Истории успеха

Выбор факультета
23 июня 2022
Екатерина Алехина, основатель и шеф-повар мишленовского гастробистро Biologie

Екатерина Алехина, основатель и шеф-повар мишленовского гастробистро Biologie

«Впечатления от обучения в RMA у меня остались самые приятные – хорошая программа, отличные преподаватели. С удовольствием вспоминаю лекции Кирилла Мартыненко из «Торо Гриль», Нины Литвиновой, которая на тот момент возглавляла HR в Food Service Capital. Практику в «Арпикоме». Занятия, на которых мы изучали системы аттестации персонала, вычисления личностного профиля. И. к слову – знания, которые я получила в RMA, я прямо тогда же применила на практике – в своем первом ресторане, «Линдерхоф» на Ломоносовском. Он до сих пор вполне успешно функционирует – на том же месте, и даже с тем же самым директором. Двадцать лет прошло – полет нормальный. То есть, то, что изначально, во многом благодаря моей учебе в RMA, было правильно выстроено и настроено, оно, как выясняется, до сих пор работает».

В октябре прошлого года расположенное в подмосковном селе Ильинское гастробистро Biologie оказалось в числе первых девяти российских заведений, удостоенных звезд культового гастрономического гида Мишлен, оно получило даже две звезды, красную – за кухню, и зеленую – за приверженность принципам устойчивого развития. Интервью с основательницей и шеф-поваром Biologie, выпускницей факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» Екатериной Алехиной было записано еще до того, как пошла на спад пандемия и началась российская военная спецоперация на Украине: как минимум в паре-тройке мест тому, кто прочтет его сейчас, это будет заметно. Мы, однако, решили ничего не менять. Потому, что хотя список мишленовских ресторанов в России теперь пополнится не скоро, уже полученные звезды у их обладателей никто отзывать не собирается.


Екатерина Алехина. Фото из личного архива



«За выслугу лет звезду Мишлен не присуждают»

14 октября ваш ресторан получил звезду Мишлен, а спустя буквально пару дней после этого вы в одном из интервью рассказали о том, что у вас аж до 22 ноября – полная бронь. Этот ажиотаж продолжается?

Да, грандиозный ажиотаж, вызванный получением звезды, продолжался, наверное, до февраля. Хотя на самом деле у нас проблем с посадкой не было и до звезды. С самого момента открытия не было…

Откуда такая популярность, можно сказать, на самом старте?

 А это чистый, что называется, сарафан. Сарафанное радио. Другое дело, что после звезды поток гостей еще усилился.

И сейчас я должна констатировать – мы физически не можем принять всех, кто хочет, кто хотел бы к нам попасть.

У нас в зале около 40 мест, этим мы ограничены, пока, по крайней мере…

А пандемия?

Пандемия – само собой. Мы в период каждого нового обострения, естественно, старались рассаживать гостей подальше друг от друга. С другой стороны, в течение какого-то времени наблюдалось довольно большое количество отмен брони из-за заболеваний.

Мы, честно признаюсь, в такие моменты чувствовали даже некоторое облегчение, кухне становилось попроще функционировать.

Потому, что, да, конечно, много гостей – это отлично. Но устраивать из этого какую-то гонку…

Нет, это бессмысленно. Не стоит такой задачи…

Я посмотрел перечень московских ресторанов, получивших звезду…

Всего девять…

Да, девять. И вот ваша история, она, с моей точки зрения, уникальна тем, что у вас от запуска проекта до получения звезды прошло меньше года. Другие обладатели на рынке гораздо дольше. У вас прямо какой-то стремительный набор высоты…

Слушайте, ну ведь это история не про выслугу лет. Вы можете 20 лет на рынке фигурировать и свой Мишлен так никогда и не получить, потому что вы – просто бездарный шеф, вы не умеете вкусно готовить… За это звезду еще никому не присуждали.

Кстати, а что это для вас значит – «вкусно готовить»? Вы вот в том же интервью говорили про своего преподавателя в школе «Рагу»…

Да, про Марка Сингера.

Вот-вот. Вы про него говорили – он техничный, но абсолютно не вкусный. Это как?

Ну, вот так… Владение техниками у него есть, безусловно. Даже – на очень высоком уровне. Но таланта, тем более гениальности – нет. Все, что мы пробовали, восторга не вызывало.

А, например, братья Рока или Мауро Колагреко – они абсолютно гениальны, их сложно даже сравнивать с кем-то, и это всем, кто их кухню пробовал, понятно.

Чтобы совсем было ясно: вот у меня в принципе хороший слух. Но петь – я не умею. Могу научится. Технически – нет вопросов. Но я никогда не научусь петь так, как, скажем, Анна Нетребко.

То есть талант для настоящего успеха в нашем деле – это обязательно. Но помимо таланта должно быть его правильное приложение, должен быть труд, и тогда получается – вау!

И да, конечно, важна свобода. Все великие повара, они сами строили свои заведения, никакие инвесторы им ничего не указывали, они не прыгали с ресторана на ресторан, а занимались своими проектами, выстраивали их очень долго. Иногда всю жизнь.

Понимаете?

Понимаю. Но вернемся к мишленовской звезде. За что конкретно ее присуждают?

Там на самом деле всего пять критериев оценки. Качество продуктов. Владение техниками. Сочетание вкусов. Личность шефа. И последнее – постоянство качества блюд.

Выслуга лет, имя ресторатора, инвестора, объем вложений, белизну скатертей – вот этого всего Мишлен просто не учитывает.

Зато в Азии, например, есть удостоенные звезд забегаловки в формате фастфуд.

Вы догадывались о том, что вас инспектируют?

Нет. Ну а как мы могли догадываться? Это же происходит анонимно. Я не помню, в каком конкретно интервью Гвендаль Пуллинек, глава гида, об этом рассказывал, но анонимность визита – это их фирменный стиль.

Инспектора могу прийти в ресторан в любой день, в любое время, могут прийти поодиночке или вдвоем, могут – как гости банкета, один или два раза в течение дня, и так далее, и так далее.

Поэтому нет, я ни о чем не догадывалась. Да я, честно говоря, об этом просто не думала, у меня не было намерения получить звезду, я просто хотела делать свое дело – вкусно кормить гостей.

Вообще, я думаю, что по факту получилось именно так – те, кто о Мишлене не мечтали, те его получили – вот «Кролик» точно не мечтал, Борис Зарьков об этом говорил в своем интервью, а – получил. И наоборот, те, кто, может быть, этого очень хотели, у них ничего не получилось.

Так оно обычно и бывает…

«Мой любимый московский ресторан находится в Питере»

Тот же Пуллинек в одном из интервью говорил о том, что среди инспекторов Мишлен немало шефов на пенсии…

Это логично. Инспекторы ведь помимо вкусового профиля должны оценивать технику исполнения блюд.

Да. И хотя до пенсии вам еще очень далеко…

Ой нет, я понимаю, о чем вы. Я к пенсии стану слишком узнаваемой, а мы же только что говорили о том, что инспектора должны действовать анонимно…

Но я не об этом. Я хотел спросить вот о чем – если все-таки представить вас в роли инспектора – каким ресторанам из тех, что не были отмечены звездой, вы бы, может быть, эту звезду присудили?

Ох, сложно… Ну, могу сказать так: все, кто звезду получили, все, с моей точки зрения, получили ее абсолютно по делу.

«Твинс Гарден» Березуцких звезды достоен, отличный ресторан. «Белуга» - достойна. «Селфи» - вкусный ресторан. «Савва» - супер! В «Сахалине» - суши прекрасные.

Кто там еще?

Grand Cru…

Вот не знаю, не была.

Тогда так сформулирую: какой у вас любимый ресторан в Москве? Кроме собственного, естественно…

Ха-ха, мой любимый московский ресторан находится в Питере. Называется – Birch. У меня очень мало выходных, практически нет. Но если все-таки выдается денек, и я хочу вкусно поесть, я еду туда.

Мишлен вроде бы анонсировал, что в Питере они появятся на будущий год, так вот я практически уверена – Birch свою звезду возьмет…


К Москве, я вижу, вы не очень расположены…

Нет, ну почему не очень?! Вы же спросили – какой любимый?! Ну вот если у меня есть муж любимый, это же не значит, что все остальные мужики – плохие, правда?

Абсолютно…

Вот, а мне просто очень нравится Арслан (Арслан Бердиев – шеф Birch – прим. RMA). Нравится его подход к профессии, нравится все, что он делает. Так жизнь сложилась.

Прежде, чем мы перейдем непосредственно к разговору о Biologie, объясните мне, пожалуйста, еще вот что: почему, когда профессионалы говорят о шеф-поварах женщинах, всегда подчеркивается именно то, что они – женщины. Вот, например, знаменитая испанка Елена Арзак, в ресторане которой, как я понимаю, вы проходили стажировку…

Да, было такое, проходила.

Так вот, почему ее признавали и признают не просто лучшим шеф-поваром мира, а непременно – лучшим шеф-поваром среди женщин? Почему женщины против мужчин в футбол не играют, я понимаю. А тут?

Да этому элементарное объяснение есть – физиология. Мужчина просто сильнее женщины, вот и все. Так что тут как раз все примерно, как в футболе. Или в тяжелой атлетике. Есть ведь женщины штангистки. Но их мало. И с мужчинами они не соревнуются.

Неужели физическая сила в профессии шеф-повара определяющий фактор?

Не определяющий. Но – неотъемлемый. Стоять по 14 часов в день в горячем цеху, как я стою, это далеко не каждая женщина сможет. У меня, я уже говорила, практически нет выходных, уже год как не было.

У меня после каждой смены ноги опухают. Нагрузка – очень серьезная. Поэтому, если вы физически неподготовлены, если у вас помимо физической выносливости нет еще и некого внутреннего стержня, то лучше вам этим не заниматься…

Вы сами ведь довольно поздно пришли в профессию…

Да, вообще в индустрии я давно, но до определенного времени я была именно ресторатором – то есть, занималась строительством, открытием, управлением. Но – я не была шефом.

А вот когда мне исполнилось 38 лет, я о карьере шефа начала задумываться прямо всерьез… Потом уже была учеба в «Рагу», в Le Cordon Bleu. Была работа в «Копteam Сafe», моем первом шефском проекте. И, наконец, Biologie.

А что это за рубеж такой – 38 лет?

Это не то, чтобы рубеж… Просто в 38 лет я вдруг осознала, что старшие мои дети, сын и дочь, выросли. Так что у меня элементарно больше свободного времени стало – на себя, на то, чтобы что-то новое в этой жизни попробовать…


Дети вам как-то в ваших начинаниях помогают?

Если о поддержке говорить, то главный человек, который меня во всем поддерживает – это муж, мне с ним здорово повезло. А что касается детей…

Младшей дочери пока только 13, так что нет, рано ей еще помогать. Зато старшая, ей 22 года, со мной сейчас работает – стоит в холодном цеху.

Сыну 19, он по другой части – музыкант. Но и он несколько раз на кухню выходил, помогал – ляпуны пек.

«При создании блюд я ни с кем не советуюсь, постороннее мнение мне не очень важно»

Цитата с сайта Biologie: «У нас есть лаборатория, где происходит разработка блюд меню…» Что за лаборатория такая? Чем вы там занимаетесь?

Лаборатория у нас расположена на втором этаже. Там несколько камер: в первой, где поддерживается температура 60 градусов, мы черним лук и чеснок, ставим гарумы. Во второй – проращиваем коджи, используемые при создании мисо и писо.

Также там на аэрации стоят наши уксусы. Есть место, где прорабатываются блюда и расположены микроскопы и Ocoo. Помимо этого мы работаем с заквасками, лактоферментируем фрукты.

Все это замечательно подходит под наш формат ресторана с гастрономией полного цикла. Я в эту тему сейчас серьезно углубилась, взяла в команду человека, который в ней прямо очень продвинут. Он помог нам построить все этапы.

Иногда в этой работе задействуем и подрядчиков – недавно ребята, которые с нами сотрудничают, получили такую пушистую плесень. Обычно ее при производстве сыров используют, но мы ее попробовали добавлять в мясо. Результат: при 190-дневном вызревании в таком режиме у него во вкусе проявляется оттенок камамбера…

Кто в Biologie придумывает блюда? Вы?

Я, и только я. И придумываю, и – утверждаю. Иногда это довольно длительный процесс. Если я в каком-то блюде не уверена, я могу его долго, настойчиво, неторопливо прорабатывать. Пока не доведу до такого состояния, которое сама буду считать идеальным.

За скоростью я не гонюсь. И за количеством позиций в меню – тоже. Нет цели, что-то туда поставить, лишь бы поставить. Главное – качество.

При разработке блюд вы с кем-то советуетесь?

Только сама с собой. Бывает, с книгами. А так мне постороннее мнение не очень-то важно. Ну, если это только не мнение гостя. Прежде, чем вводить новое блюдо мы ведь, как правило, проводим дегустацию.

И вот если по ее итогам я пойму, что гости этим новым блюдом не впечатлились, я его в меню точно не поставлю.

Получается, другие ваши повара в создании блюд вообще не участвуют?

Они участвуют в том плане, что могут сказать, которое из них им нравится – больше или меньше. На каких-то этапах я даю ребятам задание – приготовить для блюда тот или иной ингредиент.

То есть, в общих чертах это выглядит так: я придумываю блюдо, и мы вместе его прорабатываем.

Еще одна цитата с вашего сайта: «Все продукты в меню мы используем, практически не оставляя отходов. Таким образом, мы представляем гостю продукт в разных формах, сохраняя принцип осознанного потребления…» Я так понимаю, что приверженность этой философии позволила вам получить вторую вашу звезду – «зеленую». А можете на конкретном примере, на конкретном блюде объяснить, что это значит – «не оставлять отходов»?

Пожалуйста. Я вам расскажу на примере перепелки, это одно из наших «Основных блюд». Когда я его придумывала, я сначала эту перепелку просто рисовала, пыталась понять, какие ингридиенты к ней подойдут.

А это была уже поздняя осень, и мы столы в ресторане украшали букетиками сушеной рябины из моего собственного сада – красной и черноплодной.

И вот мне в какой-то момент показалось, что это будет прикольно – сочетать перепелку с этими ягодами. И мы тогда эту рябину со столов собрали, промыли, заморозили, тем самым убрав горечь, и использовали, красную – для производства конфитюра, а из черноплодки стали готовить гель.

Что касается самой перепелки. В блюде используются крылышко, ножка и грудка – она готовится в технике котлеты по-киевски, только внутрь кладется не сыр, а потроха той же птицы, и все это помимо конфитюра и геля приправляется специальным соусом Альбуфера из перепелиных же костей.

Плюс при подаче на тарелку выкладывается моченое яблоко – это как пример сочетания теплой и холодной техник.

Вот вам безотходное производство, вот – так называемая циркулярная гастрономия. Использована вся птица, включая потроха и кости. И помимо того, использованы сезонные ягоды, которые до того, как их употребили в пищу, успели сослужить нам службу и в другом качестве.

«Реальные вложения в запуск Biologie – больше 16 миллионов рублей»

О деньгах хотелось бы спросить, о вложениях в проект. Расскажете?

Вообще без проблем…

Возвращаясь все к тому же интервью – там говорится, что открытие Biologie обошлось в 1,3 миллиона рублей. Странная какая-то цифра…

Это неверная трактовка моих слов – на самом деле была задействована определенная сумма личных средств, и остальные, привлеченные займом. Строительство еще не завершено – необходимо доделывать второй этаж. Там у нас будет chef’s table.

Но, если говорить о реальных вложениях на данный момент, то их больше 16 миллионов, и это недорого. Потому что очень многое я здесь делала сама, своими руками.

Оборудование – купила бэушное. И на второй этаж такое же куплю. Принципиально! Потому, что возьмем, скажем, холодильный стол. Бэушный он стоит тысяч 15-25, как договоришься. Новый – минимум 60. А если это стол от Fagor – то и все 180.

Вы подсчитывали, во что бы обошелся запуск, если бы не эта экономия?

Ну, это вы и сами можете примерно вычислить. Например: у нас на первом этаже 200 квадратных метров. Средняя стоимость только непосредственно строительных работ – от 15 до 35 тысяч за метр. Вот – считайте.

Потом – если бы этот потолок красила не я, работа стоила бы 2,5 тысячи рублей за квадрат, потому что это – художественная штукатурка. Если бы не я сделала этот барельеф на печи, за него бы взяли тысяч 150.

Если бы я была не я, этот комод старинный стоил бы не 10 тысяч, а в пятнадцать раз дороже. И так далее…

Да, вот еще: видите эти столы? Мы их тоже делали сами – доски старые привезли из Ярославской области.

Еще немного о финансах. Какие у вас условия аренды?

С арендодателем у меня договоренность о процентных выплатах с валового дохода. Нижняя планка – 300 тысяч рублей, верхняя – 1,8 миллиона.

Несколько слов о вашей команде. Кто эти люди?

Люди разные. Есть местные, красногорские. Есть приезжие – некоторым из них я предоставляю жилье.

То есть, они дома у вас живут?

Нет, не прямо у меня дома, но скажем так – на территории, находящейся в моем владении. Бывает, приезжают стажеры, мы их тоже расселяем, и денег за стажировки не берем…

В целом могу так сказать: все люди, с которыми я этот проект начинала, с первого дня, со стройки, они и теперь со мной. Ну, конечно, кого-то добирали по ходу.

Сейчас, особенно после получения звезды, много свежих людей приходит – тех, кто хотели бы у нас работать на постоянной основе. Но мы на данный момент новых сотрудников не берем.

Почему?

А зачем, если у меня полный комплект?

А вдруг это гений какой-нибудь к вам на работу просится?

Ну и что, мне ради этого гения уволить человека, с которым я весь путь прошла с самого начала, с кем я звезду получила? Нет, я считаю, что гений здесь должен быть один.

Понятно: устроится к вам трудно. А увольняете людей вы легко? Вот что должен сделать человек, чтобы вы его уволили?

А я недавно уволила одного. Человек год отработал. Что он сделал? Не вышел на работу, на снятие остатков, подставил команду, потом врал еще… Вообще, ленивый был, видимо, с правилами нашими внутренне был несогласен.

Я его какое-то время жалела, но потом поняла, что это бессмысленно. Нет смысла работать с людьми, которые не с командой.

«Знания, полученные в RMA, я тут же применила на практике»

Давайте поговорим об RMA. Хотя вы у нас учились уже давно…

Очень. Очень давно. Но – ничего не забыла. Впечатления остались самые приятные – хорошая программа, отличные преподаватели.

С удовольствием вспоминаю лекции Кирилла Мартыненко из «Торо Гриль», Нины Литвиновой, которая на тот момент возглавляла HR в Food Service Capital. Практику в «Арпикоме». Занятия, на которых мы изучали системы аттестации персонала, вычисления личностного профиля.

И. к слову – знания, которые я получила в RMA, я прямо тогда же применила на практике – в своем первом ресторане, «Линдерхоф» на Ломоносовском. Он до сих пор вполне успешно функционирует – на том же месте, и даже с тем же самым директором.

Двадцать лет прошло – полет нормальный. То есть, то, что изначально, во многом благодаря моей учебе в RMA, было правильно выстроено и настроено, оно, как выясняется, до сих пор работает.

Вы могли бы посоветовать что-то тому, кто сегодня ищет себя в ресторанном бизнесе, кто только собирается им заняться? Стоит ли сейчас, что называется, затеваться?

А почему нет?

Ну, все-таки пандемия. Вообще, мало предсказуемая ситуация в экономике…

Слушайте, да без разницы на самом деле, когда начинать. Ресторанный бизнес он вообще мало предсказуем, всегда, в любой ситуации.

Если вам это интересно, если вас это захватывает, если у вас уже есть помещение, бюджет, надо просто найти идею, найти бизнес-модель, которая была бы актуальна для данного конкретного отрезка времени – хоть бы и для пандемии. И – вперед!

Другое, дело, что риски требуется просчитывать в любом случае. Просто надо это уметь делать – а если вы не умеете, если у вас этого сделать не получается, это на самом деле означает только одно – вы не ресторатор, вы – вообще не бизнесмен, и, значит вам этим заниматься противопоказано.

Что касается каких-то советов начинающим, то могу дать такой: свой путь в ресторанном бизнесе прокладывайте с низовых позиций в чужих проектах. Официант, бармен, менеджер. И так далее…

Постажируйтесь, поучитесь, наберитесь опыта, поймите, как все устроено изнутри, и уже потом – двигайтесь дальше, пытайтесь создать, построить что-то свое, собственное. Это – правильный подход. Хотя я в свое время им пренебрегла…

Вот, не повторяйте моих ошибок.

«Открывать новые рестораны, тиражировать концепцию я не буду, задача – совершенствовать то, что есть»

Как вы думаете развиваться в дальнейшем?

Ну, как… Работаем, улучшаемся, запускаем chef’s table. Да, еще хочу построить собственную ферму – скотный двор, птичник, парники… Губернатор Подмосковья дал мне возможность получения земли, за что я очень благодарна.

Открывать новые рестораны, тиражировать концепцию Biologie я не буду. Не интересно. Задача – совершенствовать то, что уже есть. Совершенствовать, совершенствовать и совершенствовать.

Совсем напоследок хочу спросить о ваших многочисленных хобби, к гастрономии отношения не имеющих. Графический дизайн, биатлон, шахматы, даже политология…

Еще сейчас мотоцикл осваиваю…

Как вы все это успеваете?

Успеваю. У всех разный ресурс – у меня вот такой, мне так интересно, мне так нравится.

А вот эта вот разносторонность, она как-то в вашей основной деятельности помогает? Шефу лучше именно таким человеком быть?

Не знаю, не думала об этом. Повторяю – мне так интересно жить. А моим друзьям, гостям – интересно со мной такой… Это я знаю точно.

Сколько часов в день вы спите?

Да нормально я сплю. Часов по семь. Это же все вопрос тайм-менеджмента, вопрос расставления приоритетов. Просто я не занимаюсь всякой фигней, не рассиживаюсь без дела, не смотрю телевизор…

А дома вы готовите?

А мне некому особо готовить.

Муж?

Муж обычно спит уже, когда я домой прихожу. Потом – он же всегда может в ресторан приехать поесть.

Конечно, если попросит приготовить – я приготовлю. Не попросит – не приготовлю. Он чаще не просит.

Все как у всех у нас.

Все – как у всех.

Беседовал Петр БРАНТОВ