В последнем отчете, который был посвящен финансам европейских лиг за сезон 2023/24, Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) зафиксировал суммарный доход клубов всех высших дивизионов в 26,8 млрд евро. Это на 2,9 млрд больше, чем за предыдущий отчетный период, отмечают Ведомости.Спорт.
Существенную часть доходов национальных чемпионатов составила реализация от продажи внутренних и глобальных телевизионных прав, принесшая 8,2 млрд евро. Большую часть этой суммы принесли английские, немецкие, испанские, итальянские и французские клубы.
Доминирование АПЛ
Главной движущей силой, гегемоном и примером для подражания по части получения коммерческой выгоды в Европе является Английская премьер-лига (АПЛ), которая демонстрирует огромный рост с начала своего учреждения в 1992 г.
Если в середине 1980-х гг. лига зарабатывала по сделке с телекомпанией ITV Sports порядка 12 млн фунтов в год, то первый контракт обновленного турнира на пятилетний цикл (с сезона 1992/93 по сезон 1996/97) со Sky Sports принес АПЛ астрономическую на то время сумму – 304 млн фунтов, отмечает SportsPro.
Англичане первыми доказали преимущество бизнес-модели, согласно которой права реализуются коллективно и со справедливым распределением – заработанная чемпионом сумма не может превышать доход аутсайдера более чем в 1,5 раза.
Такой подход, а также развитие технологий позволили АПЛ в декабре 2023 г. подписать со Sky Sports и TNT Sports рекордный четырехлетний контракт стоимостью 6,7 млрд фунтов. (1,67 млрд фунтов в год).
АПЛ еще не оглашала данные по реализации зарубежных прав в новом цикле, поскольку продолжает переговоры с рядом телекомпаний из различных стран, но, с большой долей вероятности, они снова превзойдут внутренние.
Согласно предыдущей трехлетней сделке, лига заработала 5 млрд фунтов за показ своего продукта в Великобритании, тогда как продажа глобальных прав принесла 5,05 млрд фунтов.