Музыкальные исполнители не раз жаловались на то, что стриминговые сервисы практически не платят им отчислений. К примеру, группа Grizzly Bear за 10 000 прослушиваний на Spotify получила чуть больше $10. Тем не менее, сервисы, предлагающие музыку по подписке, развиваются и забирают большую долю продаж у цифровых и физических носителей. Журнал vc.ru разобрался, как стриминговые сервисы влияют на музыкальные продажи и почему некоторые исполнители до сих пор запрещают публиковать в них свои альбомы.

20 ноября певица Адель выпустила альбом «25». В Великобритании за первый день продали более 300 000 его копий. На третий день количество проданных копий увеличилось почти в два раза — до 538 000. В истории Великобритании это третий случай, когда альбом продаётся более 500 000 раз за одну неделю.
В США «25» тоже побил несколько рекордов. Лейбл Columbia Records отгрузил магазинам 3,6 млн дисков — больше было лишь у альбома «No Strings Attached» группы NSYNC. Спустя три дня альбом Адель купили более 2,3 млн раз, что сделало его самым быстро продающимся альбомом 21 века. Согласно информации Billboard, количество купленных альбомов перешагнуло отметку в 3 млн копий и продолжает расти.
Феноменальным продажам сопутствовало многое. Это и невероятная известность певицы, и пятилетний перерыв в творчестве, и шикарный продюсерский состав. Однако был и еще один фактор.
Ни в Spotify, ни в Apple Music, ни в других стриминговых сервисах альбом до сих пор недоступен. В каждом сервисе можно прослушать лишь заглавный трек «Hello».
Исследователи Луис Агуйар и Джоэль Вальдфогель называют это «подходом Тэйлор Свифт». В конце 2014 года певица удалила свой альбом из Spotify, так как прослушивания в сервисе отрицательно сказывались на продажах. То же сейчас происходит и с альбомом Адель — когда первый период взрывных продаж пройдёт, альбом наверняка появится во всех стриминговых сервисах.
«Подход Тэйлор Свифт» могут применять лишь популярные исполнители. Для остальных же стриминговые сервисы сложно назвать способом заработка. За каждое прослушивание в Spotify исполнитель получает $0,007, как и в Tidal, а в Google Play Music — $0,0073. В Apple Music сумма гораздо меньше — $0,0013. Зато с помощью аудитории сервисов можно обрести популярность и затем зарабатывать на живых выступлениях.
Исполнитель Том Макрэ: «Друзья и близкие с гордостью говорят мне, что слушают мои ранние альбомы в Spotify, думая, что я получаю с этого деньги. Мне не хватает храбрости сказать им, что даже если они будут слушать мои песни по часу в день до конца своей жизни, полученных денег мне не хватит даже на выпивку баре».
Однако пользователей такая система полностью устраивает. За цену одного альбома они получают возможность слушать любую музыку в течение месяца. Исполнителям ситуация нравится меньше, но лишь самые известные артисты могут устраивать «забастовки», как это делала Тэйлор Свифт, Radiohead, Адель и другие.
Проблема стриминговых сервисов заключается не только в малых отчислениях. Есть мнение, что они, как и торрент-трекеры забирают долю продаж альбомов. Основатель Spotify Дэниель Эк считает мнение о вреде сервиса продажам мифом. Главный экономист Spotify Уилл Пейдж подтверждает слова Эка исследованием Spotify. В нём доказывается довольно спорный факт — исполнители, которые удаляют свои альбомы со Spotify, не продают больше копий.
У профессоров университета Миннесоты Луиса Агуйара и Джоэля Вальдфогеля другое мнение. В своём исследовании они доказали, что 137 прослушиваний песни на Spotify уменьшают её цифровые продажи на 1 единицу. Однако согласно их информации, доход музыкального лейбла с продажи одной песни равняется примерно $0,82. То есть, если умножить количество прослушиваний на плату за одно прослушивание в стриминговом сервисе ($0,07), получится примерно такая же сумма — $0,9. Исполнители получают примерно 10% от этой суммы.
Но это история Spotify — самого крупного сервиса на рынке музыкального стриминга. Игрокам поменьше приходится тяжелее. 16 ноября сервис радиовещания Pandoraобъявил о поглощении менее крупного конкурента Rdio. За несколько недель до этого руководство Rdio подало заявление о банкротстве. Этой покупкой Pandora старается вывести себя за пределы «сервиса радиовещания», считает редактор The Verge Бэн Поппер. По его мнению, даже таким крупным игрокам, как Spotify, нужно искать другие способы монетизации. В ином случае, их постигнет такая же судьба, как Beats Music и Rdio.
Несмотря на огромную ежемесячную аудиторию (60 млн), экономически Spotify не прогрессирует. За премиум-подписку платит лишь четверть пользователей. На остальных сервис зарабатывает, показывая рекламу. С 2012 года эти заработки упали с 40 центов с пользователя ежемесячно до 26 центов в 2014 году. Компания растёт, сервис улучшается, но финансовые показатели оставляют желать лучшего — в 2015 убытки Spotify составили $165 млн.