Истории успеха

Выбор факультета
29 октября 2024
Павел Краснов, руководитель департамента спонсорских проектов компании BetBoom

Павел Краснов, руководитель департамента спонсорских проектов компании BetBoom

В RMA я получил бесценный опыт, посещая лекции ведущих специалистов в области спортивного менеджмента. Их профессионализм и глубокие знания оказали на меня огромное влияние. В первую очередь, именно они помогли мне многое узнать о профессии. Например, Евгений Гинер рассказывал о своей работе в ЦСКА и текущем положении дел в нашем футболе абсолютно откровенно, не стремясь ничего ни скрыть, ни приукрасить. Так что у нас сложилось абсолютно чёткое и непредвзятое представление. Запомнились многочисленные стажировки, в том числе поездка в Англию — это была фантастика! Ничего подобного никто, кроме RMA, не делал. Также запомнилась отличная, очень позитивная и дружелюбная атмосфера в нашей группе. Со многими однокурсниками мы общаемся до сих пор, в том числе по работе. Многие из них добились впечатляющих успехов.

Окончив факультет "Менеджмент в игровых видах спорта" 15 лет назад, Павел Краснов за это время прошёл впечатляющий путь от PR-директора Профессиональной баскетбольной лиги и главы отдела маркетинговых коммуникаций ПБК ЦСКА до нынешней должности руководителя департамента спонсорских проектов компании BetBoom, одной из крупнейших на отечественном рынке букмекеров. Прочитайте интервью с Павлом, и вы поймёте, в чём заключается секрет его успеха. Возможно, это заставит вас задуматься о собственном отношении к учебе и будущему. 


Павел Краснов. Фото из личного архива


Павел, первый вопрос, с которого мы начинаем такие интервью, нередко звучит так: как вы, получив высшее образование по одной специальности, в итоге нашли себя в сфере, далёкой от полученного образования? Это ведь относится и к вам?

Конечно, этот вопрос задают очень часто, особенно тем, кто, как и я, построил карьеру в сфере, далекой от своей университетской специализации. И действительно, мой путь был вполне типичен для многих выпускников RMA.

Я бы сказал, что у меня не было прямого, "линейного" пути к работе в беттинге. Моя история – это скорее путешествие с неожиданными поворотами и интересными открытиями.

Человек в ранней молодости делает какой-то выбор, быстро в нём разочаровывается и задумывается о смене пути. Со мной произошло ровно так: сразу после школы я совершенно не представлял, чем хочу заниматься в жизни.

Но, поскольку так сложилось, что в нашей семье практически все — технари, было решено поступать в в Московский авиационный институт на факультет «Прикладной математики и физики». Отец и дед мне сказали: «Давай попробуй то, что мы тебе советуем, а там разберешься».

И вот, к концу третьего курса я окончательно понял, что ни теоретическая физика и математика, ни программирование мне не интересны. Это осознание побудило меня искать работу в сфере, которая меня действительно привлекала. Так я и решил искать работу в спорте.

Почему именно спорт?

Опять-таки — влияние семьи. Спорт в нашей семье всегда любили. Футбол, хоккей по телевизору, «Спорт-Экспресс» — каждый день. Всё это было со мной с самого детства...

И, скорее всего, именно поэтому в спорт я пришёл через журналистику. Начинал в «Газете.ру», меня туда взял Виктор Диментман, который тоже учился в МАИ — такой, знаете ли, пример студенческого братства и взаимовыручки. Это во многих вузах присутствует.

Начинал с должности простого новостника, затем стал корреспондентом, а после получил повышение до старшего корреспондента. В этом качестве я специализировался на освещении баскетбола.

Я многому научился, познакомился с интересными людьми и увидел, как работают настоящие мэтры профессии. Это помогло мне глубоко понять, что значит быть спортивным журналистом.

Что именно?

Прежде всего, то, что много в этой профессии не заработаешь. Есть некий предел, в который ты упираешься, а дальше — всё. И второе — чтобы быть хорошим спортивным журналистом, нужно очень любить своё дело.

И я его, в общем, любил, но, наверное, не так, как, скажем, Игорь Рабинер. В какой-то момент я решил, что пора прощаться со спортивной журналистикой и переходить на работу непосредственно в спортивную индустрию.

А для начала — подкрепиться необходимыми знаниями. Так, осенью 2008 года, я оказался в RMA.

Почему выбрали именно нашу программу?

Потому что тогда выбирать особо было не из чего — по сути, "Менеджмент в игровых видах спорта" был единственным предложением на рынке.

Чем запомнилось обучение?

Многим. Я получил бесценный опыт, посещая лекции ведущих специалистов в области спортивного менеджмента. Их профессионализм и глубокие знания оказали на меня огромное влияние. В первую очередь, именно они помогли мне многое узнать о профессии.

Например, Евгений Гинер рассказывал о своей работе в ЦСКА и текущем положении дел в нашем футболе абсолютно откровенно, не стремясь ничего ни скрыть, ни приукрасить. Так что у нас сложилось абсолютно чёткое и непредвзятое представление.

Запомнились многочисленные стажировки, в том числе поездка в Англию — это была фантастика! Ничего подобного никто, кроме RMA, не делал.

Также запомнилась отличная, очень позитивная и дружелюбная атмосфера в нашей группе. Со многими однокурсниками мы общаемся до сих пор, в том числе по работе. Многие из них добились впечатляющих успехов.

Например, Сергей Родионов — он некоторое время был гендиректором футбольного «Спартака», а сейчас возглавляет Академию Черенкова. Сергей Быков — бывший игрок сборной, теперь амбассадор баскетбольных проектов СИБУРа.

Дмитрий Былинкин — директор по экономике хоккейного «Спартака». Клим Байдаков работает в коммерческом департаменте РФС. Александр Куранов — один из директоров футбольного клуба «Коломна». И этот список можно продолжать.

Что касается лично меня, то учёба в RMA и знакомство с тогдашним руководителем факультета Германом Чистяковым открыли мне дорогу в профессию — в прямом смысле слова.

В 2010 году, уже покинув Бизнес-школу, Герман стал директором по развитию Профессиональной баскетбольной лиги и вскоре предложил мне должность PR-директора. Конечно, это громко звучит, но в штатном расписании Лиги под пиар была отведена одна единственная позиция, так что директор я был сам себе.

Тем не менее, это была моя первая реальная работа в спорте, за что я RMA и лично Герману чрезвычайно благодарен. Он очень важный человек в моей жизни!

Профессиональная баскетбольная лига перестала существовать в 2012 году, а в BetBoom вы пришли в 2022-м. Как прошли эти десять лет между первой работой в спорте и нынешней?

Я бы сказал, что это был постепенный набор высоты, хотя и с перерывами и отклонениями. В 2012 году, когда Лига закрылась, я ненадолго вернулся в журналистику — в РИА, затем в ТАСС.

Там я отработал сочинскую Олимпиаду, а после перешёл в маркетинговое агентство Sport Media Group. Это послужило мостиком к переходу на работу в баскетбольный ЦСКА.

Дело в том, что одним из клиентов SMG был «Норильский никель», генеральный спонсор клуба, и мы его активировали. Я был менеджером PR проектов и, благодаря этому, со многими в ЦСКА познакомился.

В клубе я провёл четыре сезона, и это было отличное время. Много интересных кейсов, значимых проектов. Победа в Евролиге — ярчайшее событие и воспоминание на всю жизнь! Но — этот путь подошёл к концу. Надо было двигаться дальше.

Как вы получили приглашение в BetBoom?

Сообщество спортивных менеджеров — это небольшой, узкий круг, маленькая песочница, которая со временем расширяется, не в последнюю очередь благодаря RMA.

Но - многое здесь базируется на личных связях, которые давно и неплохо друг друга знают. Когда ты ищешь работу, размещение резюме на популярных онлайн-сервисах по поиску вакансий является важным шагом, но не стоит недооценивать силу живого общения.

Иногда именно рекомендация от коллеги, удачный пост в соцсетях или просто случайное знакомство могут привести к новой работе гораздо быстрее, чем стандартные методы поиска.

Так получилось и в моём случае с BetBoom. Петру Кипе, тогдашнему директору компании по маркетингу, меня порекомендовал человек, с которым мы вместе работали в ЦСКА. Мы с Петей встретились, пообщались, я прошёл собеседование, остальные этапы — и был утверждён.

Тема беттинга для вас была в новинку?

В общем, да. Раньше я был связан с этой сферой только через работу баскетбольного ЦСКА с их партнёром Winline. Однако я имел общее представление о рынке, и этих знаний хватило для получения работы в BetBoom.

Оглядываясь назад, могу сказать, что я рад, что всё сложилось именно так. Беттинг — главная движущая сила развития спорта, и работа с топовыми правообладателями позволяет мне находиться в русле актуальных трендов спортивного менеджмента и маркетинга, а иногда и формировать их.

А как вы относитесь к обвинениям, которые периодически звучат в адрес букмекеров: мол, ставки на спорт разоряют людей, делают их лудоманами и приводят к трагедиям в семьях?

Я не хочу оценивать, хорошо это или плохо — делать ставки на спорт. Пусть каждый решает для себя. Соглашусь, что проблема лудомании существует. Но сейчас, на мой взгляд, она стоит менее остро, чем несколько лет назад.

Могу сказать, что мы, букмекеры, в сотрудничестве с госорганами и Министерством спорта участвуем в разработке государственных программ помощи таким людям.

Кроме того, и это, пожалуй, главный момент: мы работаем в абсолютно легальном поле. Мы никак не влияем на спортивные события, на которые делаются ставки, на их течение и исход.

Мы в строгом соответствии с законом делаем отчисления, которые идут на развитие спорта, в том числе детского и юношеского.

Мы также стараемся изменить отношение людей к ставкам, объясняя, что их не стоит рассматривать как способ обогащения. Ставка — это лишь возможность получить дополнительные эмоции при просмотре спортивного матча, и не более того.

BetBoom, как и наши коллеги — делаем много хорошего, даже вне рамок обязательных отчислений по закону. Например, занимаемся благотворительностью. У нас есть благотворительный проект "Доступный спорт с детства", у других букмекеров — аналогичные программы.

Если бы вас попросили максимально коротко представить компанию, в которой вы сейчас работаете, что бы вы сказали?

Я бы сказал, что BetBoom — это сверхуспешный и яркий бренд, который быстро развивается и ориентирован в первую очередь на молодую аудиторию.

Это люди, которые интересуются не только классическими видами спорта, как футбол, хоккей, баскетбол, но и, например, киберспортом. У нас есть команды, которые носят наш нейминг по Dota2 и CS.

Какое место BetBoom занимает в рейтинге российских букмекеров?

BetBoom стремится занять лидирующие позиции, конкурируя с такими известными брендами, как Fonbet и Winline, каждый из которых отличается своей спецификой и сильными сторонами.

Важно отметить, что каждый букмекер находит свою нишу и привлекает свою аудиторию, делая рынок еще более интересным и разнообразным.

BetBoom за последние годы значительно расширил свою деятельность, активно развивая партнерские отношения с ведущими футбольными клубами России. Начав с сотрудничества с такими командами, как "Уфа", тульский "Арсенал" и "Урал", компания теперь работает с российскими грандами, такими как "Динамо" и "Локомотив".

Это говорит о динамичном развитии компании и ее стремлении к сотрудничеству с клубами самого высокого уровня.

Поговорим о вашем функционале. Ваша должность в BetBoom называется "руководитель отдела спонсорских проектов". Что это означает на практике?

На практике это значит, что я отвечаю за работу со спонсорскими активами — выявление тех, с которыми нам было бы интересно посотрудничать, составление маркетинговых планов в рамках спонсорства, разработку спонсорских пакетов.

Переговоры, заключение сделок, ведение контрактов, активация BetBoom как бренда — всё это моя зона ответственности.

Это, по сути, полный цикл работы с правообладателями.

При этом понятно, что спонсорская история у нас всеобъемлющая. Внутри компании работает большая маркетинговая команда, которая помогает активировать заключенные контракты. Это отделы контента, SMM и инфлюенс-маркетинга.

Сейчас у нас также появился отдел производства — мы запустили собственную линейку мерча.

Пожалуй, самым громким событием за время вашей работы в BetBoom стало прошлогоднее соглашение с московским "Динамо". 3,5 миллиарда рублей на 3,5 года — рекорд РПЛ. Расскажите, как велась работа над этим контрактом. От кого исходила инициатива — от компании или от футбольного клуба?

Я бы сказал, что интерес был взаимным. Ещё до переговоров о спонсорстве мы с коллегами из "Динамо" участвовали в разработке нового формата Кубка России по футболу.

Руководство клуба занималось этим вплотную, они были одними из главных идеологов проекта, а мы тогда не скрывали своего желания стать спонсорами турнира — совместно с Яндексом.

Эту гонку мы не выиграли, но руководство ФК "Динамо" вскоре вернулись с предложением стать спонсором клуба в категории "Букмекер". Мы провели переговоры и заключили контракт — вот так это было, если вкратце.

Многие оценивают это соглашение как чрезвычайно выгодное для обеих сторон. В чём привлекательность такого сотрудничества для BetBoom, учитывая, что "Динамо" уже почти 50 лет не выигрывает титулы и их аудитория не самая многочисленная?

Давайте по порядку. Во-первых, в спортивном мире всё циклично. Все спонсорские контракты заключаются на определённый срок. В тот момент, когда мы решили, что нам нужен топ-актив в футболе, "Динамо" оказалось в нашем поле зрения, так как у них как раз закончился контракт с предыдущим беттинговым партнёром.

Во-вторых, спортивные результаты важны для нас, так как влияют на охваты, но они не первостепенны. Если команда занимает вторые или третьи места в чемпионате — это тоже хорошо для нас.

В-третьих, "Динамо" привлекло нас как быстро растущий бренд с хорошо продуманной маркетинговой стратегией. Мы оценили потенциал их управленческой команды, которая пришла из "Зенита".

Нужно понимать, что "Динамо" — лидер РПЛ по работе с новой аудиторией. В этом плане у клуба есть конкуренты — "Зенит", "Спартак", но "Динамо" задает актуальные тренды и реализует суперкреативные спецпроекты, что отлично мэтчится с нашим брендом и тем, что делает BetBoom, так что выбор нами партнера вряд ли должен удивлять.

Что касается суммы контракта: к сожалению, не все еще понимают, что 3,5 миллиарда — это не просто деньги, которые BetBoom перечисляет "Динамо". В эту сумму зашиты расходы на множество дорогостоящих совместных спецпроектов, например на уже ставший знаменитым BetBoom Дом Динамо в ГУМе.

Контракту год с небольшим. Вы уже можете оценить его эффективность для BetBoom?

Отвечу так. Основные цели этого партнерства — повышение узнаваемости нашего бренда и конверсия в новых клиентов, что, в свою очередь, повышает прибыльность компании.

Могу сказать точно — за полтора года, что прошли с момента заключения контракта с "Динамо", наша клиентская база расширилась, но на сколько — это закрытая информация.

С другой стороны, надо честно признать: досконально измерить эффективность соглашения именно с "Динамо" очень сложно.

Почему?

Потому что мы работаем по многим направлениям, присутствуем во всех каналах коммуникации и спонсируем не только "Динамо". Наш бизнес делится на две части: первая – это онлайн-продукт в виде официального сайта и приложения, вторая – огромная сеть игровых клубов по всей стране.

Вычислить точно, на какой именно площадке конкретный человек соприкоснулся с нашим брендом, весьма трудно.

Напоследок еще пара вопросов, касающихся RMA. С некоторых пор вы являетесь спикером Бизнес-школы...

Все верно, пока не на постоянной основе, но несколько занятий я уже провёл.

Вы можете сформулировать, а в чем состоит ваша мотивация на преподавание, проще говоря - зачем вам это нужно?

Всё очень просто. Как уже говорил ранее, я очень благодарен RMA за то, что они сделали для меня. Мне здесь действительно помогли, и теперь я надеюсь помочь тем, кто учится сейчас.

Люди должны помогать людям — это правильно.

Можете ли вы дать совет студентам, как им добиться успеха?

Во-первых, нужно осознать, что RMA — это абсолютно эксклюзивная история. Здесь, как я уже говорил,  вы не только учитесь, но и знакомитесь с профессионалами высокого уровня, обрастаете связями, которые помогут вам в дальнейшем.

И чтобы обратить на себя внимание этих профессионалов и повысить свои шансы на будущую карьеру, вы должны не просто ходить на занятия, вы должны вести себя проактивно - задавать вопросы, выдвигать какие-то идеи, гипотезы, участвовать в стажировках, которые RMA и спикеры Бизнес-школы в большом количестве предлагают.

Я вел себя именно так, и считаю, что во-многом поэтому Герман Чистяков меня в свое время заметил, запомнил и в конце концов счел возможным сделать мне то предложение, о котором я рассказывал в самом начале нашего разговора,

Но это было давно, а вот вам совсем свежий пример. Сейчас в моей команде работает Рита Иванова. Она - менеджер по BTL-проектам, и я ей очень доволен, она - большая молодец!

Заметил я её на одном из своих занятий в RMA, потому что она проявляла активный неподдельный интерес — задавала умные вопросы, выдвигала свои предложения. В общем, ее сложно было не заметить, так что неудивительно, что в итоге именно она оказалась в моей команде.

Тех, кто хочет работать, их сразу видно!

Поэтому, еще раз: ведите себя проактивно, не стесняйтесь себя проявлять, и вы обязательно найдете свое место в профессии.

Желаю удачи!