«Лазарь Хидекель и супрематизм» (ВИДЕО)
Работы одного из талантливейших представителей русского авангарда - Лазаря Хидекеля (1904-1986) - выставлены в зале всемирно известного аукционного дома Christie's в Нью-Йорке. Эта некоммерческая экспозиция была приурочена к презентации новой монографии «Лазарь Хидекель и супрематизм», посвященной необычному пути этого самобытного художника, стоявшего у истоков супрематизма - основанного Казимиром Малевичем направления в искусстве, где средством выражения мысли художника были разновеликие геометрические формы и яркая цветовая гамма, пишет ТАСС.
Уроженец Витебска Лазарь Хидекель в 14-летнем возрасте был принят в художественную школу Марка Шагала. "По приглашению Шагала в эту школу приехали такие выдающиеся художники, как Мстислав Добужинский, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий и Казимир Малевич, - отметила в беседе с корр.ТАСС доктор искусствоведения Регина Хидекель, президент созданного в США "Общества Лазаря Хидекеля". - Эта школа на какое-то время стала одним из центров мирового искусства. Там Лазарь Хидекель прошел обучение у лучших учителей того времени и стал одним из трех-четырех учащихся этой художественной школы, кто сумел глубоко и органично воспринять супрематизм".
"Хидекель очень рано ухватил суть супрематизма, осознал его формообразующий потенциал и революционное значение, продолжая развивать и осуществлять идеи супрематизма в искусстве, архитектуре, дизайне, теоретической и педагогической работе в течение своей долгой жизни, - отметила Регина Хидекель. - Название "супрематизм" - искусство, основанное на геометрическом восприятии мира, - происходит от латинского слова supremus (наивысший). Можно сказать, что ничего более радикального в искусстве со времен супрематизма не появилось, а вклад Лазаря Хидекеля в развитие этого направления в том, что он, как архитектор, вывел "двумерный" плоскостной супрематизм в трехмерный объем".
Еще одной особенностью творчества Хидекеля было то, что он в своих работах стремился использовать минимальное количество геометрических форм и контрастных цветов. Свои новаторские для начала ХХ века взгляды Хидекель применил и в архитектуре. "Уже в середине 1920-х годов, будучи студентом Института гражданских инженеров, он начал проектировать города будущего, например "Надводный город" (1925), - отметила Регина Хидекель. - Одна из его работ того времени - проект рабочего клуба. Это был первый реализованный проект архитектурного супрематизма (1926), который был мгновенно опубликован за рубежом. Его первыми самостоятельными архитектурными работами стали постройки первого в СССР Радиотеатра (1928), Дома радио, электростанции и соцгородка на Невской Дубровке (1930-1933)".
Крупными работами Хидекеля стали первый трехзальный кинотеатр "Москва", уже в 1968 объявленный памятником архитектуры регионального значения, здания школ, Ленинградского института гражданских инженеров (ЛИСИ) и Гидрометеорологического института на правом берегу Невы. Под влиянием Хидекеля в ленинградской архитектурной школе возникло направление супрематического конструктивизма.
"Наряду с художественными работами Хидекеля сегодня для музейных кураторов особый интерес представляют его футурологические архитектурные проекты, - добавила Регина Хидекель. - Ведь он был одним из первых архитекторов, стремившихся при проектировании учесть такой важнейший фактор, как экология. Еще в 1920-х годах он говорил о том, что противоречия между цивилизацией и природой должны быть решены в гармоническом единстве: развитие цивилизации при сохранении природы. И эти взгляды - беречь природу и защищать человека через создание экологических архитектурных проектов - он пронес через всю жизнь". Это художественное и научное наследие "Общество Лазаря Хидекеля" использует для популяризации произведений русского авангарда и супрематизма - "направления, которое мы считаем одним из самых важных и влиятельных явлений мировой визуальной культуры ХХ и ХХI веков", подчеркнула Регина Хидекель.