Выбрать обучение
Медиация в галерее Сабины Чагиной «Сабстанция»: разговор о стрит-арте, визуальном языке улиц и геймификация
Назад
17 Ноября

Медиация в галерее Сабины Чагиной «Сабстанция»: разговор о стрит-арте, визуальном языке улиц и геймификация

В галерее Сабины Чагиной «Сабстанция» прошла медиация для студентов факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Вела встречу арт-менеджер Татьяна Кропотова — человек, который в своей работе буквально стоит на границе между уличной средой и институциональным искусством.

Наш разговор был посвящён стрит-арту: его языку, эстетике, роли художника в городе и тому, как уличные практики входили и продолжают входить в профессиональный арт-мир. Формат медиации сочетал лекцию, дискуссию и элементы геймификации — мы не просто слушали, мы включались, угадывали, сопоставляли, спорили и анализировали.

Татьяна начала с истоков: с граффити как ремесла, где главное не эффектная картинка, а сам факт присутствия автора в городском пространстве.
Райтер — от «writer» — заявляет: «Я существую». Быстрый тег, «throw-up», «blockbuster», «bubble letters», «wildstyle» — это коды и социальные роли внутри субкультуры.

Стрит-арт как искусство: трафареты, муралы, постеры

Следующий слой — это то, что отличает стрит-арт от классического граффити: ориентация на художественный жест.

Трафареты, которыми так мастерски пользуется Бэнкси; уличные инсталляции и скульптурные объекты; муралы — согласованные и масштабные; постеры, стикеры, малые форматы, которые художник переносит на город как на открытую выставочную площадку.

Стрит-арт, по словам куратора, — это пространство абсолютной свободы. Он открыт, доступен, не требует «порогов входа». В отличие от музея, где дисциплина пространства диктует зрителю поведение, уличная работа действует эффектом внезапности: мы можем идти по улице, задумчиво смотреть под ноги — и сталкиваемся с вопросом, обращённым лично к нам.

О разрушении, документации и музеях стрит-арта

Мы обсудили феномен исчезновения и то, что стрит-арт по природе недолговечен.
Работы исчезают, закрашиваются, сносятся, горят. И именно поэтому фотодокументация становится ключевым способом сохранения.

Татьяна показала примеры «стрит-арт хранилищ»,  специальных институций, где сохраняют стены, фрагменты, документацию. Иногда целые плоскости здания вырезают и перевозят, как это происходило с работами Бэнкси.

Вопрос о границе: искусство или правонарушение, — стал поводом для обсуждения юридических аспектов и фестивалей, которые легитимизируют уличное искусство, вроде Glasgow Art Forks Festival или Уральской индустриальной биеннале.

Художники: от Кита Харинга до современных российских авторов

Мы познакомились с ключевыми фигурами:

  • Кит Харинг — архетип уличного художника как медиатора между улицей и галереей.

  • Ветераны российской сцены: Паша 183, Илья Мозги, Дмитрий Аске.

  • Команда «Яль», авторы ярких уличных визуальных кодов.

Отдельный акцент — на Владимире Абихе, чьи работы «Навсегда» и «Шум прибоя» были перед нами в экспозиции. Абих работает с темой пустоты, фиксации момента и двойственности присутствия/исчезновения. Его лентикулярные принты — уже институциональная форма стрит-арта, аккуратно вписанная в галерейную среду.

Геймификация: угадайка и работа с визуальной памятью

Чтобы вывести студентов из пассивного режима слушания, Татьяна предложила игру: студенты угадывали авторов по характеру линий, стилю букв, жесту, материалу.

Карточки без подписей, перемешанные изображения, внимательное всматривание  и постепенно каждый стал различать стилевые интонации, будто обучая зрительное мышление «видеть город иначе».

Как продаётся стрит-арт

Один из самых живых вопросов.

Мы пришли к нескольким важным выводам:

  • художник может продолжать работать в уличной среде, но продаваться внутри галерейного форматаблагодаря адаптации техник (мозаики, холсты, реплики стен, принты, документация);

  • успешные кейсы существуют: Дмитрий Аске и его сотрудничество с RuArts, продажи на Cosmoscow;

  • стрит-арт художник сегодня — это междисциплинарный автор, работающий на границе между живописью, граффити, инсталляцией, книгой, textile art;

  • рынок для уличных практик формируется через процесс институционализации — галереи, музеи, арт-ярмарки, архивы.

Татьяна показала работы художников, представленных в «Сабстанции», где аэрозольная техника соединена с печатными форматами: галерея экспериментирует с медиа, чтобы сохранить уличный жест и одновременно сделать его коллекционным.

Стрит-арт — это одновременно ремесло, искусство, игра, высказывание и след.
И наша задача научиться видеть эти следы, понимать логику жеста и поддерживать диалог между улицей и институциональной системой.

Мы продолжаем набор на основную программу факультета "Арт-менеджмент и галерейный бизнес", старт которого состоится уже 19 марта! Подробнее о курсе для арт-менеджеров и галеристов и подать заявку на обучение можно по ссылке: https://www.rma.ru/faculties/art/art-menedzhment-i-galereyny-biznes/
Куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»,
Юлия Ефимова
Регистрация
Вход
Учитесь у лидеров индустрии
Войдите в аккаунт, чтобы начать учиться
На указанную почту выслано письмо с инструкцией по восстановлению пароля

Оставить заявку на обучение

Наши консультанты свяжутся с Вами и ответят на любые вопросы о процессе обучения.
Спасибо за обращение!
Спасибо за вашу заявку!
Мы скоро свяжемся с вами.
Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Спасибо за регистрацию! Вам на почту отправлено письмо с инструкциями для подтверждения аккаунта.