Новости
Выбор факультета
18 июля 2014

Камерная выставка о большой войне

Выставочный стиль «Проуна» давно сложился: неожиданная тема, произведения мало известные, иногда незначительные, разножанровые, кинохроника или художественный фильм по теме, также полузабытый. Причина фирменного очарования проуновских экспозиций кроется в их неформальности, пренебрежении рангами и правилами, но не ради новаторства, а по легкомыслию. Выставки здесь создаются больше интуицией и чувствами, чем согласно поставленной задаче. Главное — не что хотел сказать куратор, а что тронуло зрителя. 

«На переломе» — выставка ожидаемая, «к дате», не первая и не последняя в череде подготовленных к столетию Первой мировой войны. И здесь, как и везде, картины, рисунки, документы, фотографии, пишут Ведомости.

Картины в основном из собрания Московского музея современного искусства. В центре внимания «Богоматерь на фоне Москвы» Владимира Дмитриева 1920 г. Ранняя подражательная работа будущего многократного лауреата Сталинских премий уже не раз показывалась. Вместе с трогательными портретами раненого солдата и сестры милосердия Нико Пиросманишвили и эффектно недописанным «Поручиком Петровым» Василия Шухаева картина эта — свадебный генерал на выставке.

Карикатуры и фотографии военного времени интересно рассматривать, но они, и им подобные, уже известны. Альбом «Война» Ольги Розановой и Алексея Крученых и литографии Наталии Гончаровой — классика авангарда, но не они обеспечили выставке победу у публики.

Самое сильное здесь — любовная переписка между мужьями и женами. «…Они юноши и им война сама по себе интересна, а я и здесь воодушевляюсь Богом и тобой, чтоб быть достойным Бога и тебя», — пишет с фронта Владимир Фаворский жене Марии. «О чем я думала? Оказывается, что тебе бы ужасно не шли бы мелкие чувства», — пишет Нина Симонович-Ефимова на фронт Ивану Ефимову. Вот эти большие чувства заставляют по-другому видеть натюрморты Фаворских и портрет любимого мужа Симонович-Ефимовой. Большие чувства — вот настоящие герои выставки.

Все новости >