Новости
17 декабря 2012

В Москве завершилась выставка «Футбол Маркет»

С 4 по 6 декабря 2012 года в ЦВК «Экспоцентр» на Краснопресненской набережной состоялась XIII ежегодная Международная специализированная выставка футбольной индустрии «Футбол Маркет» и «Стадионное оборудование и современные покрытия на спортивных сооружениях». Традиционно в рамках выставки прошла обширная программа конференций и семинаров по актуальным проблемам развития современного футбола. В этом году выставку и конференцию посетили более 1000 человек, приняли участие около 30 компаний со всего мира.

В церемонии открытия приняли участие: директор Департамента профессионального футбола РФС Сергей Куликов, исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан, президент группы компаний "Футбол Маркет" Юрий Белоус, спортивный комментатор Первого канала Виктор Гусев, председатель правления Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович, заместитель генерального директора ГУ «Дирекция спортивно-зрелищных мероприятий г. Москвы» Петр Васильев, Глава Общероссийского профессионального союза футболистов Вагиз Хидиятуллин, исполнительный директор ФНЛ Иван Шабанов.

4 декабря в ЦВК «Экспоцентр» прошел первый день специализированной конференции и выставки «Футбол Маркет».

После торжественной церемонии открытия выставки с докладом выступил Андрей Погорелов, руководитель московского представительства дирекции XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Он рассказал об опыте подготовки к Универсиаде-2013, а также к другим значимым спортивным событиям, которые пройдут в Казани: Чемпионату Мира по водным видам спорта 2015 и Чемпионату Мира по футболу FIFA 2018. Были затронуты темы организации системы логистики, модернизации транспортных узлов (реконструкция старого терминала аэропорта, строительство нового терминала и введение в эксплуатацию аэроэкспресса «аэропорт-Казань»), а также создания новых спортивных сооружений. Особенное внимание аудитории вызвал тот факт, что после проведения масштабных турниров спортивные объекты будут переданы казанским ВУЗам. Затраты на содержание объектов ВУЗы должны будут оплачивать из собственного бюджета.

Совсем другой подход к монетизации спортивных объектов продемонстрировал Сергей Тарханов - генеральный директор и член совета директоров «ВТБ Арена». Он поделился своим видением эффективной спортивной инфраструктуры и осветил особенности «ВТБ Арена Парк» - уникального спортивного сооружения, как для России, так и для Европы. Также Сергей представил изменения в концепции арены, связанные с тем, что стадион не будет участвовать в Чемпионате мира по футболу FIFA 2018 (вместимость была уменьшена с 45 000 человек до 27 000 человек). Коммерческая составляющая проекта подразумевает, что стадион будет зарабатывать не только на продаже билетов, но и на других активах «ВТБ Арены»: Академии Спорта «Динамо», Музее «Динамо», торгово-развлекательном комплексе. Объекты в Академии Спорта «Динамо» также будут сдаваться в аренду, предполагаемый доход – до 60 млн. долларов в год.

Посол Южной Африки Мандиси Мпахлуа поделился опытом проведения Чемпионата Мира по футболу 2010 года. Посол сфокусировался на основных необходимых этапах подготовки к Чемпионату – развитии транспортной инфраструктуры, стадионах, создании билетной системы, вопросах безопасности, эффективном теле- и радиовещании, улучшении опыта болельщиков. Подобного рода мероприятия должны восприниматься с точки зрения перспективы, так как они влияют на развитие туризма в стране (Южную Африку посетило более 370 тысяч гостей), уменьшение безработицы (было создано более 700 тысяч рабочих мест), рост малого бизнеса, а также изменение бренда страны в целом. Посол особенно подчеркнул: «Главный урок, который мы вынесли, заключается в том, что Чемпионат мира – это инвестирование, которое будет иметь куда более долгие последствия; это долгосрочный план развития страны».

После выступления представителей южноафриканской делегации директор стадиона «Арена Львов» Алексей Жуковин рассказал о своем опыте проведения матчей Евро-2012. Алексей обратил особое внимание на требования UEFA к стадионам, на необходимость эксплуатации новых объектов перед серьезными турнирами и важность своевременного начала работы оперативной команды. Также Алексей рассказал о распределении ответственности между UEFA и локальными сотрудниками, о системе прямого взаимодействия (один человек отвечает за одно направление, что существенно снижает количество ненужных коммуникаций). Алексей поделился текущими проблемами «Арены Львов», главная из которых – отсутствие своей футбольной команды, что существенно сказывается на коммерческой эффективности стадиона.

Директор департамента «Евро-2012» горсовета г.Львов Олег Засадный рассказал о Львове как о городе, принимающем крупное спортивное событие. Он отметил, что особое значение имеют изменения в городской инфраструктуре, связанные с проведением спортивного турнира, а также не оставил без внимания взаимодействие с фанатами. «Важно понимать, для кого вы готовите город», - отметил Олег Засадный и привел в пример свою работу с болельщиками сборной Германии (два организованных фан-клуба), Дании и Португалии.

Генеральный директор «Ticketsoft» Сергей Кравцов провел семинар «Повышение доходности спортивных сооружений», сделав особый акцент на эффективности автоматизации этих сооружений. Например, один из самых простых методов повышения доходности стадиона – переход на единую депозитную систему расчетов (карточка). Данная система успешно работает на «Донбасс Арене», а в России будет внедряться на стадионе в Махачкале. Сергей также говорил о требованиях к представительству современного футбольного клуба в интернете: работа с болельщиком в реальном времени (продажа абонементов и билетов на сайте клуба), возможность отмены брони (в личном кабинете болельщика), отсутствие ограничений (возможность оплаты картой, вебмани и т.д.).

Главный архитектор проектов «Моспроект-4» и «Мастерская 6» Алексей Орлов рассказал о современном проектировании стадионов, о тенденциях развития спортивных объектов в России (больших и малых), а также о работе с зарубежными подрядчиками. Алексей отметил, что зачастую российские и западные требования к стадионам не совпадают, и многие проекты, выигранные западными архитектурными бюро на тендерах, приходится полностью перерабатывать и адаптировать в существующей нормативно-правовой базе.

Менеджер проектов компании «Dallmeier Electronic» Карлхайнц Бирзак рассказал о технологии Panomera - системе видеонаблюдения на стадионах, а также объяснил, как поэтапно модернизировать систему видеонаблюдения на объекте.

5 декабря в рамках выставки прошла конференция «Новые тренерские технологии». 

На конференции выступили: руководитель академии тренеров России Андрей Лексаков, экс-президент ФК "Москва", "Локомотив" и "Ростов" Юрий Белоус, бывший спортивный директор ФК "Зенит" и "Динамо" (Москва) Константин Сарсания, главный врач сборной Эдуард Безуглов, советский футболист и тренер Анатолий Байдачный, главный тренер ПФК ЦСКА Леонид Слуцкий

Тренер московского футбольного клуба ЦСКА Леонид Слуцкий признался, что ему часто приходится сталкиваться с негативом со стороны болельщиков, но к этому он привык относиться философски. "Например, на матчах со "Спартаком" я физически ощущаю ненависть тысяч болельщиков "Спартака" на себе. Это тяжело, но я научился и с этим жить", - сказал Слуцкий. Также он объяснил, что сталкивался с негативом и со стороны болельщиков своей команды. "Постоянно, ежедневно. Мы выиграли - они похлопали. Ну а самая модная и обязательная, логически вытекающая причина для "не результата", по мнению основной массы людей, - это тренер плохой. И волна негатива все равно будет направлена на тебя", - подчеркнул специалист.

Отвечая на вопрос о том, считает ли он, что ему необходимо выиграть чемпионат России для того, чтобы утвердиться в глазах болельщиков в статусе тренера высочайшего класса, Слуцкий заявил следующее: "Сначала говорили, что не выигрываются ключевые матчи, - они стали выигрываться. Потом выиграли Кубок, но это не трофей, не считается - "Аланию" обыграли всего лишь, а то, что по пути обыграли "Спартак" и "Зенит", - про это забыли. Потом вышли в четвертьфинал Лиги чемпионов – так это всего лишь четвертьфинал; два раза вышли подряд из группы - это тоже не в счет. Я к этому отношусь предельно философски. Победа в чемпионате России сделает меня лучше как тренера? Вряд ли. Это как-то поднимет мою самооценку? Вряд ли, я очень критичен по отношению к себе, и хоть там сто медалей будет висеть, ничего в этом плане не изменится. И ведь потом скажут, ну вот когда он станет трехкратным чемпионом России, вот тогда... Все достижения забываются в тот же момент, когда они случаются".

В третий день выставки были обсуждены вопросы спортивного маркетинга и работы с болельщикам. 

С презентацией «Карта болельщика» выступила Екатерина Рахова, исполнительный директор ФК «Спарта». «Со всеми партнерами и спонсорами клуба мы работаем на бартерной основе», - рассказала Екатерина. «Мы понимаем, что должны ориентироваться, прежде всего, на местный бизнес, так как основная часть нашей аудитории, очевидно, имеет территориальную ограниченность, а именно г. Щелково». 

В ходе круглого стола, посвященному особенностям российского спортивного маркетинга, выступили Татьяна Левочкина, специалист по работе со спонсорскими договорами ФК «Спартак», и Илья Геркус, директор по развитию ФК «Зенит» и генеральный директор «Лига-ТВ». Более подробно Илья остановился на результатах работы за год телеканала о футболе «Лига». «За этот год у нас появились сотни тысяч подписчиков, но конкретную цифру мы пока не раскрываем», - поделился Илья. 

О ситуации с болельщиками рассказал Андрей Малосолов, блоггер и ведущий программы «Фанzona», который обратил внимание на недостаточное обеспечения уровня комфорта на стадионах. Сергей Гилев, руководитель «Tribuna.sports.ru», обратил внимание каждого клуба на диалог с болельщиками: «Клубы должны задавать тон и темы болельщикам и таким образом их контролировать и привлекать», - утверждает Сергей.

О социальных проектах в области спорта рассказал Роман Проколов: «Компания "МегаФон" проводит Открытый Чемпионат по футболу среди детских домов и школ-интернатов "Будущее зависит от тебя" уже 7 лет. История турнира началась в 2005 году в Санкт-Петербурге - изначально участие в нем принимали команды только из детских домов культурной столицы России. С каждым годом география Чемпионата расширялась, он стал всероссийским. В 2011 г. в турнире приняли участие не только россияне, но и гости из ближнего зарубежья - Абхазии, Таджикистана и Южной Осетии. В 2012 году соорганизаторами чемпионата стал Российский Футбольный Союз, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ и Благотворительный фонд "Футбол-детям". Для команд-победителей прошлых лет "МегаФон" организовывал поездки на значимые футбольные матчи Чемпионата Англии, ЕВРО-2008, Лиги Чемпионов, а также посещение футбольной школы лондонского клуба "Арсенал". Поездка в Лондон в 2009 году оказалась настолько удачной и интересной для ребят, что решено было сделать ее традиционной, в этом году мы также отправили туда группу ребят», - презентовал Роман.

Каким образом клубы могут позиционировать и продвигать себя в социальной сети рассказали Олеся Шаяхметова, менеджер по развитию «Facebook» (Россия), и Александр Круглов, менеджер отдела маркетинга и рекламы «Вконтакте».

Презентации спикеров конференции можно найти по ссылке.

Все новости >