Скатертью железная дорога
«Российские железные дороги» (РЖД) выбрали партнеров для организации общественного питания на вокзалах. Ими стали «Росинтер Ресторантс Холдингс» (IL Патио, «Планета Суши»), «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» («Сбарро», «Елки-палки»), ПБО «Савеловский» (KFC) и компания «Спектр» (Subway). Первыми фуд-кортами будут оборудованы московские вокзалы. Всего в сотрудничество с РЖД ресторанные сети готовы вложить около 2 миллиардов рублей, пишет «Коммерсантъ».
О контрактах с рестораторами «Ъ» рассказал председатель совета директоров ОАО «Организация питания на вокзалах» («дочка» РЖД, проводящая отбор партнеров и отвечающая за заключение соглашений по организации общественного питания на всех вокзалах в России) Зураб Мутиев. Всего под рестораны и фуд-корты только в столичных транспортных узлах будет выделено 10 тысяч квадратных метров. По словам господина Мутиева, больше всего площадей займет «Росинтер Ресторантс Холдингс» — более 4 тысячи квадратных метров. Также в конце 2012 года аналогичные соглашения были подписаны с ПБО «Савеловский» (владеет франшизой на развитие на вокзалах сети KFC, которая принадлежит YUM!Restaurants International Russia & CIS), «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» (сети «Сбарро», «Елки-палки», принадлежит Мерабу Бен Эл Елашвили с семьей) и ООО «Спектр» (владеет франшизой на развитие бутербродных Subway).
Зураб Мутиев пояснил, что доходы от сдачи вокзальных площадей в аренду (ставка аренды в зависимости от вокзала, размера и расположения помещений в среднем в Москве составит от 30 тысяч рублей за 1 квадратный метр в год) будут направлены на модернизацию вокзалов. В ресторанных сетях подтвердили эту информацию.
По словам председателя совета директоров «Росинтера» Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко, в течение ближайших двух лет в Москве будут введены в эксплуатацию более 13 точек на Ярославском, Казанском, Ленинградском, Павелецком и Белорусском вокзалах. Инвестиции компании в развитие ресторанов на московских вокзалах составят 300-370 миллионов рублей, предполагает он.
Еще больше в программу РЖД намерена вложить «Г.М.Р. Планета Гостеприимства»: по словам ее президента Мираба Бен Эл Елашвили, объем инвестиций компании в этот проект составит 500 миллионов рублей. Генеральный директор ООО «Спектр» Александр Антропов оценивает расходы на открытие вокзальных точек в Москве в 70 миллионов рублей. Затраты ПБО «Савеловский» могут достигнуть 350 миллионов рублей. Число ресторанов, запланированных к открытию в Москве, ни в Г.Р.М., ни в «Спектре», ни в ПБО «Савеловский» не уточняют.
Общий объем инвестиций в развитие услуг общественного питания на вокзальных комплексах по России в 2013-2015 годах Зураб Мутиев оценивает в 2,7 миллиарда рублей, из которых около 70 процентов— средства инвесторов. По словам господина Елашвили, его компания готова вложить в сотрудничество в регионах еще 1 миллиард рублей. Рестораны сети рассчитывают на быструю окупаемость инвестиций.
По словам Александра Антропова, в зависимости от вокзала — его расположения и проходимости — срок окупаемости может составить до двух лет. «Из-за высокого трафика это может быть в среднем на год быстрее, чем на фуд-корте в торговом центре»,— поясняет он. По оценкам ОАО «Организация питания на вокзалах», на российских вокзалах бывает дом 1 миллиарда человек в год (351 вокзал).
Мераб Бен Эл Елашвили настроен менее оптимистически: по его мнению, окупаемость ресторанов на вокзалах составит три-четыре года, как у стандартного проекта в этой сфере.