В субботу, 26 апреля для студентов групп «А-33» и «А-34» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» будет организовано выездное занятие в культурном центре ЗИЛ (ул. Восточная, 4к1, проезд до станции метро «Автозаводская»).
Тема: «Особенности цифрового искусства в эпоху WEB 3.0: от ИИ до художников-киборгов».
Начало: 12:00.
Спикер: Стелла Лабужская, основатель первой российской мета-институции «SAS Metagallery».
При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с интервью Стеллы изданию «Реальное Время».
Стелла Лабужская. Фото из личного архива
«Цифровое искусство не заканчивается на пикселях»: Стелла Лабужская о новых гранях современного творчества
Когда мы слышим «цифровое искусство», первое, что приходит в голову — NFT, пиксельные картинки и виртуальные галереи. Но технологии проникают в искусство куда глубже и неожиданнее, чем может показаться на первый взгляд. Художники экспериментируют с генетическими кодами, превращают биометрические данные в скульптуры, создают интерактивные инсталляции, реагирующие на эмоции зрителей.
О том, как стираются границы между цифровым и физическим в современном искусстве, мы поговорили со Стеллой Лабужской — человеком, который стоит у истоков этих изменений в России.
Создательница первой российской мета-галереи SAS Metagallery, куратор проектов на стыке науки и искусства, Стелла работает с художниками, которые не боятся экспериментов.
В этом интервью Стелла рассказывает о самых неожиданных способах использования технологий в современном искусстве, делится историями художников, которые переосмысливают традиционные формы творчества, и размышляет о том, как меняется восприятие искусства в эпоху глобальной цифровизации.
Стелла, вы стоите у истоков развития Web 3.0 в российском искусстве. Как изменилось ваше понимание цифрового искусства за эти годы?
За последние годы изменилось не только моё понимание цифрового искусства, но и сама его природа. Раньше это был довольно узкий сегмент — пиксель-арт, компьютерная графика, цифровая фотография. А одной из насущных проблем заключалась в невозможности защитить авторство: художники записывали свои работы на флешки, пытаясь хоть как-то контролировать распространение произведений.
С появлением Web3 ситуация кардинально изменилась. Блокчейн и токенизация решили вопрос с правами собственности, появился прозрачный вторичный рынок.
Но что еще важнее — расширились границы самого цифрового искусства.
Нейронные сети создали новый формат — AI-арт, а художники начали экспериментировать с гибридными формами, соединяя, например, фотографию, искусственный интеллект и музыку в одном произведении. Мы наблюдаем удивительный симбиоз разных видов искусства, который был невозможен раньше.
Вы создали первую в России метагалерею. Расскажите, как физические галереи реагируют на цифровую трансформацию?
Ситуация заметно изменилась за последнее время. Если раньше традиционные галереи относились к цифровому искусству настороженно или даже негативно, то сегодня мы видим совсем другую картину. Крупные галереи не просто принимают цифровое искусство — они начинают интересоваться его возможностями.
Конечно, российский арт-рынок меняется медленнее, чем зарубежный. Но я уверена, что в ближайшие 2-3 года мы увидим серьезные изменения.
Традиционные галереи не только признают цифровое искусство равноценным физическому, но и сами начнут активно использовать новые технологии.
Это неизбежно: новое поколение зрителей и коллекционеров живет в цифровой реальности. Более того, я предполагаю, что в перспективе цифровое искусство может даже превзойти традиционное по рыночным показателям.
Смотрите также: