Новости
Выбор факультета
30 июня 2014

«Манифеста 10» без единого кураторского месседжа

28 июня 2014 года в Санкт-Петербурге открылась Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10». Ее открытию предшествовали обильные дискуссии и даже призывы к бойкоту, связанные с политическими событиями на Украине. Куратор «Манифесты» Каспер Кёниг рассказывал о сложностях подготовки биеннале, что лишь подогревало интерес к одному из главнейших художественных событий этого года в Европе. Артгид рассказывает о смелости Кёнига отказаться от будущего и смелости других участников за него взяться.

На вопрос «Как вам основной проект Манифесты?» петербургские любители искусства в один голос отвечают: «Черт с ней, с “Манифестой”, ты посмотри, как в Главном штабе выставили Матисса!». Иконические «Музыка» и «Танец» Анри Матисса как раз к «Манифесте» переехали в давно обещанные новые залы в Главном штабе, и люди впервые увидели их рядом, как и задумывали Матисс и его заказчик Сергей Щукин, и на новых стенах, и с новой подсветкой. Большинству очень нравится. Впрочем, Матисс заявлен и как художник-участник «Манифесты».

«Но как вам все-таки основной проект?» — «Мне неловко, но я не понимаю, о чем это. Работы отличные, но все так разрозненно». — «Надо же, и я тоже». — «И я». — «И я».

Было бы интересно заострить внимание на «о чем это?» — речь пойдет не о «Манифесте», а о том, как мы привыкли понимать любой кураторский проект. По заветам святого Харальда мы ждем от большой выставки обязательного кураторского высказывания. Выставка должна являть собой нечто вроде театрального спектакля, где куратор — режиссер и одновременно автор некоего содержательного сценария, художники — актеры, без таланта которых ничто не сложится, но этот талант должен быть упакован в единый сюжет. Так вот Каспер Кёниг, делая «Манифесту» в Эрмитаже, от этой обязаловки отказался. Это смелый шаг — кстати, самый смелый и единственно смелый шаг, им предпринятый. Нету там единого сюжета, смиритесь.

Все недоумевающие говорят как раз об этом. В основном проекте «Манифесты» отсутствует общий однозначный месседж. Сам Кёниг, с тех пор как начал давать свои первые пресс-конференции в качестве куратора «Манифесты», заявлял, что его цель в основном проекте — в первую очередь диалог классического и современного искусства в пространстве Эрмитажа. Хорошо, спрашивали его, диалог — это ОК и само собой разумеется. Но о чем будет этот диалог, особенно учитывая политический момент, ведь искусство должно быть актуальным и не имеет права оставаться в стороне, ведь «Манифеста» всегда заостряется на проблемности сегодняшнего дня? На такие вопросы Кёниг предпочитал вежливо отмахиваться (что ему неоднократно ставили в вину, вплоть до призывов к бойкоту мероприятия): мол, острота момента никуда не денется и мы будем принимать ее во внимание, но в первую очередь мы здесь в гостях и будем вести себя уважительно, соблюдать все законы и ни с кем не ссориться. Многие подозревали, что художественный политик решил спустить острые темы на тормозах, или что, наоборот, о настоящей острой теме он до поры умалчивает, подогревая интригу, но… Положа руку на сердце, было заметно, что Кёнигу политическая повестка дня попросту неинтересна. Было очень заметно, что ему гораздо интереснее поработать с эрмитажным наследием, чем выступать с очередным актуальным политическим стейтментом — стейтмент тоже welcome, если вписывается в контекст (вписалась же фотосерия Бориса Михайлова с киевского Майдана, в Эрмитаже приобретающая вид вневременного библейского сюжета, что часто бывает с Михайловым), но в целом является мелочью на фоне такой сокровищницы.

Собственно, а что тут непонятного. Крупного музейщика, 12 лет заведовавшего крупным музеем, допустили до тела коллекции одного из главных музеев мира. Тут, знаете, кто угодно наплюет с высокой елки на любые злободневные сиюминутности, и правильно сделает. Сиюминутности он еще сто раз актуализирует в еще сотне проектов в любой точке мира, а шанс своими руками повертеть плоть эрмитажных Пиранези и Матиссов выпадает раз в жизни.

Короче говоря, Каспер Кёниг на вопросы о месседже грядущей «Манифесты» — точнее, основного проекта в Эрмитаже — всегда отвечал, что это будет диалог современного искусства с собранием Эрмитажа. Что злободневное тоже будет, не беспокойтесь, будет параллельная программа, будет программа паблик-арта, рулить которой нанята польская молодая куратор Йоанна Варша (специалист по злободневности, недавний сокуратор левой 7-й Берлинской биеннале), будут вам по всему городу и политика, и критика, но в Эрмитаже интересен Эрмитаж, и острые работы тут тоже возможны, и неострые тоже возможны, но все это меркнет перед открывшимися сокровищами коллекции одного из главных мировых музеев.

Читать далее...

Все новости >