Новости
02 октября 2013

«За гранью сомнений: пути переосмысления современного искусства Японии»

27 сентября в рамках 5-ой Московской биеннале современногоискусства на территории центра дизайна Artplay прошла открытая лекциия главного куратора Mori Art Museum Мами Катаоки «За гранью сомнений: пути переосмысления современного искусства Японии».

В рамках этой лекции Мами рассказала об историческом и социальном контексте художественных практик в Японии. Слушатели смогли увидеть на примерах, как художники реагировали на знаковые события в истории страны.


Мами Катаока начала лекцию с экскурса в историю современного японского искусства: с буржуазной революции Мейдзи, после которой в традиционное национальное искусство пришли веяния западной цивилизации до периода Второй мировой войны, которую художники просто не могли игнорировать.

Основная часть лекции была посвящена катастрофе на Фукусимской атомной электростанции в апреле 2011, а точнее, переосмыслению художниками современного искусства в связи с этими событиями. Эта авария вызвала немедленную реакцию, заставила переоценить модернизацию, и рассмотреть современное искусство в новом контексте. «Такие катастрофы возвращают к пониманию того, что есть очень мощные силы природы, которым невозможно противостоять» – прокомментировала Мами Катаока. Одна из основных сторон современного искусства в том, чтобы искать правду.

После лекции куратор Mori Art Museum ответила на вопросы, в том числе, о заинтересованности в Японии русским искусством, например, сейчас в Японии выставлена экспозиция ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Мнение слушателя:

Я давно изучаю современное искусство Японии, и многое, о чем говорилось на лекции я уже знаю, но все же были моменты, которых я раньше не встречал ни в одном источнике. Так что спасибо Мами за интересную лекцию.

О спикере:

Мами Катаока (Mami Kataoka) – куратор и писатель. C 2003 года она является главным куратором крупнейшего музея современного искусства в Токио – Mori Art Museum, расположившегося в районе Роппонги. С 2007 по 2009 года Мами в качестве первого международного куратора работала в команде Hayward Gallery в Лондоне. В частности, там она курировала известную выставку «Смех на иностранном языке» (2008), целью которой было исследовать роль юмора в различных культурах мира. В 2012 году Мами выступила в качестве арт-директора круглого круглого стола 9-й биеннале в Кванджу (Южная Корея). Мами Катаока считается признанным экспертом в области исследования и анализа тенденций современного японского искусства с 2000 года, в том числе его социальных и исторических тематик.

Список кураторских проектов Мами Катаоки:

“Lee Bul : From Me, Belongs to You Only” (2012), первая большая персональная выставка ведущей современной художницы Азии.

“Phantoms of Asia : Contemporary Awakens the Past” (2012), кураторская работа для Asian Art Museum в San Francisco.

“Ai Weiwei : According to What?” (2009), проект, за которым последовал тур художника в Соединенные Штаты с 2012 года

“Tokyo - Berlin/Berlin - Tokyo” (2006) при сотрудничестве с галереей Neue Nationalgalerie в Берлине.

“Follow Me! : Chinese Art at the Threshold of the New Millennium” (2005)

“Hiroshi Sugimoto : End of Time” (2005) при сотрудничестве с Hirshhorn Museum and Sculpture Garden в Вашингтоне, США

“Roppongi Crossing : New Visions in Contemporary Japanese Art 2004”

“Ozawa Tsuyoshi : Answer with Yes and No!” (2004)

Все новости >