Новости
17 декабря 2014

"Ни дня без линии" — событие международного масштаба

Выставка «Ни дня без линии» немецкого и швейцарского художника Пауля Клее, которая открылась во вторник в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени Пушкина (ГМИИ), впервые в России представит более 150 произведений крупнейшего европейского авангардиста и теоретика искусства из коллекции Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и других собраний Швейцарии.

Выставка приурочена к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. В экспозицию Галереи искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков в ГМИИ вошли произведения живописи и графики, созданные мастером в разные периоды творчества, а также уникальные артефакты, среди которых композиции-гербарии, инструменты и фотографии из мастерских Клее, куклы, участвовавшие в импровизированных представлениях кукольного театра в доме художника.

The Art Newspaper публикует комментарий Самуэля Келлера, директора Фонда Бейелера в Базеле, участвующего в этом проекте.

«Фонд Бейелера владеет 22 работами Пауля Клее, из которых на выставку в ГМИИ мы привезли 14. После произведений Пикассо коллекция Клее — самая большая в нашем собрании. Дело в том, что основатель фонда Эрнст Бейелербыл большим поклонником творчества Пауля Клее и сам организовал несколько его выставок. Особенно Бейелеру нравились поздние работы Клее, и поскольку он был также арт-дилером и через его руки прошло большое количество работ художника, то была и возможность выбрать для своей коллекции лучшие вещи последнего периода его творчества. Наше собрание Клее настолько значительно, что парижский Музей Орсе в 2011 году даже предложил организовать выставку художника исключительно из наших вещей.

Что касается нынешней выставки в ГМИИ, то это наш второй большой совместный проект. Хотя мы являемся швейцарским музеем, в нашем собрании представлено только два художника-швейцарца — Альберто Джакометти и Пауль Клее. И в первый раз мы привезли в Москву (это было в 2008 году) как раз выставку Альберто Джакометти, которая затем была показана и в Эрмитаже.

Что касается выставок Клее в мире, то его любят везде, и многие музеи охотно его показывают. Особенно это относится к японцам, у которых после Клода Монеэто самый любимый европейский художник. Идея московской выставки возникла год назад у директора ГМИИ Марины Лошак. И мы тогда сразу же решили, что поскольку это первый показ Клее в России, то необходимо представить все этапы его творчества и все жанры, в которых он работал. Естественно, чтобы сложилась такая объемная выставка, коллекции только Фонда Бейелера было недостаточно, и мы очень благодарны, что к ней подключились Центр Пауля Клее, Художественный музей Берна и Художественный музей Цюриха. Я не побоялся бы даже сказать, что выставка Пауля Клее в Москве — событие международного масштаба, учитывая то, что в ней участвует несколько художественных институций и что у ее посетителей есть редкая возможность познакомиться со всем творчеством этого художника».

Все новости >