Новости
21 апреля 2015

Фактор сетки (ВИДЕО)

В съемочном комплексе "Главкино" прошел суперфинал первого сезона нового шоу талантов "Главная сцена", который транслировал телеканал "Россия". Преподаватель факультета "Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений", обозреватель ИД "Коммерсантъ" Борис Барабанов рассуждает о том, нужен ли стране еще один конкурс молодых исполнителей.

Молодым исполнителям он точно нужен. Как минимум это возможность снять качественные видео. Когда за дело берутся производители уровня компании "Красный квадрат", можно быть уверенным, что даже на уровне кастинга или пилотных выпусков артистам гарантирован качественный свет и звук, а также профессиональная многокамерная съемка. "Главная сцена" была как минимум возможностью заполучить для своих сайтов и соцсетей высочайшего уровня кадры. Корреспондент "Ъ" ловил себя на том, что некоторые технические решения, например те, что были использованы в номере группы "Моя Мишель" "Когда ты стоишь ко мне близко", он видит не только впервые на нашем ТВ, но и вообще впервые.

Но помимо красивой картинки музыкантам, конечно, требовался карьерный толчок. Трудно придумать лучшие кандидатуры, чем те, что собрались в жюри. Продюсеры Виктор Дробыш, Максим Фадеев, Константин Меладзе и Игорь Матвиенко много лет заседают в жюри разнообразных конкурсов талантов и прошли среди прочего через "Фабрику звезд" — первый проект такого рода в России. Максим Фадеев даже ухитрился в вечер суперфинала разорваться между студией "Главной сцены" и детским "Голосом", который снимали в соседнем павильоне. По-настоящему непредсказуемой и важной фигурой был американский продюсер русского происхождения Уолтер Афанасьев, автор хитов Мэрайи Кэри, Джессики Симпсон и многих других. Несмотря на сложную международную обстановку, в эфир то и дело прорывались крамольные по нынешним временам фразы о том, что того или иного артиста "Уолтер заберет с собой в Калифорнию".

До этого пока не дошло, хотя подопечная Уолтера Афанасьева Ксения Дежнева выступила на высочайшем уровне. Она не выиграла главный приз, но продюсер смог создать для нее номер, в котором выразились одновременно и американская эстрадная школа, и происхождение автора, и его знание классической музыки. Подопечная американца в итоге получила специальный приз Министерства культуры РФ.

Главного приза удостоился Сардор Милано из Ташкента, студент училища имени Гнесиных с голосом в три с половиной октавы. Главный приз на "Главной сцене" — гастрольный тур по стране. Деталей тура Сардора Милано пока никаких нет. И вообще, концертные турне участников таких шоу — вещь, очевидная только на первый взгляд. Например, по данным "Ъ", только этой весной было отменено около 50 концертов участников шоу "Голос". Люди в регионах стали в принципе гораздо хуже ходить на концерты и готовы расстаться с деньгами, только если очень точно представляют себе, что именно получат на сцене.

Судьбу Сардора Милано в конечном счете решит концертный рынок, насильно загонять на концерты никто не будет. Ровно так же рынок решит и судьбу песен конкурсантов на радио. Скажем, ресурс moskva.fm, отслеживающий все ротации всех песен на всех российских радиостанциях, пока не дает информации о присутствии в эфире Сардора Милано, а полюбившаяся зрителям и судьям "Главной сцены" песня "Моей Мишели" "Дура" только-только попала в эфир "Русского радио". Вообще, "Главная сцена", безусловно, звездный час суперфиналистов из "Моей Мишели". Эта резвая и умная поп-команда давно и безуспешно штурмовала всевозможные площадки и конкурсы и даже некоторые выигрывала (см. "Ъ" от 22 декабря 2014 года), но только федеральный эфир способен сделать музыкальный коллектив по-настоящему узнаваемым. "Моя Мишель" формально осталась без наград, но получила столько комплиментов от мастеров жанра, что не замечать ее уже не удастся. Тем более что группа теперь официально является подопечной продюсера Матвиенко, который курировал ее во время проекта.

"Главная сцена" вместе с детским "Голосом" — это точно победа "Красного квадрата", который является производителем обоих шоу, прошедших в хорошее время в пятницу. Однако проиграл зритель, который хотел насладиться и тем и другим проектом. Программы встали в телевизионной сетке друг напротив друга, и в итоге у "Главной сцены" по России рейтинг 2,3, доля 7,2, а по Москве рейтинг 2,3, доля 6,4. У "Голоса. Дети" показатели существеннее: по России рейтинг 7,4, доля 23,5, по Москве рейтинг 10,5, доля 29,2. О причинах таких результатов можно спорить долго. Одной из них вполне может быть тот факт, что "Главная сцена" изначально задумывалась как российская версия знаменитого британского шоу "The X Factor". Это проверенный годами и странами формат, от производителя требуется только неукоснительно следовать "библии" шоу. Однако за две недели до начала съемок представители владельцев формата "The X Factor" Fremantle Media отозвали лицензию, ссылаясь на санкции против России. В итоге родился проект, который по замыслу создателей отвечает и современным реалиям отечественного шоу-бизнеса, и ожиданиям аудитории. А Fremantle Media посчитала, что речь действительно идет об оригинальном формате, и было принято совместное решение признать его таковым. "Мы благодарны руководству ВГТРК, что нам доверили сделать качественный телевизионный и музыкальный продукт и не ставили перед нами задачи заниматься исключительно "цифрами"",— сказал "Ъ" генеральный директор "Красного квадрата" Илья Кривицкий. 

Все новости >