Новости
Выбор факультета
16 сентября 2013

«Конкурс будет проходить в формате презентации и дегустации»

Объединение начинающих рестораторов «Местная еда» предложило столичным властям запустить экспериментальную площадку уличной еды, которая будет работать в течение года. Как рассказал «Известиям» исполняющий обязанности главы московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, обе стороны встретятся в ближайшие дни, чтобы обсудить все детали. Предварительно планируется, что город предоставит участникам 5–10 киосков в проходном месте, а каждые два-три месяца наименее успешный предприниматель будет уступать место следующему участнику. Попасть в проект смогут только юрлица (компании или индивидуальные предприниматели), у которых есть все необходимые документы.

Куратор «Местной еды» Анастасия Колесникова рассказала «Известиям», что комиссия, которая выберет участников эксперимента и станет «вести» их, будет состоять из экспертов различного профиля. «Конкурс будет проходить в формате презентации и, возможно, дегустации, -- отметила она. -- Членов жюри подберем так, чтобы оценить проект с разных сторон. Например, мы посмотрим на концепцию, рестораторы — на формат еды, представители департамента торговли — на соответствие нормативам, — рассказала она. — Возможно, мы позовем кого-то из зарубежных экспертов, которые запускали подобные проекты, чтобы они поделились своим опытом». По словам Колесниковой, в процессе работы на городских маркетах еды выяснилось, что оптимальный вариант для начинающих предпринимателей — формат уличной еды. Однако арендовать даже небольшой киоск на 9–12 квадратных метров очень дорого: для участия в аукционе надо заплатить порядка 5 миллионов рублей. «Мы будем просить условия, при которых аренда составит не более 20 процентов оборота, который высчитывается исходя из проходимости точки и среднего чека», — говорит куратор.

В то же время Колесникова отметила, что арендую плату не нужно убирать полностью, иначе молодые рестораторы окажутся в тепличных условиях. «У претендентов на участие в проекте должен быть необходимый пакет документов: медкнижки на всех сотрудников, сертификаты на полуфабрикаты, разрешение на торговлю», — поясняет она. Колесникова предполагает, что выбывать участники будут в первую очередь по экономическим причинам, например, в связи с невозможностью заплатить за аренду.

Планируется, что все участники станут вести свои блоги и описывать, как проходит эксперимент, какие проблемы у них возникают, как отзываются покупатели, и так далее.

Директор по развитию компании «Маркон» (сеть «Стардог!s») Сергей Рак отметил, что занять выгодную позицию на улице самостоятельно начинающим предпринимателям может быть действительно сложно. «До 2011 года места для торговли распределялись комиссиями в префектурах, и каждый проект рассматривался индивидуально, — говорит Рак. — Логика чиновников была примерно такая: этой сети люди доверяют, поэтому ей можно отдать место в центральных зонах района, эта торгует хлебобулочными изделиями, ей нужно отдать место возле жилых домов и так далее. Места распределялись бесплатно, в городскую казну никаких средств не шло. С 2011 года правила изменились, в префектурах стали проводиться аукционы».

Рак добавил, что сейчас аренда торгового места на расстоянии 100 метров от входа в метро (ближе 25 метров от станций размещать торговые точки запрещено) в среднем стоит 150 тысяч рублей в месяц. Контракт с предпринимателем заключается на три года, в течение которых каждый квартал городу в равных долях выплачивается сумма, с которой бизнес выиграл место на аукционе. Эксперт уверен, что проект позволит привлечь внимание к отрасли уличного общепита в целом.

«Если палатка нового необычного проекта будет располагаться дальше от метро, чем торговая площадка раскрученного бренда, люди, конечно, выберут последнюю, — считает он. — Тем не менее, если они будут стоять рядом, люди с большей вероятностью захотят попробовать что-то новенькое, при условии, что сама палатка и еда будут выглядеть привлекательно. Несмотря на это, нельзя сказать, что новые индивидуальные проекты смогут потеснить существующие сети, у которых сотни палаток по всему городу. Но они точно привлекут внимание к сфере в целом, что благоприятно скажется на всех представителях бизнеса».

Ресторанный эксперт компании Buffet Group Владимир Воронский полагает, что уличная еда — это выгодный сектор, этот бизнес окупает себя за период от месяца до года в зависимости от проходимости места. «Аренда — это непредсказуемая вещь: есть 50-метровое помещение за 100 тысяч рублей в месяц на Новом Арбате, а есть 8-метровое на Бауманской по той же цене, — говорит эксперт. — В то же время 20 процентов от оборота — это не льготная ставка, это средняя цифра, которую отдает среднестатистический московский ресторан за аренду. Воронский отметил, что киоск в проходном месте действительно стоит дорого, поэтому преференции для молодых предпринимателей необходимы.

Все новости >