На ВДНХ состоялась презентация концепции обновленного павильона «Культура» (на фото), который теперь будет именоваться «Культпросвет». Непосредственный перезапуск этого пространства состоится лишь весной, а пока руководитель проекта, преподаватель факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Эдуард Бояков представил команду из 12 кураторов, под руководством которых переданный Минкульту павильон должен зажить новой жизнью. «Газета.Ru» побеседовала с Бояковым, чтобы выяснить его дальнейшие планы.
Скажите, как вообще возникла идея перезапуска павильона «Культура» и как вы оказались в этом проекте?
Все началось месяца четыре назад с неожиданного предложения Мединского заняться павильоном «Культура».
Он обратился к вам лично?
Да. Причем не было никаких установок или специальных акцентов. Я пытался сперва понять, есть ли «специфика» заказа. Но министр сказал, что должно быть живое место, привлекательное для людей. И добавил словосочетание, которое мне понравилось, — «смысловая витрина». Никакого намека на цензуру не было ни от него, ни от директора Росизо Сергея Перова. Я понимаю, что в чьих-то глазах подставляюсь, когда об этом говорю, но не упомянуть это считаю неправильным. В моей жизни чиновники один раз пытались мне что-то заказать. Это было девятнадцать лет назад, сразу после первого фестиваля «Золотая маска», который хорошо прошел, и Швыдкой, бывший тогда замминистра, принял решение помогать фестивалю. Так вот, тогдашний руководитель минкультовского отдела театров приглашает меня, говорит: «Раз мы поддерживаем фестиваль, вот театр из республики, который очень интересен, он украсит афишу». И протягивает кассету с записью. Я отвечаю: «Присылайте кассету в экспертный совет». Судя по его реакции, он такое слышал впервые. После этого я не сталкивался ни с заказом, ни с цензурой. Хотя мы в «Практике», например, много чего себе позволяли. Уж точно были наглее тех, кто сейчас себя на баррикадах ощущает.
Давайте теперь вернемся к тому, что происходит на ВДНХ.
Сейчас на ВДНХ новая команда. Многообещающая. Началось какое-то движение, и Минкульт, разумеется, решил не быть в стороне. Но когда павильон отдали министерству, похоже, возник естественный вопрос: что с этим пространством делать? Оно слишком сильное, слишком специальное. С театром, собором, с музеем-квартирой даже понятно, что делать, а здесь — не очень. Ни одна из привычных схем — типа «реставрация-реконструкция-приспособление» — тут не работает. С другой стороны, здесь и хипстерскими ужимками типа «вай-фай, кофейня, среда, семинары» не обойтись. Потому что ВДНХ — это вертикаль. Это образ рая на земле. Она так придумана. Она завязана на ампире… И на национальных мотивах. Первая идея в Минкульте, до разговора со мной, была выставить здесь картины соцреализма. Но это полная лажа, конечно, этого нельзя делать. В павильоне с узбекскими суфийскими орнаментами — ну какой соцреализм?! С этим пространством надо работать иначе и глубже. Собственно, я и сказал, мол, Владимир Ростиславович, давайте я не буду бросаться на амбразуру, а подумаю над концепцией. Позову лучших специалистов, дайте два месяца. По ходу дела нашелся небольшой бюджет — действительно небольшой, лично я за концепцию не получу ни копейки. Но захватила нас всех эта тема очень быстро. У нас сложился диалог с ВДНХ, они помогли с архивами, параллельно наша команда провела много ночей за обсуждением того, какая здесь может быть творческая и продюсерская модели, какой исторический контекст обязательно нужно учесть. Пытались обратиться к мировому опыту подобных междисциплинарных площадок…
Читать дальше…