В мае 2015 года мессенджер Snapchat достиг отметки в 100 миллионов пользователей в день — это примерно десятая часть аудитории Facebook (936 миллионов), а сам стартап оценивается в $15 миллиардов. Редакция vc.ru разобралась, как менялись предпочтения аудитории соцсети и какие причины могли послужить популярности сервиса.
В 2011 году, когда выпускники Стэнфордского университета Эван Шпигель и Бобби Мёрфи запустили Snapchat, приложение стали загружать калифорнийские школьники, поскольку видели в нем удобный приватный способ общения.
Во-первых, оно позволило обмениваться информацией, минуя пристальный взор родителей и учителей. Во-вторых, оно работало по Wi-Fi, то есть отправление сообщений никак не сказывалось на семейном бюджете. В-третьих, Snapchat, в отличие, например, от WhatsApp, поддерживается не только на смартфонах, но и на других устройствах с операционными системами iOS и Android.
«Одна из причин, по которой Snapchat стал модным среди подростков, — они смогли переписываться в нем через iPod, — говорит генеральной менеджер исследовательской компании YPulse Джейк Кац. — Для этого не нужно иметь вообще никакого телефона».
Шпигель и Мёрфи создали обновленную версию приложения в сентябре 2011 года. Спустя две недели они заметили приток новых пользователей, причем всплеск активности наблюдался в промежутке между 8:00 и 15:00.
Наибольшая активность приходилась на среднюю школу в округе Ориндж в Калифорнии. Как оказалось, мама Шпигеля рассказала о приложении его двоюродному брату — учащемуся этого заведения. Тот показал сервис друзьям, после чего им стала пользоваться вся школа.
Постепенно информация о Snapchat распространилась по Южной Калифорнии, чьи жители сыграли большую роль в росте популярности сервиса — в начале 2012 года количество активных пользователей в день выросло с трех тысяч до тридцати всего за месяц.
Обозреватель изданий Inc и The New York Times Джин Маркс, который также является владельцем малого бизнеса в Филадельфии и отцом трех выпускников средних школ, объясняет популярность сервиса не столько уничтожением данных, сколько изменением природы коммуникации среди подростков: «Традиционно родители жалуются на то, как много их дети переписываются. Вторая жалоба — подростки больше не пишут слова полностью. Коммуникация становится всё короче и короче. Snapchat пошел еще дальше — показал, что слова больше не нужны».
У Джейка Каца своя теория взлета сервиса среди школьников: «Это что-то вроде бета-тестирования самого себя, формирования идентичности в реальном времени. Ты можешь получить обратную связь от друзей, не оставляя следов. Это не стыдно, и в то же время работает система вознаграждения — пользователь испытывает те же положительные ощущения, как при загрузке контента в Facebook».
В апреле 2013 года через Snapchat проходило 150 миллионов изображений в день — в три раза больше по сравнению с предыдущим кварталом.
Пока основателей обвиняли в поощрении «секстинга» и шутили об исчезновении выручки за 10 секунд (по аналогии с сообщениями), рост аудитории продолжался: в июне того же года количество передаваемых фотографий увеличилось до 200 миллионов в день.
Тем временем, Facebook теряла внимание подростков. В августе 2013 года в Mashable вышла колонка 13-летней девушки Руби Карп, заявившей, что Facebook больше не устраивает современную молодежь: «Мой единственный друг в Facebook — это, кажется, моя бабушка. В этой соцсети сидят наши родители и их друзья. Проблема не только в том, что мне на стену постоянно приходят сообщения типа «Здравствуй, мой сладкий пирожок». Мои друзья выкладывают фотографии, приносящие кучу неприятностей дома».
Девушка жаловалась на вмешательство родителей в личную жизнь, которое усилилось с популярностью Facebook среди взрослых пользователей. Также она отмечала, что соцсеть провоцирует насмешки со стороны одноклассников, которые публично пишут неприятные комментарии под публикациями.
В тот период Snapchat получила инвестиции от компаний Institutional Venture Partners, General Catalyst Partners и SV Angel — общий объем финансирования, включая другие вложения, составил $75 миллионов.
«Это невероятная сумма для компании, которая не имеет никакого плана монетизации и чей основной ресурс исчезает спустя несколько секунд», — писало издание Inc. Однако инвесторы не слепо верили в сервис. Партнер IVP Деннис Фелпс отметил в своем блоге, что его компания впечатлена серьезным ростом молодой аудитории приложения, но также признал: «Не секрет, что Snapchat еще не начал монетизироваться».
Исследование, проведенное в 2015 году аналитической компанией GlobalWebIndex,показало, что конфиденциальность — наименее важная причина, по которой опрошенные используют Snapchat, хотя именно она исторически была главной особенностью сервиса. Ее указали всего 30% участников. Зато 69% выбрали ответ: «Им весело пользоваться».
Читать далее…