Новости
Выбор факультета
18 июля 2014

Ресторан на колесах (ВИДЕО)

Мы продолжаем серию публикаций, предваряющих американскую стажировку "США: от Fast Food до Fine Dining", организованную бизнес -школой RMA для слушателей программы «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии». В ходе поездки ее участники смогут ознакомиться не только с конкретными ресторанными проектами, но и получить представление об основных тенденциях развития американского рынка общественного питания. Одной из них является широкое распространение в нынешней Америке так называемых «мобильных кафе». О том, когда и как они появились и почему стали столь популярными, рассказывается в материале Илоны Реннер, опубликованном в майском номере журнала Food Service за 2011 год.

С началом рецессии в США появился интересный формат точек питания: профессионально оборудованные мобильные кафе. Повара готовят еду и торгуют ею прямо на улице, где стоит автофургон. Первым проектом такого рода стал передвижной ресторан Kogi BBQ, который в конце 2008 года придумал шеф-повар из Лос-Анджелеса Рой Чой. Гостям Kogi BBQ предлагают блюда корейской и мексиканской кухонь, которые можно взять с собой или съесть прямо на улице.

Необычные точки питания открывают не только профессиональные шефы и рестораторы, но и простые люди, оставшиеся без работы во время рецессии и рискнувшие освоить новую специальность. Они арендуют грузовики или автобусы, переоборудуют их и отправляются на улицы городов кормить сотни, а то и тысячи человек в день, меняя дислокацию каждый день, а то и каждый раз. В зависимости от технической «начинки» первоначальные затраты на мобильную кухню составляют от 10 до 15 тысяч долларов – копейки по сравнению с затратами на открытие стационарного ресторана. При этом вам не нужно оплачивать аренду, нет потребности в официантах.

Необходимым условием для ресторана на колесах является подходящее парковочное место. Не во всех штатах мобильным кафе благоволят местные власти. Налоговые поступления от стационарных ресторанов значительно выше, к тому же они создают городу больше рабочих мест. Но обычный ресторан потеряет значительную часть дневного оборота, если прямо перед его дверями будет продаваться качественная и притом бюджетная еда «с колес». Бизнес-ланч, купленный в автофургоне, обойдется максимум в 10 долларов. Неудивительно, что в некоторых штатах ограничивают продолжительность парковки или устанавливают запретные зоны и запретное время для работы мобильных ресторанов.

Гости путешествуют по улицам вслед за автофургонами. «Почти у всех наших клиентов есть смартфон, – делится Томас Янг, владелец нью-йоркского ресторана на колесах Bian Dang, предлагающего тайваньскую кухню, – когда парковка найдена, водитель сообщает о месте нахождения через Twitter, Facebook или iPhone-приложение». Примечательно, что ресторанный гид Zagat запустил сайт, где отражается местоположение мобильных ресторанов в Нью-Йорке. Кроме того, фанатов заведения информируют через социальные сети о действующих акциях и спецпредложениях. Тот же Kogi BBQ насчитывает 81 тысячу читателей в твиттере и около 19 тысяч друзей на фейсбуке.

Мобильные кафе – это не просто передвижные торговые точки, но и эффективный маркетинговый инструмент. Его можно использовать для продвижения собственных стационарных ресторанов, а также сторонних брендов, не имеющих отношения к индустрии питания. Эту возможность используют, в частности, владельцы мобильной кондитерской Sweetery NYC Грант ди Милле и его жена. До 2009 года оба работали в индустрии рекламы, а сейчас они владеют тремя грузовиками, переделанными в пекарни. В активе Sweetery NYC опыт работы на мероприятиях Lacoste и Ugg Australia. Чаще всего из ярких, весело раскрашенных фургонов гостям раздают капкейки и печенье с фирменным логотипом компании-организатора. Промоакции собирают до 3 тысяч клиентов. «В обыкновенный день приходят около 400 покупателей, – рассказывает ди Милле, – каждый из них в среднем тратит около 6 долларов». Блюда из многих передвижных ресторанов можно заказать и для частных праздников.

«Рестораны-автофургоны – один из ярчайших американских трендов последних лет, – говорит Кристофер Мюллер, декан факультета ресторанного и гостиничного управления Бостонского университета. – По сути это мобильные кухни, оборудованные в?панельных фургонах, грузовиках или отремонтированных школьных автобусах. Часто мобильную точку с усеченным меню запускает уже существующий стационарный ресторан, используя ее как эффективный маркетинговый инструмент.

Концепция передвижных фургонов, где готовят еду, отсылает к мобильным кухням-тележкам для сезонных работников и погонщиков скота, которыми пользовались в прошлых столетиях. В наше время использование передвижных кухонь ограничивалось обслуживанием рабочих на удаленных объектах и доставкой мороженого семьям, живущим в одном районе. На улицы мегаполиса автофургон первым вывел шеф-повар Рой Чой и его партнеры Марк Мангера и Каролин Шин-Мангера, запустив в Лос-Анджелесе мобильную кухню Kogi BBQ, где готовят необычные корейско-мексиканские блюда вроде кесадии с кимчи или такос с острой свининой. Каждый день фургон появляется в новом месте, график движения на неделю публикуется на сайте. Кроме того, Kogi активно продвигает себя через твиттер. Идея стала сенсацией, когда на youtube появился видео-рассказ о концепции.

Сегодня тысячи фургонов, в которых готовят различную интересную еду, путешествуют по улицам американских городов. О значимости тренда говорит тот факт, что ресторанный рейтинг Zagat разработал трекинговую онлайн-систему для автофургонов в Нью-Йорке. Очевидно, что в качестве стартапа автофургон менее затратен, чем обычный ресторан. К рискам такого бизнеса можно отнести постоянные нападки на мобильные кафе со стороны стационарных ресторанов, которые вынуждены платить аренду и налоги на недвижимость».

Читайте также:

Терминатор высокой кухни (материал о Вольфганге Паке, знаменитом шефе, чей ресторан Spago студенты RMA посетят во время августовской стажировки в США).

Все новости >