Зарубежные стажировки

02 января 2011 —
13 января 2011

Маркетинговые стратегии в футболе: опыт Испании

Завершилась испанская стажировка студентов факультета «Менеджмент в спортивной индустрии» RMA. В течение 12 дней ее участники изучали футбольную индустрию страны, чья национальная сборная является действующим чемпионом мира и Европы.



В ходе стажировки слушатели программы побывали в футбольных клубах «Барселона», «Эспаньол», «Реал» (Мадрид), «Вильярреал», «Валенсия».

Они познакомились с их внутренним устройством, структурой учебно – тренировочных баз и стадионов «Камп Ноу», «Сантьяго Бернабеу», «Корнелья Эль Прат», «Эстадио Эль Мадригал», «Месталья», а также прослушали ряд лекций по футбольному маркетингу и мерчендайзингу, которые специально для них прочитали менеджеры перечисленных клубов.

Цитата: Директор Академии «Барселоны» Карлос Фольгера – об основных принципах воспитательной работы: «В первую очередь мы думаем не о том, какие из наших воспитанников выйдут футболисты, а о том, какими они будут людьми. Развитыми, образованными, социализированными, элементарно порядочными, наконец.

Я подчеркиваю: я говорю сейчас как педагог, как воспитатель, а не как тренер. Но эта позиция до мелочей согласована с клубом, и она им всецело поддерживается. Дело в том, что в 10-11 лет, когда дети попадают к нам, никто не может гарантировать ни им самим, ни их родителям, что из них вырастут звезды. Больше того, никто не может гарантировать, что из них вообще получатся профессиональные игроки.

Скажу вам, что по статистике, если говорить об Академии в целом, на профессиональный уровень выходят не больше 10-15 процентов выпускников, причем учтите, что речь не идет о высшем профессиональном уровне. Даже эти 10-15 процентов не разойдутся сплошь по командам Примеры. Кому-то придется играть в Сегунде, кому-то – в низших лигах иностранных чемпионатов. Ну, а для подавляющего большинства занятия футболом так и останутся одним из воспоминаний детства.

На жизнь им придется зарабатывать чем-то другим, и наша задача как раз в том и состоит, чтобы к 16-17 годам уровень их знаний и развития мог позволить им продолжить образование и получить профессию, которая кормила бы их в самой обычной, не футбольной жизни.

ФОТО БАРСА АКАДЕМИ.jpg

Имено поэтому все наши мальчики посещают очень хорошую школу, которая при этом является самой обычной в том смысле, что они учатся со своими сверстниками, не имеющими никакого отношения к футболу. Это как раз и есть один из краеугольных камней нашей философии. Ребенок должен быть социализирован, ребенок не должен быть зациклен на футболе. Он должен понимать, что в мире есть вещи и помимо футбола, и есть люди, интересы которых, в том числе и профессиональные, лежат вне этой сферы. Если бы даже в школе они общались только между собой, уяснить это им было бы сложнее.

И второе – здесь, в Академии мы постоянно приучаем их к мысли о том, что они теперь - одна семья. Семья, где у всех перед всеми равные права и обязанности. Семья, одними из главных ценностей которой являются скромность и трудолюбие, без которых большого успеха добиться нельзя, будь ты хоть суперталант».



Во время визита в Ciudad de Futbal, на базу национальной сборной, участники стажировки получили возможность встретится и пообщаться с Висенте дель Боске, легендарном тренером, приведшим Испанию к ее первому и пока единственному мировому титулу.

 

Наконец, в последний день стажировки студенты посетили Национальную Лигу профессионального футбола, где занятие для них провел генеральный директор этой организации Франсиско Роха.

Цитата: Франциско Роха – о распределении денег, зарабатываемых на телевизионном контракте: «В отличие от той же английской Премьер-лиги, продажа телевизионных прав в Испании осуществляется не централизованно. Не Лига ими владеет и не она распределяет доходы от продажи между входящими в нее клубами. Каждый из них продает права на свои матчи самостоятельно и, соответственно, имеет то, что имеет.

С одной стороны, это естественно: разумеется, интерес к матчам «Реала» и «Барселоны» в силу яркой игры, демонстрируемой этими клубами, в силу большой истории побед, имеющейся у обоих, всегда значительно превышает интерес к играм середняков и аутсайдеров.

ФОТО ИСПАНИЯ ТВ.jpg

Рейтинг матчей с участием грандов зашкаливает, и даже общедоступное телевидение зачастую предпочитает транслировать их проходные игры в ущерб действительно интересным со спортивной точки зрения матчам, в которых участвуют другие клубы.

Вот недавний пример: второй матч на Кубок Короля между «Леванте» и «Реалом» транслировался на бесплатном канале и собрал 14 процентов всей телеаудитории. При том, что первая игра завершилась со счетом 8:0 в пользу Мадрида, и ответный матч, по сути, не значил вообще ничего.

Такая система сложилась исторически. В середине 90-х годов, когда в Испании появились первые частные телекомпании, заинтересовавшиеся покупкой телеправ на спортивные трансляции, некоторое время права эти продавались централизованно, через Лигу, которая и распределяла вырученные средства между всеми клубами. Однако в определенный момент гранды объявили о том, что недовольны своими долями и продавили решение, следствием которого и стал нынешний порядок вещей.

Главный недостаток этой системы состоит в том, что в виду порождаемого ею явного неравенства доходов испанская Примера сейчас очень неоднородна. Существуют, грубо говоря, «Барселона» и «Реал», которые разыгрывают между собой чемпионство, и остальные клубы, которым о чемпионстве в таких условиях даже помышлять не стоит.

Если так пойдет и дальше, то интерес к чемпионату как к спортивному, соревновательному мероприятию неминуемо начнет падать. А это повлечет за собой и коммерческие потери, причем в перспективе — и для самих «Барселоны» и «Реала».

Для того, чтобы этого избежать, Лига в течение двух лет вела с «Барселоной» и «Реалом» очень сложные переговоры. Мы старались убедить их в том, что в интересах именно испанского чемпионата они должны добровольно отказаться от примерно пятой части своих доходов от продажи телевизионных прав, которые будут перераспределены в пользу «маленьких» клубов.

И, кажется, нам удалось их в этом убедить. Предварительный вариант соглашения сейчас подписан 12 клубами Примеры. Решение должно вступить в силу, начиная с сезона-2013/14».



Основные события стажировки освещались в текстах: 


Тексты были опубликованы на сайте RMA, а также в блоге «Министерство образования» на портале Sports.ru.