Новости факультета
Выбор факультета
13 июня 2013

Рикарду Траде: «Я – человек - миссия»

15 июня матчем между сборными Бразилии и Японии на стадионе «Манэ Гарринча» стартует Кубок конфедераций, турнир, являющийся генеральной репетицией чемпионата мира по футболу, который пройдет в Бразилии летом 2014 года. Незадолго до этого побывавшая на стажировке в Рио группа студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес –школы RMA встретилась с генеральным директором Оргкомитета ЧМ 2014 Рикарду Траде и поговорила с ним о всевозможных аспектах подготовки к главному футбольному событию четырехлетия.



Рикарду Траде, генеральный директор Оргкомитета чемпионата мира по футболу 2014 года


Сеньор Траде, прежде всего интересно было бы узнать об отношении к чемпионату мира населения Бразилии. В России, например, довольно много тех, кто считает, что чемпионат 2018 года стране не нужен, а деньги, которые будут на него потрачены, можно было бы с гораздо большим толком потратить на что –то более насущное. Вам с такими настроениями сталкиваться не приходилось?

Нет, в Бразилии, насколько мне известно, люди, которые так думают, если и есть, то они находятся в абсолютном меньшинстве. По этому поводу проводился специальный опрос, так вот он показал, что проведение в Бразилии чемпионата мира приветствуется 87 процентами ее жителей. И еще один факт, который, я думаю, тоже свидетельствует о том, насколько популярно и ожидаемо в стране это событие: 130 тысяч волонтеров, которые будут работать на чемпионате, были рекрутированы без всяких проблем, наоборот, был конкурс, многих желающих пришлось отсеять.

По поводу денег и того, на что их можно было бы потратить. По нашим оценкам, общий объем инвестиций в бразильскую экономику, связанных с чемпионатом мира, как прямых, так и не прямых, составит 100 миллиардов реалов, то есть около 50 миллиардов долларов. Ежегодно, с тех пор как было объявлено о том, что чемпионат пройдет у нас, количество рабочих мест в различных отраслях экономики, так или иначе задействованных в подготовке к турниру, возрастало примерно на 60 тысяч.

Это все факты, и они свидетельствуют о том, что чемпионат, еще даже не начавшись, приносит Бразилии и ее народу огромную пользу. Я уже не говорю о наследии, которое после него останется. Об уникальной инфрастуктуре, которую получит страна, и не только спортивной… Вот, например, мог бы Порту Алегри рассчитывать на то, что его аэропорт будет реконструирован и станет таким, каким стал сейчас – суперсовременным, комфортным? Да никогда бы он не мог об этом даже мечтать, если бы не чемпионат мира. И таких примеров я могу привести десятки…

Относительно стадионов. Знаете, не вдаваясь в подробности, я скажу вам, что до последнего времени у нас на большинстве арен туалеты находились в таком состоянии, что люди, посетив их, затем серьезно задумывались о том, что делать с обувью: пытаться ли привести ее в порядок, или сразу выбросить? Надеюсь, после того, как в строй вступят все стадионы, предназначенные для чемпионата, мы об этой проблеме забудем навсегда.

Ну, и наконец, нельзя не сказать о том, какой толчок чемпионат даст – во всяком случае мы на это очень рассчитываем – развитию туризма. Сейчас для этого делается все: готовится персонал в гостиницах, обучаются полицейские, таксисты, которые должны, наконец, оказаться в состоянии объясняться по-английски… Перед теми, кто приедет в Бразилию на чемпионат, она должна предстать в самом выгодном свете, как страна, отдыхать и путешествовать в которой не только интересно, но и легко и удобно. А то сейчас, несмотря на все наши очевидные достоинства вроде климата, прекрасной природы, мы туристов в год всей страной принимаем меньше, чем, скажем, Лондон, Нью-Йорк или Париж. Это, конечно, не дело.

Что самое сложное в работе Оргкомитета? Вероятно, контроль за соблюдением сроков строительства, в частности, стадионов?

Нам самом деле, вы должны понимать, что, несмотря на свое название, Оргкомитет сам по себе ничего не организует. Организатором чемпионата является ФИФА, она же платит зарплату – и мне, и остальным 268 сотрудникам Оргкомитета, она получает доходы от продажи билетов, от спонсорских выплат… А мы фактически являемся ее помощниками, проводниками, так сказать, ее политики. Соответственно, Оргкомитет не контролирует строительства арен, он лишь занимается его мониторингом: для этого у нас в штате работают 20 архитекторов, а на всех 12 стадионах, которые строились к чемпионату, было установлено по несколько камер, отслеживающих продвижение работ в режиме реального времени.


На фото (по часовой стрелке): Белу-Оризонти (стадион "Минейрао"), Бразилиа (национальный стадион "Манэ Гарринча"), Куяба (стадион "Вердао"), Куритиба ("Арена Байшада")


Тем не менее, возвращаясь к сути заданного вопроса, могу сказать: да, соблюдение сроков строительства это действительно одна из главных проблем. Требованием ФИФА является полная готовность стадиона за 6 месяцев до первого матча: это относится как к стадионам чемпионата мира, так и к тем из них, что в нынешнем году будут задействованы в Кубке конфедераций. Этот турнир стартует 15 июня, соответственно арены для него, в том числе «Маракана», должны были быть сданы в декабре прошлого года. В реальности же работы на «Маракане» продолжаются до сих пор, а если вспоминать о декабре, то к этому сроку удалось достроить лишь два из шести стадионов, на которых пройдут матчи Кубка: в Белу –Оризонти и Форталезе. И эти же две арены, кстати говоря, в отличие от всех прочих, не выбились из первоначально заявленного бюджета строительства.


Чем объяснялось это «выбивание»?

Если ваш вопрос содержит, так сказать, коррупционный подтекст, то вы ошибаетесь. Контроль за расходованием средств, отпущенных на строительство арен к чемпионату мира, установлен очень жесткий, какие –то злоупотребления, хищения практически невозможны. Просто бывают случаи, когда сметы строительства увеличиваются уже после начала работ по вполне объективным причинам. Например, в случае с той же «Мараканой», первоначальный проект предусматривал полное разрушение старого стадиона, а потом комитет по охране исторического наследия это делать запретил. Соответственно, это решение повлекло и бюджетные коррективы.


Оргкомитет задумывается о судьбе стадионов чемпионата мира после его окончания? Скажем, в ЮАР после 2010 года и даже в Португалии после Евро – 2004 некоторые арены остались невостребованными...

Ну, вы знаете, по уровню популярности футбола, по уровню его развития, я бы все – таки ЮАР с Бразилией сравнивать не стал… Хотя определенная проблема существует и мы ее видим. Дело в том, что в четырех из 12 городов, которые примут чемпионат мира, -- Бразилиа, Натале, Манаусе и Куябе – профессиональных футбольных команд нет. Но – именно поэтому они и строились не как чисто футбольные стадионы, а как многофункциональные спортивно – развлекательные сооружения. К тому же, у нас есть договоренность с CBF (Бразильская конфедерация футбола) о том, что эти арены будут максимально использоваться для проведения матчей чемпионата Бразилии между командами из других городов. Например, в той же Бразилиа, в день официального открытия нового стадиона там сыграют «Сантос» и «Фламенго».


На фото (по часовой стрелке): Манаус ("Амазон Арена"), Рио - де - Жанейро ("Маракана"), Ресифе ("Арена Пернамбуку"), Натал ("Арена дас Дунас")


А в чьей собственности находятся новые арены?

В Бразилии у большинства клубов собственных стадионов нет. Если говорить об аренах чемпионата мира, то всего две из них принадлежат конкретным командам -- «Интернасьоналу» в Порту –Алегри и «Атлетик Паранаэнсе» -- в Куритибе. Все остальные являются собственностью штатов, на территории которых они находятся. У большинства из них уже есть договоренности о том, что после завершения чемпионата стадионы будут отданы в концессию частным компаниям, в том числе международным, которые будут заниматься их эксплуатацией и, соответственно, искать варианты их коммерческого использования. Скажем, «Маракана» перейдет под управление такого гиганта как Anschutz Entertainment Group, а в Форталезе компания – концессионер уже приступила к работе и одним из первых результатов ее деятельности стала организация концерта Пола Маккартни, который пройдет там в ближайшую субботу. Потом, кстати, сэр Пол выступит еще и в Белу –Оризонти. Элтон Джон там уже играл…


Как обстоят дела с подготовкой тренировочных баз для команд – участниц чемпионата?

Тут мы идем с опережением графика. ФИФА требует от нас предоставить участникам чемпионата 64 тренировочных поля с прилегающими жилыми комплексами, с тем, чтобы каждый из них мог выбирать из нескольких вариантов. Но мы уже к настоящему моменту составили и разместили на сайте ФИФА каталог, в котором подробно описаны 70 таких баз, а до конца года составим еще один – там их будет 90. Кстати, англичане и американцы уже приезжали к нам по несколько раз, к некоторым базам присматривались пристально: видимо, сомнений в своем выходе в финальную часть у них нет.


Что можете сказать о гарантиях безопасности?

Если вы имеете в виду безопасность на стадионах, то она обеспечивается на высочайшем уровне и с применением многочисленных технических средств: каждая из 12 арен оборудована 300 камерами слежения, секторов, которые они не просматривают, нет вовсе. Если же говорить о безопасности в обобщенном, глобальном смысле, то это, безусловно, зона ответственности правительства. И оно готовность нести эту ответственность продемонстрировало, в 2008 году приняв целый пакет документов, гарантирующих обеспечение безопасности чемпионата. Я считаю, что по этому пункту Бразилия к турниру готова, как по никакому другому. У нас за всю историю страны не было зафиксировано ни одного акта терроризма. Мы в 2007 году провели Панамериканские игры, в которых одних спортсменов участвовало 5,5 тысяч человек: там никаких проблем с безопасностью не возникло. У нас совсем недавно прошел саммит G 20, и здесь все было тихо и спокойно. В общем, мы надеемся, что чемпионат мира в этом смысле исключением не станет. И мы готовы сделать для этого все возможное.


На фото (по часовой стрелке): Сан - Пауло (Сан - Пауло Арена), Форталеза (стадион "Кастелан"), Салвадор (стадион "Фонте -Нова), Порту Алегри (стадион "Бейра Рио")


Россия как организатор чемпионата мира – 2018 гарантирует всем обладателям билетов безвизовый въезд и бесплатную доставку к месту проведения матчей на наземном транспорте. В Бразилии что-нибудь подобное предусмотрено?

Нет, безвизового въезда тем, кто имеет на руках билеты, мы не обещали. Другое дело, что процедура получения виз болельщиками из тех стран, которым для въезда в Бразилию эти визы требуются, будет существенно упрощена, а кроме того станет бесплатной. По поводу транспорта: в дни матчей все, кто имеют на руках билеты, смогут по ним бесплатно пользоваться общественным транспортом в том городе, где проходит данная конкретная игра. Что касается междугороднего сообщения: железнодорожная сеть в Бразилии практически не развита, а тем, кто решит перемещаться на самолетах, придется платить за это полную стоимость.


Какие-то контакты с российским Оргкомитетом у вас есть? И вообще, какие советы с высоты уже имеющегося у вас опыта вы могли бы дать российским коллегам?

Прямых контактов с российским Оргкомитетом у нас нет, мы общаемся через ФИФА. Я знаю, например, что на Кубке конфедераций будет присутствовать команда ваших наблюдателей. И не исключаю, что некоторые члены нашего Оргкомитета после того, как чемпионат в Бразилии пройдет, будут в качестве приглашенных сотрудников привлечены к работе в России, как сейчас мы привлекаем к сотрудничеству специалистов, которые участвовали в подготовке южноафриканского чемпионата.

Что касается каких-то советов, то я бы от них воздержался, тем более, что пока их у меня никто и не просит. Вместо этого я могу сказать, что в нашей работе являлось и является главным. Главное, когда речь идет о задачах столь высокого уровня, как наша – это создание команды, тщательный отбор ее членов, привлечение профессионалов самого высокого уровня. Ну, и безусловно, обеспечение достойной оплаты их труда. Я, например, нисколько не стесняюсь говорить о том, что моя зарплата настолько прекрасна, что позволяет мне не думать ни о чем, кроме теперешней моей работы, не отвлекаться ни на какие другие проекты. По-другому и быть не может, ведь я – человек – миссия. Предназначение мое и моих сотрудников – подготовить и провести чемпионат мира по футболу. О том, что будет дальше, мы сейчас не думаем.


Петр БРАНТОВ

Все новости >