«Где ты это купил и не ворованное ли это?»
Министерство культуры собирается создать федеральную электронную регистрационно-поисковую систему в сфере сохранения культурных ценностей. В ней планируется собрать информацию о предметах, имеющих особое историческое, художественное, научное или иное культурное значение и запрещенных к вывозу из России. Также в системе будет храниться информация обо всех пропавших, утраченных и похищенных произведениях искусства, находящихся в розыске. Помимо этого, в реестр предполагается включить досье на российских коллекционеров, владеющих значимыми произведениями искусства. О том, что такая база будет создана, «Известиям» подтвердили представители министерства.
Создание системы прописано в предлагаемых правительством изменениях в закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей». По задумке Минкультуры, планируется, что реестр сможет активно использовать пограничные и таможенные службы для пресечения ввоза и вывоза раритетов. «Предлагаемыми поправками в федеральный закон вводится несколько новелл. Во-первых, это статья о создании федеральной информационной системы культурных ценностей в целях предотвращения их незаконного вывоза и ввоза в Россию. Во-вторых, вводится процедура проведения экспертизы товаров и предметов, ввозимых и временно ввозимых в Россию, для подтверждения возможного отнесения соответствующих предметов к культурным ценностям», — официально заявили в Минкультуры.
До сих пор единой базы украденных предметов искусства в России не создано. Такие базы есть у Интерпола и компании Art Loss (крупнейший частный реестр утраченных и украденных произведений искусства) — ими пользуются аукционные дома и коллекционеры для определения, находится ли то или иное произведение в розыске (чтобы застраховать себя от покупки краденых вещей). Нет и всероссийского реестра, в который бы входили коллекции государственных и частных коллекций, что позволяет преступникам вывозить украденные предметы искусства.
Согласно статистике Интерпола, Россия занимает лидирующие позиции по музейному воровству в Европе. За последние 15 лет из России было украдено, вывезено и продано на черном рынке предметов искусства на сумму более $1 млрд. Самым громким музейным мошенничеством стал случай, произошедший в Эрмитаже летом 2006 года, когда во время проведения инвентаризации сотрудники музея недосчитались 221 экспоната, которые ищут до сих пор.
Куратором создаваемой системы выступит Министерство культуры, однако как и кто именно будет собирать информацию о частных русских коллекциях и пропавших произведениях искусства, пока не определено. В Федеральной таможенной службе «Известиям» пояснили, что предложения Министерства культуры своевременны и такой инструмент контроля лишним явно не будет. В ведомстве отметили, что при ввозе культурных ценностей на территорию России необходимо таможенное декларирование, но при вывозе соответствующего документа могут и не требовать.
Президент Союза коллекционеров России Александр Никишин считает, что опись частных коллекций нужно проводить в обязательном порядке, но без публичной огласки владельцев предметов искусства, из-за того что многие коллекционеры не афишируют свое увлечение. «Большое количество предметов искусства вывозится из России и затем оседает где-то за рубежом в частных коллекциях. В свое время даже издавались целые каталоги с похищенными вещами. Относительно ввоза сейчас у нас есть проблема в том, что, даже когда ты покупаешь что-то на антикварном аукционе за рубежом, тебе приходится подтверждать, где ты это купил и не ворованное ли это», — говорит Никишин.
Известный российский коллекционер, предоставлявший предметы искусства из своей частной коллекции Музею имени Пушкина, Валерий Дудаков отмечает, что предметы искусства как вывозили, так и будут вывозить. «В 1968 году один известный контрабандист сказал, что у каждого будет «свой метр на границе», через который можно будет пронести всё. В советское время у нас вывезли одних только икон на миллиарды долларов, и, как оказалось, это было к лучшему, потому что они остались в целости и сегодня являются достоянием народа. Контролировать данный вопрос крайне тяжело, потому что системы незаконного вывоза будут всегда», — сказал Дудаков.