Новости
Выбор факультета
02 декабря 2013

Приглашаем на лекцию Дениса Поповцева

В четверг, 5 декабря, у слушателей группы «И-15», обучающихся на факультете «Менеджмент в сфере интернет-технологий» бизнес-школы RMA, состоится лекция информационного архитектора «Яндекс» Дениса Поповцева. Тема: «Как определить направления веб-сервиса». Занятие пройдет в офисе компании «Яндекс» (ул. Льва Толстого, 16), начало в 19.00. При подготовке к лекции рекомендуем ознакомиться с материалом, написанным по итогам мастер-класса Дениса Поповцева, который состоялся в декабре 2011 года. 

«Ключ успеха всех инноваций – понимание потребностей пользователя»

Очень часто при создании продукта или сервиса принимаются интуитивные решения о его дальнейшем развитии. Так, например, «Яндекс» изначально был поиск по Библии, потом этот же алгоритм попробовали применить для поиска веб-страниц и сделали общедоступным. Тогда все и полетело. Люди, которые его создавали, шли, основываясь на собственном опыте и интуиции.

Практически все авторы книг о стартапах говорят о том, что в какой-то момент складывается ситуация, когда становится ничего не понятно – куда надо двигаться, как привлекать аудиторию и т.д. В этом случае, они советуют обращаться к интуиции и это правильно.

Когда продукт взлетел, его надо развивать: увеличивать долю рынка, расширять аудиторию. Все это возможно при правильном понимании цели. При развитии в рамках одной цели рост легко просчитать и алгоритмизировать. Однако в какой-то момент рост замедляется в силу того, что рынок становится зрелым – высокая конкуренция и отсутствие незанятых ниш. В это ситуации наращивать потенциал проектам становится очень сложно.

Перед тем, как запускать проект или выбирать дальнейшее направление развития существующего проекта необходимо точно понимать, куда он будет двигаться, и какая у него будет аудитория. Если вы не думаете об этом, то позволяете себе слишком большую роскошь и рискуете деньгами. И чем крупнее компания, которая запускает и развивает сервисы, тем больше цена ошибки. Подобная ситуация сложилась в «Яндексе», потому сейчас мы стараемся работать на опережение.

Ключ успеха всех инноваций – понимание потребностей пользователей при разработке функционала. Любой сервис и продукт, в первую очередь, решает задачи, которые ставит перед ним пользователь.

Прежде, чем начинать разработку сервиса необходимо проанализировать сегменты рынка, в котором он будет работать, а затем потенциальную аудитории, систематизировав потребности различных людей, чтобы точно определить свою нишу и векторы развития проекта.

Например, вы решили создать сервис заметок. Для начала надо понять, какие подобные приложения уже есть, чем они отличаются друг от друга и на какую аудиторию рассчитаны. Затем надо проанализировать пользователей подобных сервисов, разделив их на группы по потребностям. Все полученные данные лучше всего перенести на рисунок.


Составление карты очень важный этап в понимании той ниши, в которой будет работать ваш сервис.

Допустим, мы хотим сделать сервис, который будет помогать выбрать и купить себе автомобиль. Необходимо составить список тех критериев, по которым люди обычно покупают машины, типа «стоимость», «приверженность бренду», «типа кузова» и т.д. Затем придумываем оси координат, по которым мы можем расположить людей (по горизонтали эмоции и рациональность, по вертикали – опыт).

Выбирая оси координат необходимо идти от интересов людей и смотреть на то, чтобы группы были равномерно распределены по всем векторам.

После составления такой карты, остается узнать, сколько людей разных групп в Рунете, их покупательную способность, активность и т.д.

С первого взгляда может показаться, что такому подходу нельзя доверять, однако он действительно работает. Кроме того, всегда можно посмотреть на то, что делают конкуренты. Кроме того, составление подобных карт имеет очень практический смысл – она облегчает работу в команде. Нарисованную схему всегда проще объяснить, чем пытаться выразить свои идею словами.

Всегда помните о том, что пространство, с которым вы работаете, многомерно. Поэтому необходимо выбрать срез и работать только с этим срезом, а не со всеми группа одновременно. И главное держать в голове понимание того, какие перспективы развития есть у вашего сервиса.

Все новости >