Новости
28 марта 2014

Кто все это покупает?

Арт-мир постоянно рассуждает о коллекционерах, хотя — кроме нескольких известных личностей — эти люди выбирают амплуа «человека-невидимки», предпочитающего анонимность камерам светских репортеров. Специализирующаяся на страховании произведений искусства компания AXA Art опубликовала результаты онлайн-опроса 1000 коллекционеров — клиентов компании, а британский редактор отдела ар-рынка портала artnet.com Колин Мийяр изучила это исследование и поделилась с читателями десятью фактами, которые удивили ее больше всего. Предлагаем вашему вниманию перевод этого материала, опубликованный на портале Артгид.

Интернет-торговля? Чего только не напридумывают!

В годовом отчете фонда TEFAF утверждается, что онлайн-продажи растут с головокружительной скоростью (на 25%) в год, хотя по данным исследования AXA Art далеко не все коллекционеры верят в успешность подобного способа торговли произведениями искусства. Только 34% опрошенных имеют опыт приобретения работ через онлайн-сервисы, а 42% вообще не видят в этом смысла и, соответственно, не представляют себя клиентами онлайн-галерей и онлайн-аукционов искусства.

Коллекционирование — это мужской мир, более того, мир пожилых мужчин.

Хотя меценат, коллекционер и основатель Центра современной культуры «Гараж» в Москве Дарья Жукова для многих и олицетворяет образ современного собирателя, в реальности она имеет мало общего со среднистатестическим коллекционером. Три четверти опрошенных коллекционеров — мужчины, причем 73% из них — мужчины в возрасте от 40 до 69 лет. Любители искусства моложе 29 лет составляют лишь 3% респондентов.

Забудьте про Frieze Masters, современное искусство привлекает людей больше, чем шедевры старых мастеров.

На первый взгляд, именно классическое искусство кажется притягательным для коллекционования. Тем не менее, 82% собирателей отдают предпочтение современному искусству, и лишь 12% покупают искусство предыдущих эпох (причем 39% из них собирают импрессионизм и модернизм, второй эпохой по популярности среди любителей «вечных ценностей» оказался XIX век).

При этом те, кто рассматривает покупку произведений искусства исключительно как инвестицию, предпочитают вкладываться в более надежные активы.

Если вы рассчитываете на прибыль, то «проверенное временем» — это то, что вам нужно. 43% коллекционеров, признавшихся, что их основной целью в собирании произведений искусства является размещение инвестиций, покупают произведения импрессионистов и модернистов, хотя не брезгуют и современными авторами. Впрочем, прибыль при вложении в «вечные ценности» будет, как правило, ниже, чем при покупке «восходящих звезд», но и риски тоже будут существенно ниже.

Инсталляции и видеоарт не пользуются успехом.

Если судить только по утыканым экранами и заставленным инсталляциями стендам галерей на арт-ярмарках, вы бы никогда не догадались, что лишь 14% коллекционеров покупают видеоарт и любят инсталляцию. Подавляющее большинство (девять из десяти человек) коллекционирует живопись, и более 50% собирателей — графику.

Советники по искусству не так влиятельны, как пытаются казаться.

В процессе покупки коллекционеры мало полагаются на стороннее мнение. 65% из них отдает предпочтение «собственному вкусу и интуиции» и только 21% пользуется услугами консультантов по искусству.

В художественном мире доминирует концептуальное искусство, но коллекционеры продолжают любить красивые вещи.

Мы можем воображать, что со времен Лоренцо Медичи в мире искусства все изменилось и что сила и актуальность работы художника-концептуалиста могут привлекать коллекционера не меньше, чем формальные качества (то есть банальная «красота») произведения. Вовсе нет. По данным опроса, 80% коллекционеров утверждают, что покупают искусство, потому что «любят обладать и окружать себя красивыми вещами». На почетном втором месте мотивировок начинающего коллекционера стоит желание «заниматься искусством и умножать знания в этой области».

Коллекционеры любят фотографию.

Еще недавно фотография считалась бедной родственницей изобразительного искусства, и лишь немногие галереи посвящали себя ее продвижению и продаже. Но оказалось, что коллекционеры не только любят, но и готовы щедро платить за фотографию. В рейтинге популярности у покупателей фотография заняла четвертое место после живописи, графики и скульптуры.

Мнение профессиональных критиков имеет значение, но по степени влияния лишь немного превосходит мнение «френдов» и «фолловеров» в facebook и twitter.

Кто сказал, что СМИ по искусству находятся в упадке? По данным опроса, 58% коллекционеров читают печатные СМИ, просматривают журналы, газеты и книги в процессе поиска информации о художниках и произведениях, которые планируют купить. Но при этом к мнению «френдов» из социальных сетей прислушивается 51% опрошенных. Стоит отметить, что чуть менее половины опрошенных ищут статьи, посвященные трендам арт-рынка и стоимости определенных объектов. Именно это, а не информация о жизненном пути и эстетических и концептуальных особенностях того или иного художника, интересует коллекционеров в первую очередь.

Арт-ярмарки — всего лишь витрина, сделки заключаются в других местах.

95% коллекционеров посещают арт-армарки, но рассматривают их скорее как источник информации. Подавляющее большинство — 73% собирателей — по-прежнему предпочитает индивидуальное обслуживание и покупку работ в художественных галереях.

 

Все новости >