Каким был 2018 год в искусстве и что из того, что было посеяно в предыдущие годы, взойдет в 2019 году? За круглым столом собрались художник Ян Гинзбург, куратор Московского музея современного искусства Анна Журба, PR-консультант Анна Дюльгерова, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA Николай Палажченко и шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова, чтобы обсудить тренды нашей художественной индустрии. Выводы читайте в «Артгиде».
Мария Кравцова: Раз в год «Артгид» собирает за круглым столом экспертов, чтобы обсудить итоги уходящего года и попытаться предсказать, каким будет год наступающий. Мы анализируем текущие процессы, пытаясь сформулировать тренды — как позитивные, так и негативные, — которые будут определять состояние современного искусства и художественной индустрии в новом году. Многие страхи (особенно связанный с геополитическими приключениями России страх изоляции), которые мы обсуждали в 2015 или в 2016 году, не стали реальностью. Все вроде бы хорошо и даже местами отлично. Институции множатся и экстенсивно растут, выставки открываются, музеи отчитываются о рекордной посещаемости, региональные чиновники собираются поднимать Россию с колен средствами культуры… При этом все больше людей признаются мне в том, что живут в ощущении катастрофы. Они не могут до конца сформулировать, что именно их мучает, но говорят, что смотрят в будущее нашей индустрии без оптимизма.
Николай Палажченко: Мы действительно сегодня находимся в ситуации очень насыщенной художественной жизни: Кабаковы и Ларионов в Третьяковке, Пикассо и Хохлова в ГМИИ, прекрасная выставка Нисского в ИРРИ, потрясающая выставка памяти одного из создателей НЭРа архитектора Ильи Лежавы в МУАРе и так далее, и тому подобное. Откуда берется это ощущение катастрофы? У меня есть не то чтобы ответ на твой вопрос, но некоторое наблюдение. Это ощущение связано с до конца еще не отрефлексированным процессом разрушения привычных иерархий и структур. Этот процесс, вернее, процессы шли в течение последних полутора десятилетий и вот, наконец, они практически завершены. Главным медиа стал интернет, и не просто интернет, а социальные сети с их горизонтальной организацией. Это привело к умалению роли художественной критики и вообще к истончению зоны экспертизы и рефлексии. Сегодня «рефлексия» какого-нибудь селеба на какую-нибудь выставку в Instagram иногда значит для привлечения аудитории гораздо больше, чем рефлексия критика или эксперта, который 40 лет в этой профессии и является реальным знатоком и авторитетом. И вполне понятно, почему этот новый мир у многих вызывает ощущение паники, к которому, впрочем, лично у меня примешивается чувство интересного вызова.