На сегодняшний день кофейни не стали неотъемлемой частью жизни значительной части россиян, констатирует Advertology.ru. На конец текущего года компания inFOLIO Research Group зафиксировала в стране только 5212 кофеен (в 2010 году их было 3187), из которых 673 находятся в Москве (в 2010 году - 412) и еще 467 - в Санкт-Петербурге (в 2010 году - 353).
Даже несмотря на относительно высокую концентрацию кофеен в обеих столицах, рынки этих городов далеки от насыщения. По мнению экспертов, Москва в состоянии «переварить» еще как минимум 230 точек-кофеен middle-сегмента и 10-15 кофеен сегмента premium.
Что касается города на Неве, то здесь не хватает 120 кофеен для среднего класса, и 5-7 для более обеспеченных посетителей. В денежном выражении рынок Москвы насыщен на 70 процентов, Санкт-Петербурга - на 80 процентов. В связи с этим необходимо отметить, что по стандартам западных стран оба крупнейших города России могли бы вместить как минимум по 1500-1800 заведений этого типа.
В текущем году общероссийский рынок кофеен, скорее всего, выйдет на уровень 6,73 миллиарда рублей, что на 14 процентов больше, чем в 2011 году. Однако столь значительная цифра - ничто по сравнению с докризисными показателями, когда ежегодный прирост достигал 40 процентов. Падение темпов можно объяснить медленным восстановлением спроса после кризисного 2009 года, когда посещаемость столичных кофеен упала на 23 процента, а провинциальных - на 42.
Важной особенностью данного рынка является полное отсутствие low-сегмента. Его роль частично берут на себя заведения быстрого питания. До 74 процентов общероссийского рынка контролируется кофейнями нижнего middle-сегмента, средний чек в которых немногим превышает 500 рублей. Еще 19 процентов приходится на долю заведений с чеком до 700 рублей. Около 7 процентов российского рынка кофеен занимает premium-сегмент.