех деталях, а чего коснемся вскользь, это мы всегда обсуждаем во вводной части, и, в зависимости от результатов этого обсуждения, строим уже план остального занятия.
Дмитрий Былинкин. Фото: RMA
Дмитрий, почти тринадцать лет прошло с тех пор, как вы окончили RMA, пять лет уже как вы — наш преподаватель. А можете вспомнить, когда вы впервые о Бизнес-школе узнали?
Я бы, с вашего позволения, слово преподаватель заменил на слово спикер.
Точно так же, как когда я в RMA учился, я себя ощущал не студентом, а правильнее сказать — слушателем...
Что касается того, когда я впервые о вас узнал... Сложно вспомнить — мне кажется, что следить за RMA я начал с самого момента ее появления. И довольно долго раздумывал — вот, здорово бы было сюда поступить.
Был период, когда я практически решился, и рассматривал возможность трижды в неделю летать на занятия в Москву в режиме вторник — четверг-суббота.
Но потом понял, что к уже имеющимся 130 часам налета в год по работе добавлять еще и это — перебор.
В общем, поступил только в 2008-м, когда закончил работу в одном из очень важных проектов.
Что за проект?
Я разным бизнесом в жизни успел позаниматься. Конкретно в то время работал в промышленности, участвовал в создании крана — снегоболотохода.
Эту машину на шасси «Урала» сконструировали на ЧМЗ, Челябинском Механическом заводе.
Абсолютно уникальный проект — изначально разрабатывался по заказу «Газпрома» для быстрой укладки труб и ликвидации возможных аварий на находящихся в непроходимых местах участках газопроводов.
Понятно. А почему при поступлении в RMA выбрали именно спортивный факультет?
Потому, что к спорту душа у меня с детства лежала. Родился я в Волгограде, там начал заниматься футболом — правда, самый высокий уровень, на котором довелось поиграть — первенство области...
Потом какое-то время детей тренировал, а году в 1993-м, что ли, не помню уже точно — разрабатывал коммерческую стратегию для Горюнова Владимира Дмитриевича, тогдашнего президента «Ротора».
В общем, выбор именно спортивного факультета, это было совсем не случайно.
Мне хотелось хобби свое превратить в профессию: это же настоящее счастье — заниматься тем, что тебе нравится, и еще и доход из этого извлекать.
Откуда такая уверенность в том, что доход извлечь получится?
А она у меня изначально присутствовала. Я знал, что опыт, который у меня на тот момент уже имелся — опыт в бизнесе, в финансах, в маркетинге, опыт руководства крупными и средними компаниями, в спорте тоже будет востребован, и это принесет результат.
Что дала вам учеба в RMA?
Она позволила упорядочить те знания и сведения о спорте, которые у меня уже имелись, дала возможность понять, прочувствовать некоторые важные нюансы, которые присущи именно спортивному бизнесу.
Особо я хочу сказать о зарубежных стажировках: две поездки, в которых я участвовал, в Англию и во Францию, оказались очень полезными с точки зрения знакомства с новейшими трендами в спортивном менеджменте, спортивном маркетинге.
И еще, если продолжать разговор о том, что дала мне учеба в RMA — она дала мне новые знакомства, новых друзей, новых партнеров, и, соответственно, новые проекты, мои первые проекты в области спорта.
Что это были за партнеры? И что за проекты?
Партнеры — мои одногруппники. Я учился в группе «С-13», тринадцать — вообще у меня любимое число, и мы с парнями практически сразу, едва познакомившись, организовали совместный проект.
Запустили агентство спортивного маркетинга Smart, довольно быстро определились с заказчиками, с партнерами...
Короче говоря, первые контракты у нас появились еще когда мы были слушателями RMA, и до определенного времени, все мои проекты в спорте это были именно проекты, осуществленные в рамках Smart...
Давайте вспомним самые яркие из них.
Самые яркие это, конечно, «Волга» (Нижний Новгород) и «Ростов».
С обоими футбольными клубами мы работали в рамках договоров на осуществление коммерческой деятельности, и в том, и в другом случае нам была предоставлена значительная свобода в реализации наших планов и идей.
Видимо, в том числе и поэтому, и там, и там, нам сопутствовал успех.
Критерии этого успеха?
В «Волге», например, нам удалось добиться очень неплохой средней посещаемости — 80-85 процентов в среднем на игре.
Подчеркиваю, в среднем. На топовых играх — со «Спартаком», ЦСКА, «Зенитом» — у нас всегда фиксировался солдаут.
При том, что мы впервые в истории клуба ввели продажу билетов. Именно продажу, за деньги — до нашего прихода матчи «Волги» можно было посещать абсолютно бесплатно, и даже при этом никто на них особо не ходил.
А как так получилось? За бесплатно не ходили, а за деньги стали?
Так все дело в организации качественного сервиса, в уважении к болельщику. До нас никто акцента на этом не делал.
А мы, введя плату за билеты, в дни матчей организовали на стадионе и нормальный качественный кейтеринг, и интересную шоу-программу, и много чего еще.
И примерно то же самое можно сказать и о «Ростове», хотя это город исторически, конечно, куда более футбольный, чем Нижний и с болельщиками там работать гораздо легче...
До сих пор помню, какие мы там автопробеги устраивали перед каждым домашним матчем — стартовали от вокзала, и колесили по три-четыре часа по всему городу — машины с флагами, с атрибутикой, брендированные, пленкой в цвета клуба обтянутые — кто во что горазд! Драйв мощнейший!
Плюс, если говорить о чистой коммерции — мы в Ростове привлекли на стадион — на старый еще, на «Олимп», который теперь имени Виктора Понедельника — первого полноценного кейтерингового оператора. Так-то там народ в основном семечками обходился.
И спустя много лет именно этот, впервые привлеченный нами оператор обслуживал уже матчи Чемпионата мира на «Ростов Арене» — так что можно, наверное, говорить о том, что мы в местном футболе не просто поработали, но и оставили после себя кое-какое наследие.
Но вершина вашей карьеры — по крайней мере, на данный момент — это именно хоккейный «Спартак»?
Вершина карьеры... Звучит немного пафосно. Хотя, если смотреть с точки зрения бренда, его веса, значимости, истории — то да, конечно, «Спартак»...
Ваша нынешняя должность официально называется...
Директор по развитию и экономике. Фактически, это функционал коммерческого и финансового директоров.
Когда вас на эту должность пригласили, какие задачи перед вами были поставлены?
Скажем так: ни в коем случае не ударятся в критику, не искать какие-то недочеты, шероховатости в работе прежней команды.
Напротив, все то положительное, что было этой командой наработано, сохранить. И — преумножить. Найти, обозначить точки дальнейшего коммерческого роста.
Сколько вы уже в «Спартаке»?
Полгода. Этот период можно как-то оценить? Есть какие-то результаты, хотя бы промежуточные? Рано говорить о результатах и давать оценки. Все в процессе.
Прямо сейчас разрабатывается бизнес- стратегия на ближайшие три сезона — с 2022 по 2025 годы. Идет некая настройка, перестройка — под новые планы, новые цели, новых людей...
Дело в том, что в межсезонье у нас в значительной степени обновилась вся коммерческая служба.
Взять, например, билетный отдел: от нас в футбольный «Локомотив» перешел один выпускник RMA, который им раньше руководил, Антон Лаптев, на смену ему из футбольного «Спартака» вернулся другой — Олег Карпиленко.
И ему, в частности, предстоит заниматься новой для «Спартака» темой — реализацией коммерческих лож: на прежних аренах, до переезда в «Мегаспорт», у клуба такой возможности не было.
Параллельно необходимо решать неотложные текущие задачи: например, в межсезонье надо было привести в точное соответствие с регламентами КХЛ — и спортивным, и техническим — обе арены, которые мы сейчас используем для игр и тренировок первой и молодежной команд: это — в первую очередь — все тот же «Мегаспорт» и Малая арена «Лужников» — отстроить там зрительские сервисы, звук, свет, и так далее.
Новые партнеры, спонсоры. За то время, что вы в «Спартаке», удалось кого-то привлечь?
Назову пока двух. Первый — это крупный агрохолдинг «Ариант», компания с челябинскими корнями. Она в нашем виде спорта уже была представлена, сотрудничала с «Трактором».
Партнерство со «Спартаком» для них — это новая география, новый вызов.
Это абсолютно рыночная история, и сейчас можно сказать, что и они, и мы первыми итогами сотрудничества удовлетворены — у нас уже состоялись несколько активаций, и все они были хорошо представлены в медиа.
И второй относительно недавно привлеченный нами партнер — это Антон Пинский, знаменитый ресторатор, партнер Аркадия Новикова.
Изображение: ХК Спартак Москва
Мы договорились с ним о том, что его компания возьмет на себя кейтеринг «Спартака» — будет кормить и болельщиков на стадионе, и саму команду.
Давайте поговорим о вас, как о спикере RMA. Когда вам предложили им стать, вы как к этому отнеслись?
Там не так было. Не мне предложили, а я сам себя предложил, и довольно долго Кирилла Эдуардовича уговаривал дать мне проявить себя в этом качестве...
Фото: RMA
А зачем вам при вашей, как я понимаю, и без того высокой занятости, это было нужно?
Просто чувствую в себе такую потребность — делиться с молодежью опытом, тем, что знаю, что умею.
Рассказывать об удачных практических кейсах и о таких, которые мы сами называем «трагическими случаями» — об ошибках и провалах, короче говоря. Уверен, что тем, кто нашей профессии только учится, эта информация полезна.
Вот такая у меня мотивация, другой нет.
Первое свое занятие помните?
И первое помню, но еще лучше — второе. В первый раз я, естественно, волновался очень, но в итоге все прошло хорошо.
Помню, во второй части мы устроили небольшой интерактив: смоделировали организацию работы торговой точки с атрибутикой в день матча — разбирали, как правильно выкладывать мерч, и так далее.
Фото: RMA
А почему именно второе занятие вам так запомнилось?
Потому, что это оказался тот самый «трагический случай». Синдром второго полета, самоуверенность...
Помню, накануне я вернулся из командировки и к подготовке к той лекции отнесся, чего греха таить, с прохладцей — не просмотрел материалы, не освежил презентацию, думал, что как-то на харизме, на кураже, на вопросах-ответах прорвусь...
И в каком же я был шоке, когда увидел, что после большого перерыва на занятие ко мне вернулись один или два человека изо всей группы!
Остальные ушли — настолько, видимо, им стало скучно и неинтересно.
Урок для вас?
Не то слово... С тех пор я ничего подобного никогда себе не позволял.
Теперь железным правилом для меня является самая серьезная подготовка к каждому занятию.
Обновление, пересмотр, переоценка материала, добавление новых тезисов — всем этим я начинаю заниматься не позднее, чем за пару дней до очередного визита в Бизнес-школу.
Еще один принципиальный момент — занятия я провожу по субботам, по утрам.
Чтобы ни у меня, ни аудитории не было за плечами напряженного трудового дня, чтобы голова была ясная, эмоции — свежие, чтобы мы во время лекции могли поддерживать нормальный рабочий диалог.
Результатом такого диалога может стать предложение кому-то из студентов о работе в «Спартаке»?
И может, и становится. Последний такой пример — Ольга Холоимова. Сейчас она в «Спартаке» помощница спортивного директора, а заметил ее во время лекции в RMA Олег Карпиленко, которого я уже упоминал сегодня.
Заметил — и порекомендовал для работы в клубе.
А вообще тех, кто в свое время окончил Бизнес-школу, у нас на данный момент работает шесть человек.
Так что, думаю, на ваш вопрос я ответил.
Напоследок — несколько советов тем, кто учится в RMA сейчас. Что им нужно сделать для того, чтобы продолжением этой учебы стала реальная карьера спортивного менеджера?
Первое — нужно понимать, куда вы, придя в RMA, попали. И зачем. Если вами движет праздный интерес к процессам, происходящим, так сказать, в спортивном закулисье, значит, вы не менеджер, и вы им, скорее всего, никогда не станете.
Вы — просто любопытный человек, болельщик, не более того. А RMA — это не фан-клуб, это место, где учатся именно бизнесу. Спортивному, футбольному, хоккейному, но — бизнесу.
Второе. Знаете, я не в курсе, кто это первый сказал, а я эту фразу слышал от Валерия Карпина: «Невозможно научить — можно научиться».
Это значит, что извлечь максимум из предлагаемых RMA возможностей можно только проявляя реальную заинтересованность, реальную активность на занятиях.
Интерактив — на этом, в общем, вся концепция Бизнес-школы и построена.
Еще один афоризм мне сейчас в голову пришел. Американцы говорят: «Нельзя получить ответ на вопрос, который ты не задал».
Да, RMA действительно дает отличную возможность погружения в специфику именно спортивного бизнеса, поскольку спикерами здесь являются исключительно практики — люди, ежедневно работающие в спортивных клубах, лигах, в других живых проектах, так или иначе связанных со спортом.
Но я хочу, чтобы слушатели понимали: глупо ждать, что вот — придет спикер, сам догадается, что именно вас больше всего интересует, какая конкретно информация вам необходима, сам во всех подробностях об этом расскажет, и все у всех после этого будет хорошо и замечательно.
Нет, это ваша задача, задача слушателя — влезть спикеру в мозг, все, что вам нужно из этого мозга выудить и разложить в своем — по полочкам.
Только так вы действительно получите то, что нужно не кому-то, а именно вам, только так сложите свою картину мира, приобретете свой собственный взгляд на вещи.
Поэтому, кстати, говоря, любое свое занятие в Бизнес-школе, я начинаю с того, что прошу ребят сформулировать свои запросы, свои ожидания от нашей встречи.
Конечно, общая тема той или иной лекции всегда формулируется четко — «Match Day» или «Корпоративное управление в спорте», но как мы эти темы будем раскрывать, на каких примерах, о чем будем говорить подробнее, во всех деталях, а чего коснемся вскользь, это мы всегда обсуждаем во вводной части, и, в зависимости от результатов этого обсуждения, строим уже план остального занятия.
Беседовал Петр БРАНТОВ