«Можно сказать, что «Яндекс» обогнал рынок»
Выручка «Первого канала» от рекламы в прошлом году составила 28,2 миллиарда рублей, следует из отчетности компании. Рекламная выручка «Яндекса», крупнейшей площадки рунета не только по доходам, но и по суточной и недельной аудитории, в 2012 году составила 28,1 миллиарда рублей. Разница, таким образом, составляет 100 миллионов рублей, примерно 0,35 процента. Поисковик практически сравнялся с «Первым» и по общей выручке: 28,8 миллиарда рублей против 29,1 миллиарда (разница – 1 процент), пишут «Ведомости».
Между тем еще в 2011 году доходы «Первого» были на треть больше, чем у «Яндекса». Выручка поисковика растет гораздо быстрее, чем у телеканала: в 2012 году— плюс 44 процента и плюс 0,7 процента к предыдущему году соответственно. Очевидно, что по итогам этого года интернет-компания станет крупнейшим медиа в стране.
Можно сказать, что «Яндекс» обогнал рынок: весь рунет в 2012 году занял 2-е место по рекламе с долей 19 процента, доля ТВ была в разы больше — 48 процентов.
При этом на рекламном рынке «Яндекс» и «Первый» нельзя назвать прямыми конкурентами. Большую часть выручки — почти 87 процентов — «Яндексу» приносит контекстная реклама, то есть объявления, привязанные к содержанию страницы, и только небольшая доля доходов приходится на медийную (баннерную) рекламу. Контекстную рекламу дают небольшие и средние компании, это микробюджеты, указывает председатель Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергей Пискарев, такие рекламодатели не размещались на «большом телевизоре» и никогда туда не придут. Контекст отъедает доходы прежде всего у рекламных газет и в меньшей степени у региональных радиостанций и телеканалов, но не у федерального ТВ, уверен он.
В отсутствии между ними конкуренции за рекламные деньги убеждены и сами компании. «Мы работаем в другой рекламной нише, чем телевидение», — сообщил коммерческий директор «Яндекса» Лев Глейзер. «Мы не считаем «Яндекс» конкурентом, наше пересечение в коммерческой (медийной) рекламе — порядка 10 процентов, — заявил представитель «Первого канала». — Мы рады достижениям этой компании, с помощью контекста она привлекает совершенно новых рекламодателей, которые иначе бы не пришли на рекламный рынок, так что «Яндекс» способствует общему росту рынка».
«Яндекс» и «Первый», конечно, работают с разными форматами рекламы, но в конечном итоге они продают одно и то же — коммуникацию с потенциальным потребителем, поэтому сравнение между ними как медиа совершенно корректно, считает гендиректор TNS Руслан Тагиев. В рунете более высокая концентрация денег, чем на ТВ, в том числе и поэтому «Яндекс», работая на втором по величине рекламном рынке, смог догнать абсолютного лидера, говорит он.
«Яндекс» контролирует половину онлайн-рекламы в стране, «Первый» — только 20,1 процента эфирной телерекламы: таковы расчеты «Ведомостей» на базе данных АКАР.