В 2025 году Cosmoscow укрепляется не только как выставка-торговая платформа, но и как культурный и институциональный узел: место пересечения художников, галерей, институций, коллекционеров, общественности. Если в прошлом ярмарки часто рассматривались преимущественно как событие продаж, то сейчас всё более очевидно, что их ценность — в программной наполненности, в экспериментах, в формировании культурного контекста.
С точки зрения галериста/куратора можно выделить такие ключевые цели ярмарки:
Поддержка свободного творчества и новизны. Программа «Художник года», «Институция года», «Музей года» призваны отмечать нестандартные практики, не всегда зависимые от коммерческой успешности. Это важный маркер зрелости арт-рынка.
Расширение географии и разнообразия. Участие галерей из регионов, дебютантов, новые международные гости — всё это создаёт богатую палитру. Космосков не просто московская ярмарка, но окно на художественную жизнь страны и за её пределами.
Кураторский контроль и качество отбора. Ярмарка остаётся кураторской: экспертный совет выбирает галереи по качеству проекта, визуальной презентации, репутации, программе за год. Это позволяет удерживать планку и формировать ожидания коллекционеров и публики.
Развитие инфраструктуры искусства и коллекционирования. Образовательные программы, публичные дискуссии, инициативы, направленные на вовлечение аудитории, — всё это не только служит просвещению, но и создает условия для устойчивого роста рынка.
Баланс коммерческого и некоммерческого. Галереи, которые продают, галереи-проекты, экспериментальные практики, социальные проекты — ярмарка соединяет эти пласты. Это важно для здоровья экосистемы: если бы коммерческая часть доминировала, риск стандартизации и утраты художественной остроты высок; если бы только эксперимент, — невозможность устойчивости. Cosmoscow ищет баланс.
Интернациональность и диалог культур. Спецпроекты, международные галереи (например, проект “Индия: как дух обретает материю”), участие зарубежных авторов и кураторов — всё это усиливает обмен, ставит российские галерейные и авторские практики в более широкий контекст.
Сложности логистики и представления новых практик. Новые галереи часто испытывают нехватку ресурсов, опыта стендовой презентации, что может сказаться на восприятии. Кураторы ярмарки, выставки, партнеры могут сыграть важную роль в менторстве.
Чувствительность к контексту: политическому, экономическому, международному. Поддерживать международный диалог и сохранять доверие сложно, учитывая санкции, ограничения, колебания интересов.
Коммерческая устойчивость vs эксперимент: есть риск, что галереи ориентируются на то, что “продастся”, и утрачивают рискованное, провокационное, исследовательское.
Рост ожиданий аудитории: публика становится более критичной, искушённой; хочется не просто выставки, но смысла, повествования, сюжета, участия.
Возможность представить художников на национальной и международной арене, выйти за рамки своего региона.
Знакомство с коллекционерами, экспертами, институциями, что может открыть новые каналы сотрудничества и продажи.
Возможность экспонентам экспериментировать с форматом, пробовать разнообразие техник и медиа, участвовать в кураторских спецпроектах и инициативах.
Встраивание в дискуссию — не просто показ, но участие в формировании художественного поля и институциональной среды.
Из моего опыта несколько важных практических акцентов:
Ниже — подборка галерей-участников Cosmoscow 2025, которые, на мой взгляд, особенно интересны и перспективны. Причины выделения — сочетание художественной программы, экспериментальности, репутации, возможного интереса коллекционеров и критиков
Anna Nova Gallery(Санкт-Петербург)
Галерея, которая умеет сочетать живопись, скульптуру, графику. На стенде: Denis Patrakeev, Ilya Fedotov-Fedorov, Dima Filippov, — темы природы, формы, трансформации, шедших из края (“природный” материал, ландшафт, тело) интересны как для коллекционеров, так и для более концептуальных зрителей.
Marina Gisich Gallery / Marina Gisich Projects
Это один из ключевых игроков в Питере с сильным визуальным языком. В этом году они отмечают 25 лет, что уже само по себе даёт поводы к рефлексии; их “кураторская платформа” с моно-зонами усиливает фокус на художнике как личности и стилевой манере.
MYTH Gallery
Синтез экспериментального и зрелого, с интересным подбором художников, с акцентом на память, дестабилизацию образов. Их стенд показывает художественные стратегии, связанные с размытием границ между архивом и воображаемым.
Ruarts Gallery
(Москва) — репутация, широкий набор художников, включение и коммерческих, и более исследовательских направлений. Хороший выбор, если интересует стабильность и качество.
Alina Pinsky Gallery
Появляется с работами Evgenii Muzalevsky, что обещает визуально сильную презентацию; галерея активно участвует в рынке, но при этом показывает интересное художникам.
Art Object Gallery (Владивосток)
Региональные галереи — особенно из дальних, географически “периферийных” точек — дают пространство новым взглядам. Art Object приносит дух Владивостока, другая температура, другие истории.
Krassky Gallery
Дебют с проектом Vincenzo de Cotiis — это интересно как пример пересечения архитектурного, художественного, возможно дизайнерского. Возможность визуально и концептуально сильного блока.
До встречи!