Новости
26 ноября 2013

Электронная коммерция: «Если не меняешься, то умираешь»

15 ноября в бизнес-школе RMA состоялась открытая лекция главы представительства eBay в России Владимира Долгова и генерального директора компании Softkey Феликса Мучника на тему: «Электронная коммерция: вчера, сегодня, завтра». Представляем вам ключевые моменты лекции.

Персональные компьютеры и смартфоны – устройства, которые кардинальным образом изменили нашу жизнь. Раньше люди читали газеты за завтраком, смотрели кино, когда фильм был в прокате или шел по телевизору, в общем, получали информацию, когда она приходила к нам. Теперь же люди потребляют информацию, когда они этого сами хотят, поэтому необходимо настигнуть их со своим предложением в правильный момент.


Электронная коммерция сегодня

Владимир Долгов: «Вы знаете основную черту 2008 года? Нет, это не кризис и не выборы президента. Основная черта 2008 года – ни у кого не было iPhone. Сегодня же во всем мире продается больше iPhone, чем рождается детей».

В настоящее время в сфере коммерции наблюдается тенденция сращивания оффлайна с онлайном: граница между ними стирается, и именно смартфоны и планшеты стирают эту самую границу. Большой выбор, удобство, гибкость и разумные цены, которые есть в онлайне, сочетаются с социализацией и персональным отношением к каждому клиенту, которые есть в оффлайне. И тот магазин, который сумеет принести в электронную коммерцию лучшее из двух миров – сумеет выиграть рынок.

Впрочем, ситуация простая: если не будешь развиваться – потеряешь свои позиции. Феликс Мучник сказал так: «Если не меняешься, то умираешь». Необходимо следить за тем, что происходит, какие технологии популярны сейчас, и адаптироваться под новые реалии.

Несколько основных тенденций, на которые сейчас нужно обратить внимание интернет-магазинам в России:

Многоэкранность. Люди выходят в сеть и покупают товары с разных устройств, поэтому важно, чтобы все они были интегрированы.

Мобильные платежи. Нужно использовать новые подходы к системам оплаты. Владимир: «К сожалению, в России это пока не работает, но когда я приезжаю в Америку, и захожу в один из Starbucks на кампусе eBay, продавец приветствует меня и спрашивает: «как обычно?», на мое согласие он выдает мне кофе, я говорю «спасибо» и ухожу. Что происходит на самом деле: в тот момент, когда я пересекаю границу этого заведения, в кармане лежит мобильный телефон, который дает сигнал продавцу, показывая мою фотографию, имя и список заказов. И в тот момент, когда я говорю «да, спасибо», с моего счета в PayPal списываются деньги».

Локальная привязка. Несмотря на то, что электронная коммерция – дистанционная, все же можно привязать к онлайну локальные магазины. Например, есть платформа, которая подвязывает товары именно из соседних магазинов, такая система позволяет получить товар в максимально короткое время.

Еще один пример привязки к локальному местонахождению - магазин Katу Spade Saturday, который сделал интерактивную витрину. Когда магазин не работает, на этой витрине, как на огромном планшете, люди могут заказать и оплатить нужный товар и пойти гулять дальше. В течение часа к человеку приедет курьер с выбранной покупкой. Причем курьер приедет в любую точку, отследив местоположение по геолокационному сервису.

Персонализация. Нужно понимать, что любят клиенты. Например, в eBay у каждого клиента есть персонализированный набор товаров, по типу Pinterest, а также есть возможность создавать коллекции и делиться ими со своими друзьями.

Глобальность. Интернет создает максимально комфортные условия для развития бизнеса по всему миру, нужно не игнорировать эту возможность. Феликс: «10 лет назад 80% покупок и в OZON, и в электронной версии Softkey были совершены в пределах третьего транспортного кольца, сейчас же 70-80 % покупок в интернет-магазинах совершаются из регионов».


Что же ждет e-commerce завтра?

Мир меняется настолько быстро, что опасно делать прогнозы. Когда-то говорили, что 640 килобайт памяти хватит всем, спрос на ПК не превысит 20 штук в год, а мобильными телефонами будут пользоваться только ТОП-менеджеры. Мир изменчив, так что нужно быть готовым ко всему. Впрочем, можно определить основные тренды следующего десятилетия – это социализация и мобильная коммерция. Нужно постоянно развиваться и отслеживать ситуацию на рынке, искать непокрытые сегменты рынка в России.

Феликс Мучник: «Вся электронная коммерция заключается в том, что вы должны подложить человеку товар, способ оплаты, желание - в тот момент, когда это ему надо, в той точке, где это нужно. Весь бизнес зарабатывает деньги только тогда, когда исполняет чью-то мечту».

Успех электронной коммерции прост – нужно понять, что продавать, и постоянно пытаться дотянуться до тех миллионов людей, которые покупают онлайн или только собираются приступить к покупкам в интернете.

Все новости >