10 марта в московском музее «Гараж» стартует беспрецедентный проект — Триеннале российского современного искусства. Это первая попытка музейной институции провести всеобщий «смотр» русских художников — от Калининграда до Владивостока — и выделить основные векторы развития современного искусства по всей стране. Шесть кураторов почти полгода путешествовали по регионам России, осматривая сотни портфолио. Всего они отобрали 69 авторов, работы которых займут каждый сантиметр пространства музея, включая лестничные пролеты и туалеты. Авторы распределены по семи директориям, которые, по мнению создателей триеннале, отражают главные направления в российском современном искусстве.
Екатерина Иноземцева, одна из сокураторов проекта, преподаватель факультета «

Команда триеннале. Александра Обухова (научный отдел музея «Гараж»), Екатерина Иноземцева, Снежана Кръстева, Кейт Фаул, главный куратор музея «Гараж», комиссар триеннале, Андрей Мизиано (выставочный отдел музея «Гараж»), Татьяна Волкова, Ильмира Болотян. Фото: Эрик Панов
Как появилась идея триеннале?
Момент нашего решения делать триеннале никак не совпал с кризисом биеннале, мы шли по другому пути. В последнее время, с тех пор как мы оказались в парке, мы начали более интенсивно работать с русскими художниками, показывали не только интернациональных звёзд, которые были в «Гараже» на улице Образцова, старались активно внедряться в локальную среду. Мы поняли, что наш программный интерес к русскому искусству надо оформить. Стало понятно, что художники, которые работают в Москве, уже и так в нашем поле зрения. Но страна огромная, и каждый раз, выезжая в командировки, мы понимали, что масштаб очень велик и ситуация очень разная. И мы решили сделать большой смотр.
С самого начала мы говорили и про биеннале национального искусства Whitney и пришли к этой идее. Но как к ней подобраться? Тут нужно отдать должное Кейт Фаул, которая заставила нас ездить. Мы с известным московским снобизмом думали, что и так всё знаем: мы и так работаем с художниками, которые
Мы разделили всю карту страны на шесть округов, это деление отчасти совпадает с федеральным делением РФ. Путешествовали мы весной и летом,
Мы пытались определить общие для всех регионов «точки роста», на основании которых была придумана типология, объединяющая обстоятельства эстетического, социологического, антропологического свойства. Следуя заветам русских формалистов (Шкловского, Тынянова, Эйхенбаума), мы придумали типологию с разделением на семь директорий, пытаясь глобально определить суть процесса. Это возникло исключительно из эмпирики, из нашего практического опыта, полученного в поездках. Мы рассказывали друг другу про художников, всё снимали во время путешествий, делали подробный отчет.