«В мире интернета мы видели смену трех поколений…»
Портал Ruformator.ru публикует перевод статьи Эрика Джексона (Forbes). Интернет-компании стареют и умирают в точности, как люди. Сменяются поколения. Через 5-8 лет поколение Google и Facebook канет в лету, и на смену нынешним гигантам интернет-индустрии придут другие, пишет автор. И объясняет, почему все произойдет именно так, а не иначе. Предлагаем этот материал вашему вниманию.
Мы привыкли считать Google и Facebook некими гуру веб-пространства. Нам кажется, что они будут всегда где-то рядом. Однако, принимая во внимание скорость, с которой развивается сегодня техиндустрия, у меня есть несколько серьезных причин считать, что обе эти компании через 5-8 лет бесследно исчезнут. Не обанкротятся, а просто потеряют популярность, как MySpace. И это мое мнение не просто подкреплено некоторыми наблюдениями из недавнего прошлого – оно научно обосновано.
5 лет назад я был студентом философского факультета. Со мной учился Дон Хэмбрик (Don Hambrick), ныне известный своими исследованиями влияния топ-менеджеров на стратегию и успех компаний. В основе его школы лежит идея о том, что топ-менеджеры и главы организаций имеют непропорционально большое влияние на успех своих компаний. Более того, происхождение этих людей (в том числе образование и карьерный путь) в серьезной степени формирует их видение мира, поведение в конкурентной среде и определяет выбор, который они делают.
Существует и противоположная парадигма, так называемая экология населения или организационная экология, согласно которой руководители не играют такой большой роли. Эту теорию разрабатывали социологи, изучавшие организации в 1970-х годах. Они утверждают, что успех компании в большей степени зависит от логики развития индустрии, чем от генерального директора и выбора, который он делает. Они изучают статистику возникновения и исчезновения организаций, и влияние на продолжительность их существования возраста, конкуренции и распределения ресурсов во внешней среде. Большинство ученых, придерживающихся таких взглядов, вышло из Калифорнийского университета в Беркли.
Будучи студентом, я уделял не слишком много времени этой экологической линии мышления. Я верил в то, что отдельные личности могут преодолеть все препятствия, которые строит внешняя среда. Мы всегда могли указать в качестве примера на того или иного успешного руководителя, хотя социологи укоряли нас, что это эквивалентно приписыванию высоких интеллектуальных способностей победителям лотереи.
Чем больше я взрослею и наблюдаю за тем, что происходит в мире Интернета и мобильных технологий, тем больше я задумываюсь над «экологической» концепцией. Все чаще мне кажется, что в интернет-пространстве долгосрочная жизнеспособность компаний зависит от времени их возникновения.
Подумайте о различиях между поколениями, о том, когда мы говорим о разнице между поколением времен бэби-бума, поколением X и поколением миллениума. Каждое поколение воспринимает мир очень определенным образом, и это восприятие влияет на покупательское поведение и тысячи других привычек.
В мире Интернета мы видели смену трех поколений: поколения веб 1.0 (компании, основанные в 1994-2000 годах, включая Netscape, Yahoo!, AOL, Google, Amazon и eBay), поколения веб 2.0, или социального поколения (компании, основанные в период с 2002 по 2009 годы, в том числе Facebook, LinkedIn и Groupon) и мобильного поколения (с 2010 года по настоящее время, например Instagram).
С приходом каждого нового поколения в сфере интернет-технологий складывается ощущение, что компании предыдущего поколения не могут полностью приспособиться к тем изменениям, которые оно несет. Компании поколения веб 1.0 проделали большую работу по агрегации данных и представлению их в легко усваиваемых формах. Google смогла организовать хаос интернет-пространства лучше, чем AltaVista, Excite, Lycos и все другие поисковые системы, которые ей предшествовали. Amazon лучше всех справилась с задачей упорядочивания хаоса в сфере электронной коммерции, сосредоточив все, что вам необходимо, в одном месте. Когда начали появляться компании поколения веб 2.0, они, казалось, начали тяготеть к важности социальных связей. MySpace построила сеть людей, любящих музыку, Facebook объединила студентов, LinkedIn связала «белых воротничков». Digg, Reddit и StumbleUpon показали, что пользователи могут сами генерировать контент и увеличивать тем самым ценность сообщества.
Между тем, компании веб 1.0, похоже, так и не смогли понять важность создания социальной общности и ценность информации о пользователях, которые ее составляют. И несмотря на то, что важность социального компонента болезненно очевидна для всех и каждого, эти старые компании просто не обладают достаточным потенциалом для перехода к новой парадигме. Почему Amazon сделала так мало, чтобы стать социальной? А Google? Даже когда она вливает миллиарды долларов в эту проблему, ее основная бизнес-модель, благодаря которой она и стала такой большой, кажется более успешной, чем экспансия в некий новый вид мышления.
Социальные компании, которые начали появляться с 2010 года, имеют совершенно другой взгляд на мир. Эти компании - и Instagram является наиболее актуальной из них на данный момент – рассматривают мобильный телефон в качестве основной (и часто эксклюзивной) платформы своего применения. Они даже не думают о запуске веб-версии. Они предполагают, что со временем люди полностью перейдут на мобильные приложения вместо веб-сайтов.
У нас никогда не будет веб 3.0, потому что веб умер. Компании версии веб 1.0 и веб 2.0, кажется, по-прежнему не знают, как приспособиться к этой новой парадигме. Facebook – торжествующий победитель среди социальных компаний. В течение нескольких недель она выйдет на IPO и может достичь капитализации в 140 миллиардов долларов.
Тем не менее, она теряет деньги на мобильном направлении и имеет довольно простые версии для iPhone и iPad. Facebook все еще пытается выяснить, как зарабатывать деньги в Интернете, ведь в 2011 году она получила всего 3,78 миллиарда прибыли и рост ее доходов в первом квартале 2012 года замедлился. Компания понятия не имеет, как будет зарабатывать деньги на мобильных телефонах.
История провала компаний версии веб 1.0 в адаптации к миру социальных сетей заставляет предположить, что Facebook точно также потерпит неудачу в адаптации к мобильному социальному миру, как Google провалилась с ее городом-призраком Google+ в прошлом году.
Организационные экологи говорят об «ответственности устаревания», имея в виду увеличивающийся с течением времени разрыв между присущей организации товарной стратегией и операционной средой. Это, вероятно, хорошо объясняет, что сегодня происходит в мире Интернета…