Новости
Выбор факультета
07 февраля 2020

Лекция Виктора Мизиано «Куратор и его роль в современном искусстве»

В субботу, 8 февраля, в учебном центре RMA лекцию для студентов факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» прочитает куратор, президент Совета фонда «Манифеста» (Амстердам), главный редактор «Художественного журнала» (Москва) и «Manifesta Journal. Journal of Contemporary Curatorship» (Amsterdam) Виктор Мизиано. Тема лекции: «Куратор и его роль в современном искусстве». Начало в 14.00. При подготовке к лекции нужно прочитать книгу «Пять лекций о кураторстве».




О спикере:

Виктор Мизиано — теоретик современного искусства, куратор, трижды ответственный за русский павильон на Венецианской биеннале (1995, 2003, 2005 гг.), который, по его наблюдениям, всегда был необычайно адекватен состоянию дел в нашей стране: тому, как российская власть относится к искусству, какую функцию она ему отводит и какое место в обществе оно занимает. Пятнадцать лет назад придумал и возглавил «Художественный журнал» — важный альманах, посвященный современному искусству, где среди постоянных авторов можно встретить, например, Бориса Гройса. Участвовал в российско-шведской выставке Interpol. В 2007 году осуществил масштабный проект «Прогрессивная ностальгия. Искусство стран бывшего СССР» в Художественном музее КУМУ (Таллинн, Эстония), Центре современного искусства Луиджи Печи (Прато, Италия), Музее Бенаки (Афины, Греция), Музее КИАЗМА (Хельсинки, Финляндия). Последний кураторской проект — международная выставка «Невозможное сообщество» в Московском музее современного искусства, 2011. Президент Совета фонда Манифеста (Амстердам). Доцент Новой академии художеств (NABA), Милан. Почетный профессор Университета искусства и дизайна в Хельсинки.

О книге «Пять лекций о кураторстве»

Виктор Мизиано трижды ответственный за российский павильон на Венецианской биеннале — в 1995, 2003, 2005 годах. Это разбавляет рассказ — он приводит примеры, в том числе, собственных выставок и проектов, хотя изначально опирается на канонические («Когда отношения становятся формой» Харальда Зеемана, «Июль август сентябрь 1969» Сета Сигелауба, «Музей современного искусства. Отдел орлов» Марселя Бротарса), и в итоге оказывается, что фактически, кураторство можно рассматривать без визуальных иллюстраций — как мир чистых идей. Конечно, в идеале кураторство, как процесс, осознается в процессе постижения выставки, но Мизиано хватает сил вполне серьезно уловить основы понятия и доказать свои мысли умозрительно: как он говорит в самом начале, главный инструмент работы куратора — язык, и в общем, как настоящий куратор, доказывает это своими словами. Они, в принципе, достаточно очевидны, если вдуматься: например, куратор — это человек, заботящийся о художнике и активно участвующий в процессе создания произведения; или вот еще — куратору, ограниченному институцией (музеем), достаточно посмотреть каталоги и выбрать работы, а куратор свободный проводит смотры и находит что-то в непосредственной от себя близости (при условии перемещений). Примерно этому посвящена вся первая лекция — отделению кураторов от другого мира; во второй Мизиано встраивает их в систему искусства.

Дальше, в «Грамматике выставки», идет четкий разбор жанров, где, например, доказывается, что не только вполне очевидные кураторские вещи (биеннале-триеннале) могут быть отнесены к «нематериальному производству», но и «историко-художественные» выставки, называемые академическими, основанные на научных исследованиях, или «тематические» выставки, продолжающие какие-то общественные проблемы. Или, что, по-моему, вообще интересно — «репрезентационные» выставки, представляющие искусство какого-то региона, поколения, вида или жанра: именно такие наиболее часто встречаются в нашем городе, и они фактически не проницаемы для анализа с точки зрения кураторства — Мизиано «оправдывает» их критерием новизны, то есть кураторы в этом случае открывают или переоткрывают авторов — их работы «впускаются» в поле искусства, и музеи выступают как гаранты качества.

Адресованная не только обычным зрителям, но и художникам (Мизиано постоянно подчеркивает, что куратор — друг, товарищ и брат, и нужно двусторонне привыкать друг к другу), книга, кажется, рассчитана даже на самых далеких от искусства людей — держащая в тонусе сознание — факты, фамилии, постоянная апелляция к различным социологическим теориям — она, тем не менее, не создает ощущения претенциозности или надменности. Истины, о которых и не подозревал, преподносятся как открытия, но всегда есть возможность их дополнить: например, выводы не всегда напрашиваются сами собой, но отдельные куски легко приложить на собственный город («Быстровка» все-таки удивительно своевременный проект, жаль не докрученный до ума), и в какой-то момент складывается ощущение, что внутренности махины современного искусства разобраны и обстоятельства кураторства разъяснены. Первая на русском языке попытка теоретического описания кураторской практики в любом случае стоит внимания — здесь не только попытка понять какие-то общие механизмы, но и отличия российского опыта от мирового (четвертая лекция) и попытка встраивания его в контекст.


Дополнительные материалы по теме:

«Чайки, рынок и воображаемые страны» — Виктор Мизиано о проекте «Удел человеческий». «Афиша Daily», июль 2018 года.

«Любим ли мы современное искусство и любит ли оно нас?» — колонка для Forbes, май 2017.

 


Все новости >