Новости
Выбор факультета
26 февраля 2009

«Если продажу апельсинов можно спланировать, то предугадать, сколько человек придет на фестиваль, практически невозможно»

За плечами генерального директора компании «Светлая Музыка» Ильи Бортнюка  - организация огромного количества музыкальных фестивалей, самые известные из которых - «Стереолето», «Музыка Афиши». Из года в год эти фестивали собирают внушительную аудиторию, которая с завидным постоянством продолжает увеличиваться. На встрече со слушателями специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии» известный промоутер рассказал о технологии организации и проведения фестивалей, а также о возникающих при этом сложностях.

- Илья, в чем заключается принципиальное отличие музыкального фестиваля от обычного концерта?
- Фестиваль представляет собой серию событий, объединенных общей идеей или стилем музыки. В отличие от концертов, которые, как правило, длятся несколько часов, фестивали легко могут продолжаться на протяжении нескольких дней.

- Существуют ли какие-то принципы градации фестивалей?
- Да. Во-первых, по месту проведения – indoor или outdoor. Понятно, что летом лучше проводить фестивали на открытом воздухе, чтобы человек не был ограничен каким-то пространством. Если же вы поставлены в рамки indoor-проекта, позаботьтесь о том, чтобы в вашем распоряжении было как можно большее пространство, ведь человек должен иметь возможность не только слушать музыку, но и отдохнуть в chillout-зоне, например. Существует также градация по жанру. Сразу скажу, что жанр может быть абсолютно любым – от музыки бардов до фолка. Наибольшей популярностью в нашей стране пользуются рок-фестивали и фестивали с танцевальной музыкой. Поп-музыка в контексте фестивалей не пользуется спросом, кроме фестиваля в Юрмале, наверное. Конечно, также можно упомянуть «Евровидение», но это скорее какое-то соревнование, нежели фестиваль в полном смысле этого слова. Фестивали различают и по типу организаторов – их проведение может быть инициировано государственными структурами, радиостанциями, спонсорами или промоутерскими компаниями.

- Расскажите о ситуации со спонсорством в сфере организации музыкальных фестивалей.
- На Западе привлечение спонсоров – скорее исключение из правил, в то время как в нашей стране лишь малая часть фестивалей проходит без участия спонсоров. Причем некоторые артисты изначально отказываются выступать на фестивале, который проходит при поддержке спонсоров, но в итоге все равно соглашаются, когда им объясняешь, что в России – это единственный способ провести фестиваль и заплатить артистам запрашиваемый гонорар.

- Какие российские фестивали, на ваш взгляд, выделяются на общем фоне?
- С точки зрения европейского подхода к организации фестивалей стоит отметить Пикник «Афиши», который не ограничивается исключительно музыкой.

- Чем нужно руководствоваться, если вы решили организовать фестиваль?
- Прежде всего, у вас должна быть четкая идея, и вы должны суметь ответить на следующие вопросы: «Зачем я хочу это сделать?», «Чем мой фестиваль будет отличаться от других?», «В чем будет заключаться его привлекательность?», «Почему на мой фестиваль пойдут люди?». Следующий шаг – определение целевой аудитории, и понимание того, какое место займет ваш фестиваль среди других.

- А как убедиться в том, что ваш фестиваль будет востребован?
- Сначала поймите, для кого вы организуете фестиваль. Затем постарайтесь приблизительно определить, сколько найдется людей, которых он заинтересует. Ну и конечно, посмотрите на конкурентов. Также многое будет зависеть и от того, каких артистов вы пригласите. Здесь очень хорошо помогают всевозможные социальные сети – например, если артист упоминается в сети Вконтакте.ру более пяти тысяч раз, то на него следует обратить внимание. Хотя нельзя не сказать, что в 70 процентах случаев все определяется интуицией организаторов.

- Что вы можете сказать по поводу рисков при организации фестивалей?
- Концертный бизнес – очень рискованное занятие. Если продажу апельсинов еще как-то можно спланировать, то предугадать, сколько человек придет на фестиваль, практически невозможно. Хотя мы научились прогнозировать с долей вероятности плюс-минус 15-20 процентов от количества аудитории, приходящей на фестиваль. Не стоит забывать и о том, что существует риск «плохой погоды» при организации open-air фестивалей. В этом случае, конечно же, нужно рассчитывать только на везение.

- Расскажите, каким образом все грамотно спланировать?
- Планирование фестивалей состоит из двух направлений: планирование собственно мероприятия (дата, площадка, артисты, дополнительная инфраструктура) и планирование бюджета. Выбирайте площадку таким образом, чтобы до нее было удобно добираться. Внутреннее пространство также должно быть хорошо организовано, то есть, например, не должно получиться так, что артист, выходя из гримерки, попадал к зрителям, а не сразу на сцену. Что касается даты, то она не должна совпадать с какими-то государственными праздниками или саммитами, иначе фестиваль могут просто отменить - что называется, «на всякий случай». Не стоит упускать из виду и календарь футбольных чемпионатов. Один из наших фестивалей проводился в день, когда сборная России играла с голландцами на Евро-2008 – в итоге мы не досчитались половины зрителей, на которых изначально рассчитывали. Спланируйте также расписание фестиваля, ведь люди приезжают на выступление конкретного артиста и зачастую этим артистом является ни кто иной, как хедлайнер. Многие смотрят на главного артиста, затем еще несколько выступлений и уезжают. Причем это проблема не только наших площадок, на Западе происходит точно также. В конце концов, невозможно запретить человеку выбирать то, что ему нравится. На мой взгляд, лучше пускать хедлайнера ближе к концу фестиваля, чтобы следующие за ним артисты не выступали для полупустого зала или пространства.

- Не могли бы вы подробнее остановиться на таких атрибутах организации фестиваля, как маркетинг и реклама?
- В понятие «маркетинг фестиваля» входит комплекс мероприятий, направленных на рекламу и создания положительного имиджа. Начинать здесь необходимо с имени фестиваля – учитывайте, как оно будет звучать на радио, показываться на телевидении, как будет выглядеть в виде логотипа, в контексте статей, релизов и так далее. Рекламная кампания планируется исходя из нескольких составляющих. Во-первых, это бюджет. Во-вторых – обязательства перед спонсорами. Ну и наконец, нужно знать, какое количество рекламы необходимо, чтобы привлечь предполагаемое количество публики на фестиваль. Направления рекламы, в общем-то, стандартны – телевидение, радио, баннеры в интернете, социальные сети, блоги, пресса, наружная реклама, всевозможные рассылки и акции в местах скопления целевой аудитории.

- Одна из ключевых составляющих любого фестиваля – правильно спланированный бюджет. Что можете сказать по этому поводу?
- Любой бюджет состоит из двух частей – предполагаемых доходов и предполагаемых расходов. Главная задача – сделать так, чтобы разница между этими бюджетами была положительной. В идеале она должна составлять 20-30 процентов от общего бюджета, хотя и 15-20 процентов – тоже вполне достойный результат. Здесь опять же важную роль играет интуиция, потому что при планировании бюджета возникает слишком много неизвестных, а конкретных цифр крайне мало. Доходная часть бюджета, как правило, формируется из трех частей – продажи билетов, бара и спонсоров. При этом доход из бара – вещь довольно абстрактная, ведь вы не имеете непосредственного отношения к этому. Так что будет очень хорошо, если вам попадется добросовестная кейтеринговая компания. Доход от продажи билетов не стоит недооценивать, потому что зачастую эти цифры сопоставимы со спонсорскими выплатами.

- Какие рекомендации вы можете дать по работе со спонсорами?
- Понятно, что если ваш фестиваль интересен публике, то он будет интересен и спонсорам. Но не забывайте, что первичен именно фестиваль. Никогда не планируйте привлечение более двух главных спонсоров, иначе все ваши силы уйдут на согласование условий их сосуществования в едином рекламном пространстве. Бывает, доходит даже до того, что спонсоры конфликтуют из-за того, где будут висеть их баннеры – слева или справа от сцены, хотя принципиальной разницы здесь абсолютно нет. Никогда не обещайте спонсору никаких акций с артистами без согласования, потому что большинство артистов не соглашаются на это или соглашаются за какие-то баснословные деньги. Постарайтесь предложить какие-то нестандартные, изощренные способы рекламы, потому что на сегодняшний день стандартное размещение логотипа компании уже никого не устраивает.

- Илья, напоследок актуальный в последнее время вопрос – финансовый кризис как-то отразился на объеме спонсорских выплат?
- Основные спонсоры музыкальных фестивалей – компании, производящие алкогольные напитки или сигареты. Надо сказать, что из-за кризиса их дела идти хуже не стали. Конечно, теперь эти компании тратят на спонсорство меньше, у всех существуют четкие ограничения по рекламным бюджетам, но они продолжают вкладывать деньги в фестивали. Сколько еще это будет продолжаться, сказать пока сложно.


Фото: официальный сайт компании «Светлая Музыка».
Все новости >