В Пушкинском музее проходит выставка «Афишемания. Французская реклама конца XIX — начала XX века». Она рассказывает, как над тем, чтобы завлечь публику в кабаре и театры, продать алкогольные напитки, книги, зубную пасту, керосин, автомобильные шины, работали лучшие художники эпохи. О радостях Belle Epoque, рассказанных языком плаката, рассказывает корреспондент «Коммерсанта» Игорь Гребельников.

Первое, что приходит на ум в связи с французскими афишами 120-летней давности, это, конечно, растиражированный «Диван Жапоне» Анри Тулуз-Лотрека (1892–1894), реклама одноименного увеселительного заведения на Монмартре, цепляющая взгляд зрителя всем и сразу (она есть на выставке). Художник знал толк в кабаре: будучи завсегдатаем, Тулуз-Лотрек водил дружбу с артистками, куртизанками, владельцами и умел подавать товар лицом — хоть в живописи, хоть на афише. Неудивительно, что у его «картин для улицы» образовалась целая армия поклонников — от самой непритязательной публики до ценителей прекрасного.
Вообще, «афишемания» не преувеличение. В свое время этим словом французский библиофил и писатель Октав Юзанн описал повальное увлечение парижан — афиши сдирали со стен и тумб, их тиражи крали из типографий, ими спекулировали. «Из всех видов современной графики именно афиша доставляет сегодня столько радости и переживания настоящему любителю»,— писал в 1889 году коллекционер Анри Беральди, впервые включивший эти образцы рекламы в свой справочник по графике XIX века. Да и сегодня с ним трудно не согласиться.