Новости
05 июля 2013

Двенадцатый Воин (ФОТО)

В галерее собраны снимки граффити, сделанные на стадионе "Бомбонера" и в его ближайших окрестностях


Я такого не видел, кажется, нигде. Может, ошибаюсь, конечно, или невнимательно смотрел, но сдается мне, что памятник своим болельщикам никто, кроме «Боки» пока не поставил. Не буду сейчас вдаваться в детали и оценивать уровень художественного исполнения, не это важно: важен факт, отношение, движение, так сказать, души. А оно налицо. И не только в памятнике здесь дело. А еще и в том, например, что любой не то, что даже болельщик, а просто обитатель района Ла Бока, оставшийся, допустим, без работы, может в любое удобное для себя время обратиться в клубный Департамент культуры (да-да, вы не удивляйтесь, есть у них и такой), и там ему помогут овладеть какой-нибудь новой, перспективной с точки зрения трудоустройства профессией. Переучат, скажем, на официанта. Или на бармена. А то и на парикмахера. Причем, абсолютно бесплатно. Ну, то есть для того, кто переучивается, бесплатно, а клуб –то на всю эту благотворительность в год тратит 2 миллиона песо: это даже если по неофициальному курсу считать, в долларах получается 200 тысяч, а по официальному так и все четыреста. То есть вы понимаете, в чем дело? Эта любовь, любовь болельщиков к своему клубу, она не безответна, она – взаимна. На этой взаимности там по большому счету все и держится, убери ее – и не станет «Боки». Такой по крайней мере вывод мы со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» сделали из беседы с генеральным директором клуба Сесаром Монтуччи.



Стадион "Альберто Армандо", более известный как "Бомбонера". Памятник болельщикам "Бока Хуниорс"



6 мая 2013 года. Болельщики "Бока Хуниорс" готовятся к Суперкласико


«Бока Хуниорс» считается самым популярным аргентинским клубом, но до сих пор все, кто с нами на эту тему говорил, почему –то обязательно упоминали о вас в паре с «Ривер Плейтом»: дескать, за обе команды болеют 70 процентов населения страны. Так сколько за кого?

Я вам могу сказать, что, по данным маркетинговых исследований, в мире насчитывается около 50 миллионов человек, симпатизирующих «Боке», у нас есть 17 только официальных фан-клубов за пределами страны. Что касается собственно Аргентины, то население у нас сейчас 40 миллионов человек, и 40 процентов из них болеют за «Боку». В Буэнос–Айресе, самой большой провинции, эта цифра еще больше -- 50 процентов, а в целом по стране только в одном регионе из двадцати трех наши болельщики находятся в меньшинстве по сравнению с болельщиками других клубов.



Стадион "Бомбонера". Департамент культуры футбольного клуба "Бока Хуниорс". Библиотека



Стадион "Бомбонера". Департамент культуры футбольного клуба "Бока Хуниорс". Помещение для занятий детских кружков


Мы позиционируем себя, как аргентинский бренд номер один, причем не футбольный, а просто – бренд, в самом широком смысле. Полагаю, у нас есть для этого все основания. Если вы в этом сомневаетесь, то просто задумайтесь: какой еще бренд из Аргентины известен лично вам? «Ривер Плейт»? Ну да, но все-таки первые – мы. Это утверждение подкрепляется данными опроса: не так давно его по нашему заказу проводили, в самых разных странах. И оказалось, что 71 процент людей во всем мире, так или иначе интересующихся футболом, знают о существовании «Боки». А про то, что на свете есть «Ривер Плейт» слышали всего 18 процентов.

Я вам могу привести и другие цифры, свидетельствующие о том, насколько «Бока» популярна. Во- первых, конечно, посещаемость стадиона: «Бомбонера» у нас заполняется всегда, на любой игре. При вместимости в 53 тысячи в продажу перед каждым матчем поступают всего 3 тысячи билетов, остальное – это сезонные абонементы. Наш музей: в год его посещают до 300 тысяч человек, это без всяких преувеличений один из самых востребованных музеев во всей Аргентине. Около 170 тысяч подписаны на рассылку клубных новостей, больше 20 миллионов в год приходят на наш сайт, официальный Twitter «Боки» читают 470 тысяч человек…

Что касается традиционных СМИ: я не могу вам точно сказать, сколько народу покупает газеты и журналы ради материалов, так или иначе связанных с «Бокой», но о том, как относятся к этим материалам сами журналисты, насколько важными они их считают, говорит такой пример: у нас в Аргентине главная национальная газета – Clarin, очень авторитетная, с дневной аудиторией больше миллиона человек. И вот я запомнил, что в тот день, когда американцы казнили Хусейна, материал о казни у них на первой полосе стоял значительно ниже, чем заметка про очередную игру «Боки».

Если оценивать финансовую сторону вопроса: насколько велика в клубном бюджете доля доходов, поступающих непосредственно от болельщиков: билетная выручка, членские взносы?

Очень-очень велика. При том, что сам бюджет у нас, конечно, с европейскими грандами не сопоставим: Аргентина вообще не богатая страна, а кроме того, мы все еще продолжаем ощущать последствия экономического кризиса начала 2000-х. Так вот, в последние несколько лет наш бюджет держится на отметке в 50 миллионов долларов. И если выстраивать статьи по уровню доходности, то первыми у нас будут как раз членские взносы, а второй – выручка от продажи билетов и абонементов. Потом уже – соглашения со спонсорами, телевизионные права, и так далее.

Вообще, я должен сказать, что в последние годы мы работаем с небольшим бюджетным дефицитом, каждый сезон уходим в минус примерно на миллион долларов, и эту разницу между доходами и расходами покрываем за счет продажи игроков. Конечно, нам это не очень нравится. И именно поэтому мы используем любую возможность заработать: например, уже довольно давно мы продаем франшизы на открытие детских футбольных школ: сейчас их по всему миру уже 32; они есть в Парагвае, Бразилии, Кувейте, Испании, в Соединенных Штатах, в Японии. А иногда, если представляется такая возможность, мы беремся даже за такой бизнес, который с футболом напрямую вообще никак не связан.



Отель "Бока Хуниорс" в Буэнос - Айресе. Лобби



Отель "Бока Хуниорс" в Буэнос - Айресе, в одном из номеров


Например, год назад мы открыли в Буэнос-Айресе пятизвездный отель под брендом «Бока Хуниорс». Но все-таки, если говорить о заработках, то самым перспективным направлением здесь для нас была и остается именно работа с болельщиками. Мы недавно запустили новую программу по привлечению сосьос и у нас за довольно короткое время, буквально за пару лет, число членов клуба выросло с 75 тысяч до 100 тысяч человек.

Как вам это удалось?

Ну, тут свою роль сыграло то, что мы стали дифференцированно подходить к размеру взносов. Раньше он у нас был одинаков для всех – независимо от того, где человек живет, в Буэнос-Айресе или, может быть, далеко отсюда, в другой провинции. Все платили по 100 песо в месяц. И это было неправильно, и несправедливо, потому что те, кто живет здесь, они за эту сумму получали право на первоочередное приобретение сезонных абонементов, а те, кто живет далеко, они формально, конечно, такое право тоже имели, но фактически им никогда не пользовались, потому что на стадион им на каждую игру было элементарно не доехать. И соответственно, у этих людей возникал вопрос: «за что же мы платим наравне с другими, если главной привилегией члена клуба мы воспользоваться не можем»?

Ну, вот: а теперь мы снизили размеры взносов для сосьос из отдаленных регионов, теперь они каждый месяц должны платить не по 100, а по 60 песо. И, соответственно, желающих присоединиться к нам на таких условиях оказалось довольно много. Тем более, что все права и льготы, кроме тех, о которых я говорил, они для этих новых сосьос также абсолютно доступны и ничем не ограничены, как и для остальных: это и право голосовать на выборах президента, и участие во всевозможных дисконтных программах, в которых задействованы партнеры «Боки», и существенные скидки при приобретении клубной атрибутики, и так далее, и тому подобное.



Одна из многочисленных лавок, торгующих атрибутикой "Боки" в окрестностях "Бомбонеры". Фигура Диего Армандо Марадоны



Там же. Фигура Хуана Романа Рикельме


В общем и целом мы довольны тем, как развивается эта программа, больше того – со следующего года мы намерены придать ей интернациональный характер: с учетом того, сколько болельщиков «Боки» живет за пределами Аргентины, это для нас тоже очень перспективное направление. Впрочем, нельзя сказать, что все в нашем бизнесе идет гладко, и в работе с болельщиками – в том числе. Тут тоже есть проблемы, и довольно серьезные.



"Бомбонера". Вход в офис "Бока Хуниорс"


Какие?

Прежде всего, это проблема стадиона. «Бомбонера», как я уже говорил, вмещает 53 тысячи человек, и она заполняется постоянно. А нам, с учетом нынешнего количества наших сосьос, с учетом людей, стремящихся попасть на наши игры и не могущих это сделать, необходим стадион вместимостью 80 тысяч – это минимум. У нас уже сейчас есть на примете участок земли под его строительство неподалеку от «Бомбонеры», и мы думаем, что сможем договориться с префектурой о том, чтобы он был нам передан на приемлемых условиях. Но – дело в том, что главной нашей проблемой являются не переговоры с префектурой, и даже не само строительство и сопряженные с ним расходы, а наши собственные болельщики.

Каким образом?

Видите ли, тут для начала нужно просто понимать, что такое болельщики «Бока Хуниорс», что они значат для клуба. Исторически так сложилось, что мы с нашими фанатами очень близки. Может быть, вы слышали что-нибудь о первом европейском турне «Боки»… Это было в 1925 году, тогда во Франции, Германии, Испании было сыграно 19 матчей, причем 15 из них мы выиграли, в том числе у «Реала» и мадридского «Атлетико»… И вот единственным не футболистом в составе той делегации, так сказать двенадцатым нашим игроком, был как раз болельщик, простой парень, который в ту поездку отправился на свои деньги, и который в течение всего тура занимался тем, что таскал вещи игроков, надувал мячи, присматривал за бутсами, экипировкой… Кстати, в честь этого человека одна из трибун «Бомбонеры» так и называется – «12».



Участники латиноамериканской стажировки факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес -школы RMA на стадионе "Бомбонера". На заднем плане - трибуна "12"



Шипы на заборе, ограждающем футбольное поле "Бомбонеры" от трибун


Или взять уже недавнее время: в 2003 году, когда «Бока» в Йокогаме победила «Милан» и выиграла Межконтинентальный кубок, на ту игру в Японию, почти за 20 тысяч километров, прилетели 10 тысяч наших болельщиков. А это был самый кризис: люди буквально последнее отдавали, чтобы поддержать команду. И вот эта цифра – 10 тысяч – она до сих пор является мировым рекордом для столь дальних футбольных выездов.

В общем, я думаю, вы уже поняли, что клуб и наши болельщики это одно целое, так всегда было. И они себя так ощущают, и мы тоже это прекрасно понимаем. Так что, если возвращаться к разговору о стадионе, то главная проблема для нас, для клуба – это объяснить болельщикам, почему мы должны оставить «Бомбонеру», почему она должна исчезнуть. Для них, конечно, такое решение будет ударом, им очень трудно будет его принять.



6 мая 2013 года. Стадион "Бомбонера". Суперкласико. "Бока Хуниорс" - Ривер Плейт". На трибуне "12"


Для них этот стадион – родной дом. Да он уже и не просто стадион, это, можно сказать, фольклорный персонаж. Вы знаете, когда Observer писал о том, что Суперкласико – это главное на земле спортивное событие, которое нужно увидеть прежде, чем умереть, они ведь имели в виду именно матч на «Бомбонере», они говорили о «вибрирующей трибуне», а на «Монументале» ничего подобного нет…

Да, тут и говорить нечего: наш стадион это символ, тут энергетика, тут столько всего было выиграно, да и проиграно тоже. Но, увы, надо признать, он устарел, во всех смыслах. Нам сейчас нужна арена более современная, более вместительная, более комфортная. Это, уж простите меня за громкие слова, веление времени.



Суперкласико. Болеют все...


И как же вы собираетесь разрешить это противоречие?

Я думаю, мы будем говорить с нашими болельщиками. Будем стараться объяснить свою позицию, обосновывать необходимость строительства нового стадиона. Другого пути у нас просто нет.


Петр БРАНТОВ

Все новости >