Маршрут: Ташкент → Самарканд → Бухара (Бухарская биеннале).
Ключевая идея: через ремесла к современному искусству: изучение локальных техник, полевых исследований и кураторской практики в контексте международной биеннале.
Цель программы: участие в первой Бухарской биеннале современного искусства, а также глубокое исследование пересечений ремесла и актуального искусства в культурном контексте Центральной Азии
Узбекистан — одна из тех точек на карте, где история не хранится в музеях, а живёт в воздухе. Здесь перекрёсток дорог, где веками встречались Восток и Запад, торговцы и поэты, мастера и философы. Именно через территорию современного Узбекистана пролегал Великий шёлковый путь — живая артерия обмена знаниями, ремёслами, эстетикой.
В этой земле всё связано с руками: глина, шёлк, металл, дерево и с тем, как человек через материал рассказывает о себе, передавая свое своё реместо через поколения.
Современный Узбекистан сегодня вновь становится центром притяжения: художники, кураторы и исследователи обращаются сюда не ради экзотики, а чтобы услышать язык ремесла, которое древнее слова «искусство».
Стажировка факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA стала путешествием по этому языку: от древних техник к новым смыслам, от мастерской к биеннале, от ремесла к современности. Программа была организована как полевой образовательный интенсив: лекции, экскурсии по институциям, воркшопы с ремесленниками и непосредственное погружение в работу биеннале.
Ташкент — это место, где старинные медресе соседствуют с модернистской архитектурой и пространствами для актуального искусства. Здесь, по-прежнему, живы мастерские, где глина, шелк и металл говорят языком веков и одновременно открываются независимые галереи, в которых художники обсуждают тело, идентичность и память. Эта двойственность ремесла и концептуального современного искусства и задала тон всей стажировке.
Первый день — встречи с кураторами и исследователями в Ташкенте. Группа побывала в мастерской легендарного керамиста Алишера Рахимова, в современной галерее Bonum Factum и в Государственном музее прикладного искусства Узбекистана, где студенты обсуждали с локальными художниками актуальные вопросы.
В Ташкенте искусство ощущается как движение: ещё не закреплённое в институциях, но уже формирующее язык. Участники стажировки увидели, как художники региона работают на грани между документом и мифом, создавая собственный способ говорить о настоящем через материю традиции.
Первый день стажировки начался встречей с человеком, чьё имя для Узбекистана — знак преемственности.
Родившийся в Ташкенте и выросший в семье мастеров, Алишер Рахимов стал седьмым поколением в династии керамистов, чьи корни уходят к легендарному Мухитдин Рахимов. Его семейная история переплетается с материалом — глиной, глазурью, огнём печи и с непрерывным стремлением «слышать» форму и время.


Алишер посвятил себя ремеслу. Он является автором документальных фильмов для UNESCO о керамике Узбекистана, автором и редактором книг, составленных его дедом и переизданных под его наблюдением.
В его мастерской функционирует школа-«Усто-Шогирд» (мастер — ученик), созданная в 2006 году, где молодые люди знакомятся с технологией, эстетикой и смыслом ремесла.
Мастер встретил нас в тени персиковых деревьев, в окружении печей и глиняных форм. Рабочее пространство Рахимова — это дом, мастерская и сад одновременно. В старом квартале Ташкента, среди узких улиц и тихих дворов, находится студия, окружённая зеленью, тенистыми уголками, где время тянется иначе. Его речь спокойная, почти суфийская была о дыхании, тишине и ремесле как способе слышать мир.
«Если хочешь говорить с глиной — сперва научись молчать. Глина — это живое. Она не прощает спешки. Она знает правду о тебе раньше, чем ты сам», — сказал он.
Мы расписывали тарелки в традиционном узбекском стиле: гранаты, ветви, орнаментальные волны и постепенно поняли, что рисунок становится разговором с материалом. Мы сидели вокруг стола под чутким взглядом мастера и его дочери и начали наносить узоры: гирлянды из гранатов, перья птицы, сетка арабесок. Мастер попросил задуматься, откуда берётся орнамент, почему гранат — символ востока, почему линия изгиба напоминает путь каравана. После мы пили чай в саду, звучала музыка, сродни молитве или медитации, общались с детьми мастера, которые продолжают его дело: сын, работающий в современном направлении, экспериментируя с глазурями и формой; дочь — дизайнер, соединяющая традиционные орнаменты и моду. В этом доме-мастерской ремесло оказалось живым слепком памяти, которое дышит вместе с современностью.
Его мастер-класс стал уроком не только техники взаимодействия с материалом, но и умения слушать, вступать с ним в диалог. Многие участники признавались, что впервые почувствовали, как ремесло превращается в философию.
В той встрече проявилась его нежность: он не был формальным мастером-демонстратором. Он был хозяином, проводником, сторожем традиции, который улыбался, задавал вопросы, слушал. И в этом слушании мы увидели мудрость.
Следующей точкой стала галерея Bonum Factum — первое частное арт-пространство Узбекистана, открывшееся в Ташкенте в 2020 году. Для местной сцены это событие стало символом поворота: здесь впервые появился формат независимой галереи, где художественный процесс и публичная дискуссия существуют на равных правах.
Bonum Factum — это не просто галерея, а лаборатория, где формируется язык нового узбекского искусства. Здесь проходят выставки, паблик-токи, образовательные программы. Галерея создаёт тот редкий тип пространства, где художники чувствуют себя частью мирового разговора.
Создательница и владелица галереи — Шахноза Каримбабаева, культурный менеджер и куратор нового поколения, которая сумела соединить образование, маркетинг территории и искусство. В разговоре с участниками RMA она подчеркнула, что миссия галереи — «создать живое, открытое пространство, где художник и зритель учатся смотреть друг на друга».
На момент визита в галерее шла выставка «Тело. Время. Жизнь» — документальные портреты женщин, живущих с тяжёлыми диагнозами. На снимках мы видим лица и жесты, в которых видна не только боль, но и принятие, бесконечное достоинство. В этом проекте галерея Bonum Factum показала, как узбекское современное искусство способно говорить о телесности, времени и хрупкости с глубиной и уважением, свойственными великим традициям Востока.
Каримбабаева сказала:
«Современное искусство в Узбекистане должно научиться быть уязвимым. Только тогда оно будет честным».
Это высказывание стало, пожалуй, лейтмотивом ташкентского блока стажировки: искусство как пространство разговора, как форма ответственности. Шахноза говорила с нами прямо, без пафоса, как человек, который прожил путь от государственного администрирования до частной инициативы:
«Когда я открывала Ташкентский Дом фотографии, к фотографии относились как к прикладному искусству. Я хотела показать, что это самостоятельный язык. Современный словарь ломается. Появляются другие формы восприятия: фотография, видеоарт. Мы живём в ожидании новой волны, когда искусство снова скажет что-то по-настоящему важное. Известность приходит не там, где живёшь. А там, где говоришь на языке, который понимают».
Она рассказывала, как организовывала международные фестивали, строила сеть контактов с кураторами из Германии и Японии, как делала шаги без поддержки государства.
Bonum Factum сегодня — это символ частной инициативы в стране, где искусство долго существовало в государственных рамках. Это пространство, где рождается современный визуальный язык Узбекистана: открытый, хрупкий, честный.
Завершением дня стала экскурсия в Государственный музей прикладного искусства Узбекистана, где хранится более десяти тысяч экспонатов: керамика, чеканка, золотое шитьё, резьба по дереву, национальные ткани и предметы быта.
Для студентов это было своего рода переходом от живого ремесла Рахимова и актуального искусства Bonum Factum к институциональной памяти: к истории, зафиксированной в музейных витринах: от традиции — к саморефлексии, от ремесла — к концепту, от наследия — к будущему.
*Йулнома (узб.) путь, путевой дневник
Куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»,
Юлия Ефимова