Новости
Выбор факультета
22 октября 2012

«Быть мной совсем неплохо»

Восемь лет назад создатель небольшого сайта для студентов Марк Цукерберг бросил Гарвард. К 2012 году он превратился в создателя и начальника Facebook — самой большой в мире социальной сети и одного из самых молодых миллиардеров планеты. Когда Цукерберг приезжал в Москву, Екатерина Дементьева и Александр Горбачев встретились с ним на «Красном Октябре». 19 октября интервью было опубликовано в «Афише». Предлагаем его вашему вниманию.

Горбачев: Вы всегда говорили, что миссия фейсбука и ваша собственная цель — сделать мир более открытым. Что вы имеете в виду? И так ли этот открытый мир хорош?

Знаете, я рос в то время, когда интернет уже появился: я им пользовался в начальной школе. Я помню, как впервые что-то нашел с помощью Google, это было уже в средней школе, наверное. Я тогда подумал: о’кей, у нас теперь есть доступ к любой информации, и в этом заключается принципиальное различие между моим и предыдущими поколениями. Но оказалось, что найти в Google можно не все. В сущности, людям по-настоящему интересно то, что происходит с их знакомыми, — но это как раз невозможно проиндексировать поисковой системой. Узнать, что происходит у знакомых, можно только одним способом — если они сами тебе это расскажут. Делиться с другими тем, что с тобой происходит, — это важнейшая человеческая потребность. Но удобных инструментов для этого раньше не было. Придумать и сделать такие инструменты, где люди постоянно на связи друг с другом, рассказывают о себе и знают, что происходит вокруг, — вот что для меня значило сделать мир более открытым.

Горбачев: Но вы согласны с тем, что многие люди по-прежнему оберегают свою закрытость? Как вы думаете, в конце концов они тоже сдадутся?

Лет 5–10 назад люди действительно побаивались социальных сетей. Да, некоторый скепсис по-прежнему сохранился, но один факт неоспорим: все больше людей включаются в процесс. Кроме того, разные люди обращаются к разным типам аудитории. Есть общественные деятели, которые хотят взаимодействовать сразу с миллионом подписчиков. Есть люди, которые хотят общаться только с друзьями. Есть и такие, кто говорит о себе очень избирательно, только с близкими друзьями или членами семьи. Но я не знаю людей, которые не хотят ничем делиться вообще ни с кем. То есть это вопрос подходящего инструмента: одним нужна собственная страница, посты других попадают в ленту новостей, третьи ограничиваются только базовыми вещами. СМС, почта, чат — это ведь тоже способы рассказывать о себе. И фейсбук, помимо всего прочего, это самый большой чат в мире, миллиарды сообщений, которые люди посылают друг другу каждый день.

Горбачев: А есть пределы этой открытости? Будем ли мы рассказывать о себе еще больше, чем сейчас?

Я думаю, все только начинается. Например, очевидно, что с каждым годом количество вещей, которыми пользователи фейсбука делятся друг с другом, растет практически по экспоненте. Технически говоря, сначала человек совершает одно действие в день, через год — два, потом четыре и так далее. Одна из важных причин, почему это все растет так быстро, — телефоны. Они всегда при нас, и возможностей что-нибудь опубликовать стало в разы больше. Еще одна важная причина роста социальной активности — это мобильные приложения. Практически каждое мобильное приложение, которое сейчас создается, является социальным. Из четырех сотен самых популярных приложений в AppStore половина уже подключена к фейсбуку. Это значит, что теперь необязательно пользоваться фейсбуком ради самого фейсбука, просто туда включено почти все, чем вы в обычной жизни пользуетесь.

Дементьева: С появлением фейсбука люди получили возможность наблюдать за своими знакомыми практически постоянно. А вы, получается, можете наблюдать за миллиардом человек сразу. Вы узнали о людях что-то новое именно благодаря фейсбуку?

Я бы немного переформулировал вопрос: меня часто спрашивают, как отличается фейсбук в разных странах. Казалось бы, логично предположить, что в разных культурах им пользуются по-разному; но, как ни удивительно, сценарии везде примерно одинаковы. У всех есть родственники, друзья и коллеги — и все с ними похожим образом взаимодействуют. Что еще? Ну люди весьма сообразительны и быстро адаптируются. Что именно они публикуют — это уже нюансы. Фейсбук не пытается никого перехитрить и заставить вести себя определенным образом. Люди сами во всем прекрасно разберутся, так что наша работа — делать так, чтобы им это было удобно.

Читать дальше…

Все новости >